СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные планы 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные планы 7 класс

Тема урока: История развития вычислительной техники.

Цель урока:  дать учащимся историческую справку по истории развития вычислительной техники.

Просмотр содержимого документа
«Поурочные планы 7 класс»

1 урок

Тема урока: История развития вычислительной техники.

Цель урока: дать учащимся историческую справку по истории развития вычислительной техники.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Первым эталоном для счёта у человека были пальцы. Отсюда и возникла десятичная система счисления. В древнем мире при счёте больших количеств предметов для обозначения определённого их количества стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал использоваться этот метод, был абак.

По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений возникла потребность в арифметических вычислениях. Для выполнения простейших арифметических операций стали использовать абак, а по прошествии веков – счёты.

В 19-ом веке были изобретены арифмометры. Они могли не только умножать, делить, складывать, вычитать, но и запоминать промежуточные значения.

В середине 19 – го века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счётной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства вывода и печати.

Вычисления производились аналитической машиной в соответствии с инструкциями, которые разработала леди Ада Лавлейс.

Первыми носителями информации, которые использовались для хранения программ, были перфокарты. Программы записывались путём пробивания дырочек в плотной бумаге в определённом порядке.

ЭВМ первого поколения. 1945 год США ENIAC (электронный числовой интегратор и калькулятор). 1950 год СССР МЭСМ (малая электронная счётная машина). ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью нескольких десятков тысяч операций в секунду.

ЭВМ второго поколения. 60-е годы. Смена ламп на транзисторы. ЭВМ второго поколения могли выполнять вычисления со скоростью сотни тысяч операций в секунду.

ЭВМ третьего поколения. Начало 70-ч годов. Начало использования интегральных микросхем ЭВМ третьего поколения могли выполнять вычисления со скоростью нескольких миллионов операций в секунду.

Персональные компьютеры. Применение больших интегральных микросхем процессоров. Они обладали скоростью в миллиарды операций в секунду, и получили больше распространение среди населения планеты.

Домашнее задание: §1.1.

2 урок

Тема урока: Устройство компьютера.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об устройстве компьютера.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Центральным устройством компьютера, которое обрабатывает информацию, является процессор. Он аппаратно реализуется в форме электронного устройства на базе БИС и обрабатывает информацию в цифровом коде в форме последовательности электрических импульсов.

Человек не воспринимает информацию в виде электрических импульсов, поэтому для обеспечения взаимодействия человека и компьютера необходимы устройства ввода и вывода информации.

Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.

Для ввода графической информации и для работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: манипуляторы(мышь), сенсорные панели и графические планшеты.

Для оптического ввода информации используется сканер, так же в качестве устройств ввода могут использоваться цифровая и Web камера.

Для ввода звуковой информации используется микрофон, который подсоединён к звуковой карте. Многие звуковые карты имеют порт для подключения джойстика. Он используется для удобного управления игрой.

Монитор является универсальным устройством вывода информации. Они бывают двух типов это мониторы с электронно-лучевой трубкой и мониторы на жидких кристаллах.

Для вывода информации на бумагу используется такое устройство как принтер. Принтеры бывают 3 – х типов: матричные, струйные и лазерные. В матричных принтерах печать происходит с помощью движущейся головки которая с помощью иголочек сквозь печатную ленту точками формирует информацию на бумаге.

В струйных принтерах печать осуществляется с помощью печатающей головки которая через маленькие отверстия выбрасывает на бумагу краску в определённой последовательности и с определённым цветом.

В лазерных принтерах печать происходит с помощью барабана, который нагревается с помощью лазера, на который притягиваются частички краски в определённой последовательности и в последствии накатываются на бумагу.

Для прослушивания звука используются колонки либо наушники которые подсоединяются к звуковой карте.

Информация в компьютере хранится в оперативной памяти. Оперативная память изготавливается в виде модулей памяти которые устанавливаются на системной плате компьютера. При выключении компьютера вся информация из оперативной памяти стирается для долговременного хранения информации используется внешняя память. Устройство для записи и считывания информации с дисков называется дисководом, а хранится информация на носителях информации: дискетах, оптических дисках и жёстких дисках. Так же для хранения информации используется энергонезависимая память – флешка.

Домашнее задание: §1.2.


