Тема: Повторение изученного о сложносочиненном предложении
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
Систематизировать теоретические сведения по теме «Сложносочиненные предложения»;
Закрепить и проверить умение различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи;
Закрепление навыков постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
УМК: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В.: Русский язык. 9 класс
Ход урока
Проверка домашнего задания – упражнение 4 (А).
Сильные – письменно отвечают на первый вопрос.
Например: Своим высказыванием Грабарь подчеркивает талант великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, заключающийся в умении воплотить на сцене любой образ.
Слабые – карточка: прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.
1. Луна взошла однако ее скрывали густые облака покрывавшие горизонт.
2. Иногда утка пролетала над нами и мы слышали тихий но резкий свист крыльев.
3. Вдруг раздается глухой протяжный рев и долго не проходит как будто застывая в безмолвной ночи.
Второе задание – вариант 3.
Третье задание – 4, 7.
Синтаксическая минутка: Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая.
Самостоятельная работа.
Задание: На карточках, которые лежат перед вами, записан текст,
сейчас мы его прочитаем, определим тему, основную мысль, стиль и тип речи, а затем вы самостоятельно выпишите сложносочинённые предложения (для сильных знаки препинания не расставлены).
Осенние воспоминания.
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. Темнеет. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
(По И. Бунину)
Осенние воспоминания.
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. Темнеет. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя окружённое мраком и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра. На поляне немного светлее и над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в темно-синюю глубину неба переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и пряча руки в рукава быстро побежишь по аллее к дому.
(По И. Бунину)
Самостоятельная работа.
Работа с карточкой.
1. Расставьте знаки препинания, выделить грамматические основы определить тип предложения: простое, бессоюзное, ССП или СПП.
1.Прочитайте эту книгу и вы убедитесь в моей правоте.
2.Он держал книгу глаза его были закрыты.
3.Люди устали лошади тоже нуждались в отдыхе.
4.Я поспешил уйти потому что мне стало страшно.
2.Распределите сочинительные союзы по разрядам.
Не только…, но и; зато; а; но; однако; или; и; то…, то; да(=и); не то…, не то; да(=но); либо; как…, так и.
3. Определите значение, которое вносят в предложение различные союзы (одновременность или последовательность действий; противопоставление или сопоставление; чередование, несовместимость событий) в следующих предложениях.
1. Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?
2. Дождь беспрестанно лил, и добраться до сторожки мы не сумеем.
3. Несколько дней появление Пугачева было тайной, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу.
5.Расставьте знаки препинания, определите разряд союзов в ССП.
1. Либо уж убьет кого-нибудь гроза либо дом сгорит.
2. То вспыхнет вершина то явится яма.
3. Султан толкнул ногой калитку и друзья пролезли в сухой палисадник обсаженный лиловыми петушками.
4. Он никогда не плакал зато по вечерам на него находило дикое упрямство.
5. Еще земли печален вид а воздух уж весною дышит.
6. Мысль о своей квартире была ему противна, об офицерском собрании тоже не хотелось думать
6.Творческое задание. По данным схемам составьте предложения на тему «Осенний вечер».
1. [ = – ], [ = ], а [ = – ].
2. [ – = ], [ – = ], или [ – = ].
3. [ – = ], но [ = – ].
Домашнее задание – доделать задание на карточке.