СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».»

Урок русского языка в 6 классе


Учитель: Легенкина Мария Васильевна

Класс: 6 класс

Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя числительное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Задачи:

  • Обучающие: организовать активную работу на уроке, способствовать усвоению знаний об имени числительном как части речи; формирование умения употреблять его в речи;

  • Развивающие: развивать универсальные учебные действия по формированию понятийного аппарата по теме урока (имя числительное, числительные количественные и порядковые; количественные целые, дробные и собирательные; простые, составные и сложные) на основе различных видов речевой деятельности;

  • Воспитательные: вырабатывать у учащихся умение слушать и слышать учителя и одноклассников

Результаты изучения темы: 

Предметные:  адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии  и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки.

Метапредметные:

  • Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

  • Регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

  • Коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Межпредметные связи: с уроками математики, физкультуры, истории.

Оборудование урока: рабочие листы с заданиями и самооценкой


Ход урока

  1. Организационный момент. 

Добрый день.

Громко вновь звенит звонок

Нам пора начать урок

Все волнения отбросьте-

Не забыли, у нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.



II. Вступительное слово учителя.

Я каждый день и каждый час

Сказать готова, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.


-Если вы отгадаете загадку, то сможете сформулировать тему нашего урока. О чём идет речь?( Ответ учащихся).( о имени числительном). Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Имя числительное). (Записываем дату, классная работа, тема)

 -Какие же цели и задачи стоят сегодня перед вами? (Вспомнить, повторить и закрепить: повторить изученный материал об имени числительном, совершенствовать умение отличать имена числительные от других частей речи, правильно их писать).


-Вот и проверим сегодня, как вы с этими задачами справились.

-Сегодня наш урок будет построен в виде путешествия по станциям в славной стране Числительных, которые вам необходимо будет преодолеть. Каждый ряд – это вагон поезда, самые лучшие, активные ребята будут получать медальки. У каждого на парте Маршрутный лист, на котором обозначены станции, перечень заданий, который вам предстоит выполнить и колонка для самооценки по каждому выполненному заданию (подписываем Маршрутный лист).

Для того, чтобы поезд наш тронулся, нужно дать сигнальный гудок. В этом нам поможет знаток русской орфографии (по вагончикам-рядам: кто первый?)

Задание 1. Орфографическая разминка. Из двух предлагаемых написаний выберите правильное, обведите в кружок. Работа с толковым словарем: драма, привилегия, завизировать

Ч(и,е)стота в квартире.

Дра(м,мм)а

Посв(я,е)тить стихи

С(ч,щ)астливый

Скр(и,е)петь дверью

Иску(с,ст)ный

Приви(лл,л)егия

Зав(и,е)зировать документ

Лес(т,тт)ница

Прож(е,и)вать хлеб

Ли(лл,л)ипут

Б(ъ,ь)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Позв(о,а)лять шалости

Пос(и,е)деть от горя

Из выбранных букв получите ключевое слово. Итак, вперёд!

1.Станция «Теоретическая»

Каждый вагончик ряд выбирает цветочек –вопрос (2)(блиц-опрос) работа в парах

1вопрос Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.( Имя числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой?)

2 вопросКакие числительные называются простыми, какие составными, сложными? Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,- составные)

3 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.

целые числа - пять, десять, дробные -две третьих, собирательные- трое)


4 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? Приведите примеры. (порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый).


5 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? Приведите примеры. ( С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат, с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц).


6 вопрос. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? Приведите примеры. (Числительные могут быть записаны цифрами, другие части речи - только словами).


Практическая работа. Задание 2.Тест.

Выбираем один правильный ответ, отмечаем в маршрутном листе, проверяем, выставляем баллы.

1. Что обозначает имя числительное?

А)предмет

Б)признак предмета

В) количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте

2. На какие вопросы отвечают имена числительные?

А) кто? что?

Б) какой? чей?

В) сколько? какой?

3. Числительные, состоящие из одного слова

А) простые

Б) составные

В) сложные

4. Числительные, состоящие из двух или более слов

А) простые

Б) составные

В) сложные

5. В середине числительных от 15 до 19 мягкий знак

А) не пишется

Б) пишется

6. Сколько разрядов имеется у количественных числительных?