3 урок

Тема урока: Устройство компьютера.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об устройстве компьютера.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

«Тренировка ввода текстовой информации с помощью клавиатуры».

Домашнее задание: §1.2.


4 урок

Тема урока: Устройство компьютера.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об устройстве компьютера.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

«Тренировка ввода текстовой информации с помощью клавиатуры».

Домашнее задание: §1.2.



5 урок

Тема урока: Устройство компьютера.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об устройстве компьютера.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Тренировка ввода текстовой информации с помощью клавиатуры».

Домашнее задание: §1.2.


6 урок

Тема урока: Данные и программы

Цель урока: Рассказать учащимся о программном обеспечении компьютера.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Для того чтобы числовая, текстовая, графическая и звуковая информация могла обрабатываться на компьютере, она должна быть представлена в форме данных. данные хранятся и обрабатываются в компьютере в цифровой форме, то есть в виде последовательностей нулей и единиц. Информация представленная в цифровой форме и обрабатываемая на компьютере называется данными.

Для того чтобы процессор компьютера «знал», что ему делать с данными, как их обрабатывать, он должен получить определенную команду (инструкцию), например: «сложить два числа» или «заменить один символ в тексте на другой».
Обычно для решения какой-либо задачи процессору требуется не единичная команда, а их последовательность. Такая последовательность команд (инструкций) называется программой.

Обработка данных по программе. В настоящее время процесс обработки данных на компьютере существенно упростился. Произошло также разделение труда между программистами и пользователями компьютера. Используя языки программирования, программисты разрабатывают программы, позволяющие обрабатывать данные различных видов (числовьие, текстовые, графические, звуковые), а пользователи покупают или получают бесплатно такие программы и затем используют их для обработки данных.
Таким образом, программная обработка данных на компьютере реализуется пользователем следующим образом:

  1. Пользователь запускает программу, хранящуюся в долговременной памяти, она загружается в оперативную память и начинает выполняться.

  2. Выполнение программы заключается в том, что процессор последовательно считывает команды программы и выполняет их. Необходимые для выполнения команды данные или загружаются в оперативную память из долговременной памяти, или вводятся пользователем с помощью устройств ввода.

  3. данные, полученные в процессе выполнения программы, записываются процессором в оперативную или долговременную память, а также предоставляются пользователю с помощью устройств вывода информации.

Домашнее задание: §1.3.


7 урок

Тема урока: Файл. Файловая система. Архивация файлов и дефрагментация дисков.

Цель урока: Рассказать учащимся о файлах, файловых системах компьютера дать понятие об архивации и дефрагментации.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
Имя файла. Имя файла состоит из двух частей, разделен- ных точкой: собственно имени файла и расширения, определяющего тип файла (программа, данные и так далее). Собственно имя файлу дает пользователь (причем можно использовать русский алфавит), а тип файла обычно задается программой автоматически при создании файла.
Имя файла может иметь до 255 символов, из которых обычно З символа отводится под расширение.

Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые, в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер. В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует содержанию книги, а каталог — ее оглавлению. Книга состоит из страниц, а диск из секторов, поэтому каталог диска содержит имена файлов, указания на номера их начальных секторов на диске, объемы файлов, а также даты и время их создания.
Существуют два различных вида форматирования дисков: полное и быстрое. Полное форматирование включает разметку диска на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.

Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска. Информация, то есть сами файлы, сохраняется и существует возможность их восстановления.

Файловая система
На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.
Одноуровневая файловая система. для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов и соответствующих номеров начальных секторов. Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит названия отдельных рассказов и номера страниц. Многоуровневая иерархическая файловая система. Если на диске находятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска они хранятся в многоуровневой иерархической файловой системе, представляющей собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Каждый диск имеет логическое имя, обозначаемое латинской буквой с двоеточием: А:, В: — гибкие диски, С:, D:, Е: и так далее — жесткие и лазерные диски. Папкой верхнего уровня для диска является корневая палка, которая обозначается добавлением к имени диска косой черты «/».

Архивация файлов.

для долговременного хранения или передачи файлов по компьютерным сетям целесообразно их архивировать (уменьшать их объем). В процессе архивации файлы сжимаются без потери информации, то есть при разархивации данные и программы восстанавливаются в исходном виде.
Существуют различные методы архивации файлов, которые различаются степенью сжатия файлов, скоростью выполнения и другими параметрами. Лучше всего сжимаются файлы данных и практически не сжимаются файлы программ. Для проведения архивации файлов используются специальные программы — архиваторы, которые часто входят в состав файловых менеджеров.
Фрагментация и дефрагментация дисков.

