СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Повесть о разорении Рязани Батыем" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Повесть о разорении Рязани Батыем" 6 класс (Меркин)»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

ЦЕЛИ воссоздать атмосферу эпохи, в которую происходят события, описанные в «Повести о разорении Рязани Батыем» познакомиться с понятием «историческая повесть» рассмотреть «Повесть…» как часть свода летописи выявить художественную идею произведения

ЦЕЛИ

  • воссоздать атмосферу эпохи, в которую происходят события, описанные в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • познакомиться с понятием «историческая повесть»
  • рассмотреть «Повесть…» как часть свода летописи
  • выявить художественную идею произведения
Обращение к домашнему заданию. Проверка плана «Повести о разорении Рязани Батыем».

Обращение к домашнему заданию. Проверка плана «Повести о разорении Рязани Батыем».

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Мурза́ – аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда. Пестун,  -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь. Санчакбей  - татарский правитель.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Мурза́ – аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Пестун,  -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь.

Санчакбей  - татарский правитель.

Сродник  - то же, что родственник. Узорочье  - ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения. Храбры – военная элита русских земель и княжеств (витязи, богатыри).

Сродник  - то же, что родственник.

Узорочье  - ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.

Храбры – военная элита русских земель и княжеств (витязи, богатыри).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ – один из жанров древнерусской литературы, произведение, посвященное выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси и княжескими усобицами. Её центральным героем является князь-воин. Ему часто противостоит князь-крамольник, ведущий войны и стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ –

один из жанров древнерусской литературы, произведение, посвященное выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси и княжескими усобицами. Её центральным героем является князь-воин. Ему часто противостоит князь-крамольник, ведущий войны и стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания.

Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»? Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

О Рязани (воссоздание эпохи) Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом. Князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир.  Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси.

О Рязани (воссоздание эпохи)

Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом. Князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир. Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси.

Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.

Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.

ВОПРОСЫ ПО ЭПОХЕ Какой была Рязань накануне нашествия Батыя? Чем славились рязанские мастера?

ВОПРОСЫ ПО ЭПОХЕ

  • Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?
  • Чем славились рязанские мастера?
АНАЛИЗ ПОВЕСТИ С чего начинается «Повесть…»? О чём свидетельствует такое начало? Докажите, что «Повесть…» могла быть включена в состав летописи. «Повесть…» начинается с указания на дату события: «В лето 6745». Такие же указания присутствуют в летописи «Повесть временных лет». Значит, «Повесть о разорении Рязани Батыем» - часть летописного свода.

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ

С чего начинается «Повесть…»? О чём свидетельствует такое начало? Докажите, что «Повесть…» могла быть включена в состав летописи.

«Повесть…» начинается с указания на дату события: «В лето 6745». Такие же указания присутствуют в летописи «Повесть временных лет». Значит, «Повесть о разорении Рязани Батыем» - часть летописного свода.

О «Повести о разорении Рязани Батыем» «Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I.

О «Повести о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I.

В рязанский свод входят: рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Родословие» «служителей» иконы

В рязанский свод входят:

  • рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Родословие» «служителей» иконы
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля. Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля.

Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.

ВОПРОСЫ В состав какого свода входит «Повесть о разорении Рязани Батыем»? Из каких частей состоит этот свод? Какое произведение самое значительное в этом своде?

ВОПРОСЫ

  • В состав какого свода входит «Повесть о разорении Рязани Батыем»?
  • Из каких частей состоит этот свод?
  • Какое произведение самое значительное в этом своде?
Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами».

Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами».

Как названы князья? Автор называет их братьями.  Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых. В последующей битве все эти князья гибнут. Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско? Это соединение всех рязанских князей – живых и мёртвых – в единое братское войско, затем гибнущее в битве с татарами, - результат эпического осмысления Батыева погрома как всеобщей круговой чаши смерти для всех русских «храбров».
  • Как названы князья?

Автор называет их братьями. Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых. В последующей битве все эти князья гибнут.

  • Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?

Это соединение всех рязанских князей – живых и мёртвых – в единое братское войско, затем гибнущее в битве с татарами, - результат эпического осмысления Батыева погрома как всеобщей круговой чаши смерти для всех русских «храбров».

Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань? Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал». Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод? «И некто из вельмож рязанских от зависти донёс безбожному царю Батыю, что княгиня князя Фёдора Юрьевича Рязанского из царского рода и что всех прекраснее она телом своим».  Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.
  • Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?

Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал».

  • Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?

«И некто из вельмож рязанских от зависти донёс безбожному царю Батыю, что княгиня князя Фёдора Юрьевича Рязанского из царского рода и что всех прекраснее она телом своим». Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.

Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича». Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам? Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси. Как передана битва рязанцев с войском Батыя? Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения. Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.

Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

  • Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?

Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.

  • Как передана битва рязанцев с войском Батыя?

Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения.

Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.

Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения (былины)? Герой имеет общие черты с былинными богатырями. Автор подчёркивает богатырскую силу Евпатия Коловрата: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» По-былинному отвечают ему рязанцы: «Веры мы христианской, храбры великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу татарскую».

Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами

  • Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения (былины)?

Герой имеет общие черты с былинными богатырями. Автор подчёркивает богатырскую силу Евпатия Коловрата: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» По-былинному отвечают ему рязанцы: «Веры мы христианской, храбры великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу татарскую».

Чем заканчивается повесть? Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».
  • Чем заканчивается повесть?

Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В чём состоит замысел «Повести о разорении Рязани Батыем»? Автор «Повести…» обращается к мёртвым князьям, уже испившим общую «смертную чашу» и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою за Русскую землю, преступления усобиц. Тем самым, подчеркивается единство живых и мертвых в общей борьбе.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • В чём состоит замысел «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Автор «Повести…» обращается к мёртвым князьям, уже испившим общую «смертную чашу» и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою за Русскую землю, преступления усобиц. Тем самым, подчеркивается единство живых и мертвых в общей борьбе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха.  2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха.

2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!