СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно - обобщающий урок «Физика атомного ядра»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний..Повторить с учащимися: строение атома, строение ядра, ядерные реакции, решение задач на законы сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно - обобщающий урок «Физика атомного ядра»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (9 класс)
Повторительно - обобщающий урок «Физика атомного ядра»

1.    

Фамилия,имя, отчество

Сергеева Елена Евгеньевна

2.    

школа

МАОУ СОШ № 38 г. Калининград

3.    

должность

учитель

4.    

предмет

физика

5.    

класс

9

6.    

Тема урока

Повторительно - обобщающий урок «Физика атомного ядра»

7.    

учебник

Физика 9 класс, А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. изд. «Дрофа», 2019 год


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Физика атома и атомного ядра»

Задачи урока:

Образовательная:

Повторить с учащимися: строение атома, строение ядра, ядерные реакции, решение задач на законы сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях.

Развивающая:

Развитие у учащихся физического мировоззрения, умения анализировать и систематизировать изученный материал

Воспитательная:

Формирование самостоятельности, самоконтроля у учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные - сформированность познавательных интересов, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий, уметь проводить самооценку, мотивацию учебной деятельности.

  • Метапредметные - формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание.

  • Предметные - знания о природе атома и атомного ядра


Универсальные учебные действия

  • Регулятивные: постановка и формулирование цели; планирование последовательности действий, контроль и оценивание достигнутых результатов, анализ и систематизация информации представленной различными способами.

  • Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объекта с целью выделения его признаков.

  • Коммуникативные: умение взаимодействовать с разными группами людей, формулировать свои мысли и высказывать свое мнение.


Методы обучения: самостоятельная работа, тестовая работа, решение задач, фронтальный опрос.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, Физика 9 класс, А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. изд. «Дрофа», 2019 год, слайды с тестовыми заданиями, ответами на все выполняемые в ходе урока задания, листы самооценки, сигнальные карты.

Этапы урока

 

Этап

Цель

Время

Методы и приемы обучения

1

Организационный момент

Создать положительный настрой на урок

1 мин

Приветственное слово учителя.

2

Постановка цели

Сформулировать цель урока

2 мин

Рассказ.

3

Мотивация. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний основных понятий по теме: "Физика атомного ядра".

3 мин

«Установи связь». Тестовая работа. Самопроверка

4

Оперирование знаниями и способами деятельности в различных ситуациях

Повторить основное содержание темы "Физика атомного ядра"

5 мин

Фронтальная беседа, коллективная работа «Состав атома». Взаимопроверка.

"Знание символов и формул".

3 мин

Работа у доски. Проверка с помощью сигнальных карт.



Составление и запись уравнений ядерных реакций.

10 мин

Работа у доски. Индивидуальная работа. Самопроверка.



Проверка знаний на определение соответствия основных элементов ядерного реактора и выполняемых ими функций.

7 мин

Парная работа. Самопроверка

5

Подведение итогов

Определить пробелы в обучении, мотивировать учащихся с помощью поощрения за успехи в усвоении темы

3мин

Самопроверка.

Заполнение "Листа самооценки"

6

Домашнее задание

Разъяснить домашнее задание

1 мин

Сообщение


Ход урока

I. Организационный этап (1-2 мин.)

Учитель физики: Дорогие ребята! Я рада видеть вас, и хочу начать урок со слов И. Гёте "Блажен, кто явственно узрел, хотя бы скорлупу природы". Какой глубокий смысл в этих словах! Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. Как и познание тайны атома. (слайд 1)

II. Мотивация (3 мин.)

Учитель физики: (осуществляется показ слайдов презентации на экране)

(слайд 2)

Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков.
Искусство, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет!

Цель нашего урока проверить знание теоретического материала по теме "Физика атомного ядра", закрепить умения составлять уравнения ядерных реакций, параметров, характеризующих работу АЭС, а также помочь разобраться с "трудными вопросами" тем учащимся, которые недостаточно усвоили материал.

Каждый из вас получил "Лист самооценки". В ходе урока вы самостоятельно будете фиксировать полученные результаты на каждом этапе урока, причем каждый балл будет свидетельствовать о качестве ваших знаний, а в конце урока мы посмотрим насколько хорошо вы усвоили материал. Подпишите свой лист.