При сохранении, копировании или перемещении файл записывается в произвольные свободные секторы диска, которые могут находиться на различных дорожках. С течением времени это приводит к фрагментации файлов на диске, то есть к ситуации, когда фрагменты файлов хранятся в различных, удалённых друг от друга секторах.
Фрагментация файлов существенно замедляет доступ к пим (магнитным головкам приходится постоянно перемещаться с дорожки на дорожку) и, в конечном итоге, приводит к преждевременному износу диска. Рекомендуется периодически с помощью программ дефрагментации проводить дефрагментацию диска, в процессе которой файлы записываются в последовательно расположенные секторы.

Домашнее задание: §1.4.

8 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Домашнее задание: §1.4.


9 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Форматирование проверки и дефрагментация дискеты».

Домашнее задание: §1.4.








10 урок

Тема урока: Системное программное обеспечение..

Цель урока: Рассказать учащимся о системном программном обеспечении.



ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

В течение нескольких десятилетий создавались программы, необходимые для обеспечения функционирования компьютера и обработки данных различных типов. Совокупность таких программ составляет программное обеспечение компьютера.
Программное обеспечение можно разделить на две группы программ: системное программное обеспечение и прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, защиты программ и данных, а также для разработки прикладного программного обеспечения.
Операционная система. Базовой и необходимой составляющей системного программного обеспечения компьютера является операционная система. Без операционной системы компьютер не может работать в принципе и является лишь набором отдельных аппаратных устройств (процессор, память и так далее).
Первой задачей операционной системы является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера. для этого в состав операционной системы входят драйверы устройств — специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена одних устройств с другими. Каждому устройству соответствует свой драйвер.
Второй задачей операционной системы является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. Пользователь получает возможность запуска программ на выполнение, осуществления операций над файлами, печати документов и так далее.
Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

Операционные системы распространяются в форме дистрибутивов на лазерных дисках. В первую очередь, необходимо провести установку операционной системы, в процессе которой файлы операционной системы копируются с лазерного диска дистрибутива на жесткий. диск компьютера.
Программы (в том числе операционная система) могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти компьютера. Однако после установки файлы операционной системы хранятся в долговременной памяти на жестком диске, который называется системным. Необходима загрузка файлов операционной системы с системного диска в оперативную память.
Загрузка операционной системы начинается в одном из трех случаев после:
• включения питания компьютера;
• нажатия кнопки Е
sc на системном блоке компьютера;
• одновременного нажатия комбинации клавиш {С
trl}+{А1t}+{Del} на клавиатуре.

В процессе загрузки операционной системы сначала производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера, причем краткие диагностические сообщения о процессе тестирования выводятся на экран монитора.
После окончания загрузки операционной системы пользователь получает возможность управлять компьютером с использованием графического интерфейса операционной системы.

Служебные программы. В состав операционных систем обычно входят программы настройки и обслуживания компьютера, а также программы, позволяющие получать информацию о работе компьютера.
После сбоя компьютера (аварийного сбоя питания, неправильного выключения компьютера и др.) могут произойти нарушения файловой системы компьютера. В этом случае служебная программа ‚ Проверка диска может восстановить сбойные записи о файлах в каталоге диска, а также сами файлы.
Служебная программа дефрагментация диска может произвести упорядочение размещения файлов на диске, записав каждый файл в последовательно расположенные секторы.
Служебная программа Сведения о системе позволяет получать информацию о работе компьютера, а служебная программа Системный монитор — наглядно представить степень загрузки процессора и занятости оперативной памяти.
В состав операционных систем обычно входят также программы, которые являются приложениями общего назначения.
файловые менеджеры. для выполнения операций над хранящимися на компьютере файлами (копирования, перемещения, удаления и других), а также для их архивации и

разархивации используются файловые менеджеры. В состав операционной системы ‚ входит файловый менеджер Проводник.
Антивирусные программы. В связи с широким распространением компьютерных вирусов для обеспечения нормального функционирования компьютера и для защиты от удаления или повреждения хранящихся на компьютере программ и данных используются антивирусные программы. Наиболее надежную защиту от вирусов обеспечивают российские антивирусные программы Антивирус Касперского.
Системы программирования. Системы программирования являются инструментами, которые позволяют программистам разрабатывать прикладные программы, а компьютеру — их выполнять.
В современных системах программирования применяются языки программирования высокого уровня, которые являются специально разработанными формальными языками со строгими правилами орфографии и синтаксиса. Программы на этих языках представляют собой последовательности слов (операторов), однако процессор может выполнять программы только на машинном языке. Системы программирования содержат трансляторы, которые переводят программы для их выполнения с языка высокого уровня на машинный язык.

