Просмотр содержимого документа
«Повествование как тип речи»
Тема: Как строится текст. Типы речи. Повествование
Цель: познакомить с понятием «типы речи», формировать умение составлять композиционную схему повествования, определяя значение и роль каждой части в тексте, создавать тексты-повествования, воспитывать культуру речи.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Словарная работа «Поиграем в попугая»
Читаем шуточное стихотворение
-Отгадайте, о каких овощах и ягодах идет речь. Проговаривать их так, как нужно писать.
Показал садовод Редисвёкла, чеслук Спаржовник,
Нам такой огород, и репуста. А таких баклачков
Где на грядках, Сельдерошек поспел, И мохнатых стручков
засеянных густо, И мортофель дозрел, Испугался бы каждый
Огурбузы росли, Стал уже осыпаться Садовник.
ОТВЕТ: ОГУРЦЫ, АРБУЗ, РЕДИС, СВЕКЛА, ЧЕНОК, ЛУК, КАПУСТА, МОРКОВЬ, КАРТОФЕЛЬ, СЕЛЬДЕРЕЙ, СПАРЖА, КАБАЧКИ, БАКЛАЖАНЫ, РЕПА.
-А сейчас попробуйте ответит на вопрос: в этом тексте описывается, или о чём-то повествуется, или ведется рассуждение? (в шуточном тексте рассказывается о том, что выросло у садовода в огороде)
-Второй вопрос: к этому тексту можно поставить вопрос «КАКОЙ ПРЕДМЕТ?! Или «ЧТО ПРОИЗОШЛО?», «ПОЧЕМУ?» (Что произошло на грядках в огороде)
4 Объяснение нового материала
4.1 Слово учителя
-Я не случайно ставила перед вами вопросы – они имеют прямое отношение к теме урока. Давайте посмотрим схему
ТИПЫ РЕЧИ
ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
КАКОЙ? ПОЧЕМУ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?
-Каждый из этих типов речи имеет свои особенности в построении и использовании средств языка. Сегодня мы с вами познакомимся с повествованием.
4.2 Работа с материалом учебника
С. 115. Составление опорной схемы
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Что произошло?
О действиях о событиях
СХЕМА
1) начало событий 3) конец событий
2) развитие событий кульминация
5 Закрепление
Упр. 225, 227
Творческий диктант
-Списать предложения, вставляя буквы и расставляя ЗП. Определить вид связи. Определите тип речи. Дописать недостающую часть
Пт..нец ласточ…ки вып..л из гн…зда. Его подобрала девоч…ка отнесла в дом сделала гнездо и пос…дила туда птичку. Птенчик освоился. Он стал получать мух к…маров и мошек. Ласточ…ка быстро росла и скоро начала л…тать.
Подведение итогов урока
Д.З.
УПР. 228