3. Актуализация знаний

(слайд 3)

Первые представления о мельчайших частицах, из которых состоят вещества, доходят до нас от древнегреческого ученого Демокрита, жившего 2500 лет назад. Он считал, что тела лишь кажутся нам сплошными. На самом деле они состоят из множества очень малых частиц, не видимых глазом и расположенных очень близко друг к другу. Однако поскольку эти частицы невооруженным глазом различить не удавалось (и сейчас, кстати, тоже не удается), то многие века представления Демокрита не имели распространения среди ученых.

I. «Установи связь» между понятиями атом, атомное ядро, нуклоны и представленными частицами. В таблицу проставьте номера правильных ответов. (работа индивидуальная/ проверка)

атом 1. протоны

2. α – частица

3. ионы

ядро атома 4. молекулы

5. электроны

нуклоны 6. нейтрино

7. нейтроны

Понятия:

Частицы:

атом

1,5,7

ядро атома

1,7

нуклоны

1,7

(слайд 4) Проверка задания.

В "Лист самооценки" проставьте баллы за это задание. Нет ни одной ошибки – 3 балла. Допущены ошибки в одном понятии – 2 балла, в двух понятиях – 1 балл, в трёх понятиях – 0 баллов.

Слайд 5.

В истории современной физики есть год, который называют «годом чудес». Это 1932 год. Одним из его «чудес» было открытие нейтрона и создание нейтронно - протонной модели атомного ядра (советским физиком – Д.Д.Иваненко; немецким физиком – Вернером Гейзенбергом).

Ядро имеет форму шара R ≈ 10-15 м, в нем сконцентрировано приблизительно 99,96% всей массы атома.

Протон: р, время жизни 10³¹ лет, m = 1836me, qp = +e

Нейтрон: n, q=0, время жизни вне ядра 15 мин, m=1838me

Обе эти частицы часто называют еще нуклонами.

Как по таблице химических элементов Д.И.Менделеева найти число электронов? протонов? нейтронов?

II.Заполни недостающие элементы в таблице «Состав атома». Используя таблицу химических элементов Д.И.Менделеева (работа в паре/ взаимопроверка)

Химический элемент

Атомная масса

Порядковый №

Кол-во протонов

Кол-во нейтронов

Кол-во электронов

Сu медь

 64

 29

 29

 35

 29

 As мышьяк

 75

33

 33

 42

 33

 O кислород

 16

 8

8

 8

 8

 U уран

 238

 92

 92

 146

92

Слайд 6.

За каждую правильную строку ставим 1 балл. Всего 4 балла.

III."Знание символов и формул".

Для достижения цели урока нам необходимо повторить основные понятия и формулы по теме "Физика атомного ядра".

Два ученика работают у доски.

Записать символы и формулы:

1. Запишите символ нейтрона.

2. Запишите символ β - частицы.

3. Запишите символ α-частицы.

4. Запишите символ протона.

5. Уравнение альфа-распада ядра атома.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.

Проверка выполнения задания учащимися у доски. Проверка записей с помощью сигнальных карточек. Верно (да) – зелёный цвет, неверно (нет) – красный цвет.

За каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся, отвечающие у доски, проставляют свои результаты в "Листы самооценки". Как вы оценили учеников у доски -3 балла.

IV.Составление и запись уравнений ядерных реакций.

Ученых неудержимо влекла тайна строения ядра. В 1919 г Резерфорд сумел разрушить ядро. Это привело к открытию протона. (слайд 7)


К 1932г. когда был открыт состав атомных ядер, в таблице Менделеева было заполнено 92 клетки – от водорода до урана. Возник вопрос: а не могут ли существовать химические элементы за этими пределами? Ответ на него дали американские ученые во главе с Г. Сибогом. А в синтезе 102-го элемента впервые участвовали и советские физики – группа академика Т.Н. Флёрова.


Элемент под номером 101 – менделевий ( ) был получен при бомбардировке ядер эйнштейния α-частицами.

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.

  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?


Сотый элемент таблицы Менделеева фермий ( ) - был получен бомбардировкой ядра урана ускоренными частицами кислорода .