Домашнее задание: §1.5.1.


11 урок

Тема урока Прикладное программное обеспечение лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Цель урока: Рассказать учащимся о прикладном программном обеспечении.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Прикладные программы обычно называют приложениями.

Приложение — это программа, позволяющая пользователю обрабатывать текстовую, графическую, числовую, аудио- и видеоинформацию, а также работать в компьютерных сетях, не владея программированием. Приложение функционирует под управлением определенной операционной системы.

Приложения общего назначения. Практически каждый пользователь компьютера нуждается в приложениях общего назначения, в которых он создает и редактирует документы различного типа и назначения.
В 40—60-е годы ХХ века для проведения вычислений на ЭВМ разрабатывались программы, которыми могли пользоваться только программисты. В настоящее время существуют специальные приложения для обработки числовых данных — калькуляторы и электронные таблицы. В 70-е годы компьютер «научили» работать с текстом, для этого были разработаны специальные приложения — текстовые редакторы. Пользователь получил возможность редактировать и форматировать текстовые документы. В настоящее время большая часть компьютеров и большую часть времени используется для работы именно с текстовыми данными. В состав операционной системы входят простейшие текстовые редакторы. В 80-е годы ХХ века были разработаны специальные приложения — графические редакторы, которые позволили создавать и редактировать рисунки. Сейчас существуют различные типы приложений для работы с компьютерной графикой, позволяющие рисовать, чертить, создавать анимацию и редактировать видео. В 90-е годы были созданы звуковые редакторы, позволяющие обрабатывать звуковую информацию. Любой пользователь современного персонального компьютера может прослушивать, записывать и редактировать звуковые данные. В состав операционной системы дТiпс1о’ув входит простой звуковой редактор Звукозапись, который играет роль цифрового магнитофона и позволяет записывать, редактировать и воспроизводить звуковые файлы. Для воспроизведения звука, анимации и видео были созданы специальные приложения — мультимедиа проигрыватели. В последние годы широкое распространение получили программы разработки презентаций. Эти программы позволяют демонстрировать на экране для большой аудитории слайды, содержащие текст, изображения, анимацию и звук, и используются в процессе выступлений на конференциях, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и так далее. Для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации используются базы данных. Коммуникационные программы. В связи со стремительным развитием глобальных и локальных компьютерных сетей все большее значение приобретают различные коммуникационные программы. для путешествий по Всемирной паутине необходимы браузеры, для работы с электронной почтой — почтовые программы, для общения в Интернете — программы интерактивного общения и так далее. В последнее время разработчики операционных систем включают коммуникационные программы непосредственно в состав операционной системы.
Приложения специального назначения. для профессионального использования в различных сферах деятельности квалифицированными пользователями компьютера используются приложения специального назначения. К ним относятся системы компьютерного черчения, компьютерные словари и энциклопедии, системы автоматического перевода, системы распознавания текста, бухгалтерские программы и другие приложения. Все больше пользователей применяют обучающие программы для самообразования или в учебном процессе. Прежде всего, это электронные учебники и репетиторы, тесты по различным предметам, конструкторы и так далее. достаточно большое число пользователей начинают знакомство с компьютером с компьютерных игр, которые бывают самых различных типов: логические, стратегические, имитаторы-тренажеры и так далее. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые.

Лицензионные программы. Лицензионные программы разработчики продают пользователям обычно в форме коробочных дистрибутивов В коробке находятся СD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователя по работе с программой. довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использование программы на большом количестве компьютеров или на применение программы в учебных заведениях. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность. Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы, разработчики программного обеспечения, предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции).
Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести следующие:
• новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование);
• программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок);
• дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности;
• драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

Домашнее задание: §1.5.2 – 1.5.3.