А) 1

Б) 2

В) 3

7. В составных порядковых числительных склоняется

А) первое слово

Б) последнее слово

8. Порядковые числительные изменяются

А) только по падежам

Б) только по родам

В) только по числам

Г)по падежам, по числам и родам

9. У составного количественного числительного, обозначающего целое число,

А) склоняется первое слово

Б) последнее слово

В) все слова, из которых оно состоит +


10. При склонении дробных числительных

А) изменяется первое слово

Б) изменяется последнее слово

В) изменяются обе части + (на доске правильные ответы: 1в, 2в, 3а, 4б, 5а, 6в, 7б, 8г, 9в, 10в – взаимопроверка)

Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели станцию «Теоретическая».

Теперь нас ждёт следующее испытание на станции «Математическая»


Физкультминутка.

Вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – присядьте, если его в слове нет – покачайте головой.

  • cемьсот, одиннадцать, сорок;

  • шестнадцать, восемьдесят, двести;

  • девятьсот, девятнадцать, девяносто.

2 станция «Математическая»

Как связана математика с именем числительным? На каких уроках мы еще встречаемся с числительными?

Задание 3. Решаем примеры по рядам-вагонам

1 р. К 536 + 25= 561

(К пятистам тридцати шести прибавить двадцать пять будет пятьсот шестьдесят один)

2 р. К 139 + 84 = 223

(К ста тридцати девяти прибавить восемьдесят четыре будет двести двадцать три)

3 р. От 657 – 56 = 601

(От шестисот пятидесяти семи отнять пятьдесят шесть будет шестьсот один)

1 р. к 8 2/5+ 4/5(К восьми целым двум пятым прибавить четыре пятых)

(От четырёхсот шестидесяти восьми отнять двадцать будет четыреста сорок восемь)

2 р. К 2/6 + 4/5 (К двум шестым прибавить четыре пятых)

3 р. К 6 7/8 + 2 5/9 (К шести целым семи восьмым прибавить две целых пять девятых.

( 3 чел. у доски)

Проверяем. Выставляем оценку.

Вывод. Преодолели самую сложную станцию «Математическую». Отправляемся на последнюю станцию «Грамматическая»

А пока – историческая разминка «Из истории числительных». Некоторые ребята специально подготовили сообщения о словах-числительных.

Из истории числительных.

Семь.

-Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: семь чудес света, семь дней недели, семь нот семь цветов радуги. Числительное семь вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» (т.е. без надзора, без присмотра).

.

Сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.


3 станция «Грамматическая»


Задание 4. Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения.

  1. Сестер у Пети только две, и обои окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)


2. Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).


3. Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).


4. У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).


5. Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней)


6. Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).

Если вы записали предложения без ошибок, поставьте себе 5 баллов, с одной ошибкой – 4 балла, с двумя –тремя ошибками – 3 балла,


Конкурс «Самый смекалистый». Сколько числительного «Сто» спрятано в стихотворении?

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто! (14)


Вывод: Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен

Ты и с числительным будь дружен!


- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране «Имя числительное». Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок.

В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:

1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не забыть об этом дне? (4 марта)

2) Как долго мы путешествовали? ( 40 минут)

3) В каком стране мы побывали? ( в стране Числоград)


Удалось ли нам достигнуть цели путешествия?

-Что было самым интересным?

-Трудным?

Оцени свою работу на уроке.

(на листочках)

На уроке мне было интересно, скучно, трудно

На уроке я добросовестно работал, отдыхал, помогал другим

Материал урока я понял, узнал больше,чем знал, ещё надо поработать над этой темой, ничего не понял


  • Домашнее задание: 1. Сочинение «Вдруг числительные исчезли….»,

2. Составить кроссворд по теме «Имя числительное» (не менее 8 слов)



































Семь.

-Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: семь чудес света, семь дней недели, семь нот семь цветов радуги. Числительное семь вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» (т.е. без надзора, без присмотра).

.

Сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
























Ч(и,е)стота в квартире.

Дра(м,мм)а

Посв(я,е)тить стихи

С(ч,щ)астливый

Скр(и,е)петь дверью

Иску(с,ст)ный

Приви(лл,л)егия

Зав(и,е)зировать документ

Лес(т,тт)ница

Прож(е,и)вать хлеб

Ли(лл,л)ипут

Б(ъ,ь)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Позв(о,а)лять шалости

Пос(и,е)деть от горя

1вопрос Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.



2 вопросКакие числительные называются простыми, какие составными, сложными? Приведите примеры. 



3 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.



4 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? Приведите примеры. 



5 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? Приведите примеры.



6 вопрос. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? Приведите примеры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!