Тема урока: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Нравственные пороки общества.
Цель урока: изучить повесть, проанализировать текст , понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества, определить нравственные пороки общества, изображенные в повести- сказке .
Оборудование: компьютер, плазменная панель, презентация, видео , доска .
На доске : число, вид работы, тема (оформляется перед уроком)
Ход урока:
1Обозначается тема урока
2 Обозначаются цели урока.
3 Психологический момент (предлагаю обучающимся самим ответить на вопрос- что такое хорошо, что такое плохо ? , всегда ли зло наказуемо ? какими качествами должен обладать человек ?
4 Повторение
Повторим факты биографии писателя.
Если, вспомним по видео фрагментам.
5 Тексты должны быть прочитаны
(слушаем фрагменты текста, после пересказываем восстановив в памяти полное содержание )
6 Содержательный момент по презентации
Даём определение – сказка и находим сказочные моменты
Почему эти произведения Салтыкова-Щедрина названы сказками? Особенности сказок Салтыкова-Щедрина:
Переплетение фантастики и реальности
Гротеск
Сатира
Эзопов язык
Теория литературы
Эзопов язык – иносказательный язык, наполненный недомолвками и намёками. Получил своё название по имени древнегреческого баснописца Эзопа
Иносказание – то же, что и аллегория – речь, наполненная недомолвками и намёками
Юмор – смешное, комическое в произведении, смех над недостатками человека или комическая ситуация
Сатира – более высокий уровень комического – горький смех, высмеивающий недостатки общества, системы
Гротеск – комическое преувеличение
Групповое задание -3 группы отвечают на вопросы
Что такое аллегория?
Что такое гипербола?
Что такое фантастика?
Проверяем.
Обсуждаем вопросы, записанные на доске.
Обращается внимание на этикет ответа и умение строить полный ответ.
Какова главная проблема, которую ставит автор?
Какие события не вписываются в сказочный сюжет?
Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемы остров?
В чём отличие ситуации романа о Робинзоне Крузо и «Повести…»?
Как генералы называют мужика?
Чем отличается от генералов мужик?
Почему мужик взял себе одно яблоко, да и то кислое?
Почему он не наелся хотя бы после того, как наготовил всего?
В чём смысл того момента, когда мужик сам сплёл для себя верёвку?
Как генералы наградили мужика?
В чём смысл такой концовки?
Подведение итогов (самостоятельно анализируют произведение, высказывают собственную точку зрения ,
Выставление оценок (при выставлении оценок озвучиваются индивидуальные положительные моменты в работе обучающихся).