12 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р.



13 урок

Тема урока Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

Цель урока: Рассказать учащимся о графическом интерфейсе.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

В настоящее время все операционные системы и приложения предоставляют пользователю возможность доступа к ресурсам компьютера с использованием графического интерфейса.
Графический интерфейс представляет собой совокупность ОКОН, меню, диалоговых панелей и элементов управления (кнопок, переключателей, флажков и прочих). Пользователь с помощью координатного устройства ввода (например, мыши) может управлять указателем мыши и осуществлять одиночные или двойные щелчки левой или правой кнопкой мыши на элементах графического интерфейса, а также перетаскивание этих элементов. В результате операционная система будет выполнять определенные действия, например, копирование или перемещение файлов, запуск программ и так далее.
Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню, диалоговых панелей и элементов управления.

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса
Иерархическая файловая система представлена в операционной системе в форме иерархической системы вложенных папок, в каждой из которых могут храниться также файлы.
Вершиной этой иерархической системы является папка Рабочий стол. Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение. В папке Мой компьютер находятся папки следующего уровня — корневые папки имеющихся на компьютере гибких, жестких и лазерных дисков.
В палке Корзина хранятся удаленные папки и файлы. В палке Сетевое окружение находятся папки компьютеров, подключенных к локальной сети.

Домашнее задание: §1.6.1.





14 урок

Тема урока Рабочий стол операционной системы.

Цель урока: Рассказать учащимся о рабочем столе.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

После загрузки операционной системы на экране монитора появляется Рабочий стол, на котором автоматически размещаются столбиком в левой части экрана значки папок Мой компьютер, Сетевое окружение и Корзина, а также коммуникационной программы интернета. Значки палок и приложений обеспечивают с помощью двойного щелчка левой кнопкой мыши быстрый доступ к содержимому палок или запуск приложений.
для быстрого доступа к другим приложениям и палкам целесообразно создавать ярлыки (значки с маленькими стрелочками в нижнем левом углу). Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол и размещаются так, как удобно пользователю. Например, полезно создать ярлыки имеющихся в компьютере жестких дисков и устройств со съемными носителями информации (дисковода гибких дисков и дисководов лазерных дисков). В нижней части экрана располагается панель задач, на которой слева находится кнопка Пуск. Щелчок мышью (далее, если не указало иное, под щелчком мышью будем подразумевать щелчок ее левой кнопкой) на кнопке Пуск вызывает главное меню, которое позволяет запускать программы.
В центре панели задач располагаются свернутые окна приложений и папок. В крайней правой части панели задач находятся Часы. Левее часов располагаются индикаторы состояния системы, в том числе индикатор раскладки клавиатуры. Значение индикатора Еи обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.

Домашнее задание: §1.6.2.











15 урок

Тема урока Окна и диалоговые панели.

Цель урока: Рассказать учащимся о окнах и диалоговых панелях.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Основные элементы окон. Важнейшим элементом графического интерфейса операционной системы являются окна. Можно развернуть окно на весь Рабочий стол, установить произвольный размер окна, переместить окно по Рабочему столу или свернуть его на панель задач.
Основными элементами окна являются:
• рабочая область — внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, файлами и документами.
• заголовок окна — строка под верхней границей окна, содержащая название окна.
• меню окна — располагается под заголовком и является одним из основных элементов графического интерфейса. Представляет собой перечень пунктов горизонтального меню. Щелчок мышью на имени пункта горизонтального меню раскрывает список пунктов ниспадающего меню — тематически сгруппированных команд, а щелчок на пункте ниспадающего меню приводит к выполнению определенной команды.
• панель инструментов — располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок. Обеспечивает быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню. Щелчок на кнопке приводит к выполнению определенной команды.
• меню управления состоянием окна — кнопка слева в строке заголовка открывает меню, которое позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно.

кнопки управления состоянием окна (Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть) — кнопки справа
в строке заголовка, позволяющие развернуть, свернуть или закрыть окно.
• границы — рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив (установив
указатель мыши на границу, нажав и не отпуская левую кнопку мыши) и перемещая границу мышью.
• полосы прокрутки — появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна,
позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали.