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.

  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?

Запись уравнений на доске.

+ 24He = + 01n


+ = + 01n + 01n + 01n + 01n

IV.Закончите уравнение ядерных реакций:

1 вариант:


Ответы 1 вариант:

188О + 11p → 10n +

188О + 11p → 10n +918F

115B + 42He → 10n +

115B + 42He → 10n +714N

147N + 42He → 178О +

147N + 42He → 178О +11p

126C + 10n → 94Be +

126C + 10n → 94Be +24He

2713Al + 42He → 3015Р +

2713Al + 42He → 3015Р +01n

2 вариант:


Ответы 2 вариант:

3517Cl + 10n → 11p +

3517Cl + 10n → 11p +1635S

136C + 11p →

136C + 11p → 714N

105B + 42He → 10n +

105B + 42He → 10n + 713N

2412Mg + 42He → 2714Si +

2412Mg + 42He → 2714Si +01n

5626Fe + 10n → 5625Mn +

5626Fe + 10n → 5625Mn +11p

Ядерная реакция может идти двумя способами управляемая и неуправляемая.

Я́дерный взрыв — неуправляемый процесс высвобождения большого количества тепловой и лучистой энергии в результате цепной ядерной реакции деления. (слайд 9)

Стр 274 учебник §64. Найдите ответ на вопрос.

Что такое ядерный реактор и каким образом осуществляется управление ядерной реакцией. (слайд 10)

Ядерный реактор – это устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции.

V. В конвертах находится задание на определение соответствия основных элементов ядерного реактора и выполняемых ими функций. Заполните таблицу. Парная работа.

Элемент ядерного реактора

Выполняемая функция

Урановые стержни

5

Графитовый блок

2

Кадмиевые стержни

4

Бериллиевая оболочка, охватывающая активную зону реактора

3

Вода

1

Слайд 11

VI. Подведение итогов. Заключительные слова учителя: Сегодня на уроке мы приоткрыли одну из тайн природы «тайну атома». Если халатно относиться к энергии атома, то можно нанести непоправимый вред, поэтому я вас призываю «ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ НАШУ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, ВЕДЬ ОНА У НАС ОДНА!»

Заполнение "Листа самооценки". Учащиеся подсчитывают количество баллов, которое они набрали за сегодняшний урок. Дополнительное задание. Допишите реакции. + 5 баллов.

Ответы: 00ᵞ, 01n, 817О, 01n, 1327Al

Анализ полученных результатов:

  • от 28 до 32 баллов - "отлично", так держать!

  • от 23 до 27 баллов - "хорошо", попробуй еще лучше!

  • от 18 до 22 баллов - "удовлетворительно", поднажми немного!

  • менее 18 баллов - пока "неудовлетворительно", встретимся на индивидуальном занятии

Учитель видит полученную картину качества усвоения учащимися материала темы "Физика атомного ядра". Последующая проверка выполненных работ, поможет педагогу выявить ошибки, допущенные учениками, наметить при необходимости индивидуальный план по устранению затруднений у учащихся.

    1. Домашнее задание

Стр. 289-290 Элементарные частицы. Античастицы.

стр. 290-292 учебника «Итоги главы». Предложи альтернативу атомной энергетике. Ответ представь в виде эссе.



ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ученика (цы) 9 "____" класса ___________________________________

фамилия, имя

№ п/п

Задание

Максимальное количество баллов

Полученное количество баллов

1

«Установи связь»

3

 

2

«Состав атома».

4

 

3

"Знание символов и формул".

3

 

4

Закончите уравнение ядерных реакций

5


5

Элементы ядерного реактора и выполняемая ими функция.

5


6

Дополнительно



Итого

20

 

Анализ полученных результатов:

  • от 18 баллов и выше - "отлично", так держать!

  • от 14 до 17 баллов - "хорошо", попробуй еще лучше!

  • от 9 до 13 баллов - "удовлетворительно", поднажми немного!

  • менее 8 баллов - пока "неудовлетворительно", встретимся на индивидуальном занятии

    1. Домашнее задание

Стр. 289-290 Элементарные частицы. Античастицы. стр. 290-292 учебника «Итоги главы».

Предложи альтернативу атомной энергетике. Ответ представь в виде эссе.















I. «Установи связь» между понятиями атом, атомное ядро, нуклоны и представленными частицами. В таблицу проставьте номера правильных ответов. (работа индивидуальная/ проверка)

атом 1. протоны

2. α – частица

3. ионы

ядро атома 4. молекулы

5. электроны

нуклоны 6. нейтрино

7. нейтроны

Понятия:

Частицы:

атом


ядро атома


нуклоны


II.Заполни недостающие элементы в таблице «Состав атома». Используя таблицу химических элементов Д.И.Менделеева (работа в паре/ взаимопроверка)

Химический элемент

Атомная масса

Порядковый №

Кол-во протонов

Кол-во нейтронов

Кол-во электронов

Сu








33







8








92


IV.Закончите уравнение ядерных реакций:

1 вариант:

  1. 188О + 11p → 10n +

  2. 115B + 42He → 10n +

  3. 147N + 42He → 178О +

  4. 126C + 10n → 94Be +

  5. 2713Al + 42He → 3015Р +

2 вариант:

  1. 3517Cl + 10n → 11p +

  2. 136C + 11p →

  3. 105B + 42He → 10n +

  4. 2412Mg + 42He → 2714Si +

  5. 5626Fe + 10n → 5625Mn +

V. В конвертах находится задание на определение соответствия основных элементов ядерного реактора и выполняемых ими функций. Заполните таблицу. Парная работа.

Элемент ядерного реактора

Выполняемая функция

Урановые стержни


Графитовый блок


Кадмиевые стержни


Бериллиевая оболочка, охватывающая активную зону реактора


Вода


Дополнительное задание. Допишите реакции. + 5 баллов.


94Be + 11H → 105B + ……..


147N + ……… → 146C + 11p


147N + 42He → ………. + 11H


2713Al + 42He → 3015P + ………… (1934 г. Ирен Кюри и Фредерик Жолио-Кюри получили радиоактивный изотоп фосфора)


…………..+ 42He → 3014Si +11p


Составьте вопросы к кроссворду

Дополнительное задание.

+ 4 балла.

(1 вариант – к словам, расположенным по горизонтали, 2 вариант – к словам, расположенным по вертикали)

























Элемент под номером 101 – менделевий ( ) был получен при бомбардировке ядер эйнштейния α-частицами.

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.

  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?


_________________________________________________________


Сотый элемент таблицы Менделеева фермий ( ) - был получен бомбардировкой ядра урана ускоренными частицами кислорода .

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.

  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?


_________________________________________________________________



Элемент под номером 101 – менделевий ( ) был получен при бомбардировке ядер эйнштейния α-частицами.

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.

  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?


__________________________________________________________


Сотый элемент таблицы Менделеева фермий ( ) - был получен бомбардировкой ядра урана ускоренными частицами кислорода .

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.

  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?



____________________________________________________________________________________



Записать символы и формулы:

1. Запишите символ нейтрона.

2. Запишите символ β - частицы.

3. Запишите символ α-частицы.

4. Запишите символ протона.

5. Уравнение альфа-распада ядра атома.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.





Записать символы и формулы:

1. Запишите символ нейтрона.

2. Запишите символ β - частицы.

3. Запишите символ α-частицы.

4. Запишите символ протона.

5. Уравнение альфа-распада ядра атома.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.



_______________________________________________________________________________



Записать символы и формулы:

1. Запишите символ нейтрона.

2. Запишите символ β - частицы.

3. Запишите символ α-частицы.

4. Запишите символ протона.

5. Уравнение альфа-распада ядра атома.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.



_____________________________________________________________________________________



Записать символы и формулы:

1. Запишите символ нейтрона.

2. Запишите символ β - частицы.

3. Запишите символ α-частицы.

4. Запишите символ протона.

5. Уравнение альфа-распада ядра атома.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.



__________________________________________________________________________________



Записать символы и формулы:

1. Запишите символ нейтрона.

2. Запишите символ β - частицы.

3. Запишите символ α-частицы.

4. Запишите символ протона.

5. Уравнение альфа-распада ядра атома.

6. Уравнение бета-распада ядра атома.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!