Окна папок, окна приложений и окна документов. Существуют три основных типа окон — окна папок, окна приложений и окна документов. В окне папки, которое можно открыть двойным щелчком на его значке, отображаются значки и имена вложенных папок и файлов. Окно приложения открывается после запуска программы с помощью главного меню. Закрытие окна приложения приводит к завершению работы приложения.
Окна папок и окна приложений можно с помощью мыши перемещать на любое место Рабочего стола, можно изменять их размеры, разворачивать окна на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.
Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окна приложения. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения

1.6.4. диалоговые панели
диалоговые панели используются для настройки параметров работы операционной системы и приложений. диалоговые панели могут включать в себя разнообразные управляющие элементы (списки, счетчики, флажки, переключатели, текстовые поля, ползунки и другие).
Изучим возможности диалоговых панелей на примере настройки графического интерфейса операционной системы. Рассмотрим диалоговую панель Свойства: Э кран

Вкладки. диалоговые панели могут включать в себя несколько «страниц», которые называются вкладками. Переключение между вкладками осуществляется щелчком мышью на их названиях.
Так, диалоговая панель Свойства: Э кран содержит пять вкладок (Темы, Рабочий стол, Заставка, Оформление и Параметры). Вкладка Заставка позволяет выбрать вид экрана, который появляется по прошествии заданного количества времени в случае бездействия пользователя. За- ставка представляет собой черный экран, по которому перемещаются маленькие графические объекты — это позволяет экономить ресурсы монитора

Списки. Список представляет собой набор предлагаемых на выбор значений. Раскраивающийся список выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой. Раскрытие списка осуществляется с помощью щелчка мышью.
Раскрывающийся список Заставка позволяет выбрать внешний вид заставки. Так, выбор элемента списка Объемный текст позволяет выводить на черный экран заданный текст.
Счетчики. Счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ним поле.
Так, счетчик Интервал: позволяет выбрать время, через которое появляется заставка. для увеличения соответствующего значения необходимо выполнить щелчок на стрелке, направленной вверх, а для уменьшения — на стрелке, направленной вниз.
Флажки. Флажки обеспечивают присваивание каким-либо параметрам определенных значений и могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика; когда флажок установлен (параметру присвоено значение), в нем присутствует «галочка». Установка флажков производится с помощью щелчка мышью.
Так, установка флажка Защита паролем позволяет обеспечить доступ к изменению параметров заставки только по паролю.
Командные кнопки. ‚‘Нажатие» на кнопку (щелчок на ней мышью) обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет назначение кнопки. Так, щелчок на кнопке с надписью Параметры вызывает диалоговую панель Параметры заставки “Объемный текст”. другие управляющие элементы рассмотрим на этой панели.
Переключатели. Переключатель служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри. Выбор варианта производится с помощью щелчка мышью.
Так, с помощью переключателя Текст: производится выбор между появляющимися на экране значением текущего времени и заданным текстом.
Текстовые поля. Текстовое поле называется иногда полем редактирования и позволяет ввести какую-либо текстовую информацию. Так, в текстовое поле Текст: можно ввести произвольный текст, например «Информатика-7». для этого необходимо осуществить щелчок мышью в текстовом поле и ввести текст с клавиатуры.
Ползунки. Ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра.
Так, ползунки Разрешение, Размер и Скорость вращения позволяют в широких пределах изменять вид движущегося по экрану текста.

Домашнее задание: §1.6.3 – 1.6.4.


16 урок

Тема урока Контекстное меню объектов.

Цель урока: Рассказать учащимся о контекстном меню объектов.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Файлы, папки и диски являются объектами, которые имеют определенные свойства и над которыми могут проводиться определенные операции. Ознакомиться со свойствами объекта, а также выполнить над ним разрешенные операции можно с помощью контекстного меню. для вызова контекстного меню необходимо осуществить щелчок правой кнопкой МЫШИ на значке объекта.
Например, если щелкнуть правой кнопкой мыши на имени файла, то появится его контекстное меню, содержащее команды копирования, удаления, переименования, а также пункт Свойства. Щелчок на этом пункте выведет диалоговую панель с информацией о размере файла, дате и времени его создания.
Если выполнить щелчок правой кнопкой мыши в рабочей области папки, то появится контекстное меню папки, содержащее команды выбора вида объектов внутри папки (значки, списки, таблицы и пр.), упорядочения значков по имени, типу, объему и другим параметрам.
Если щелкнуть правой кнопкой мыши на значке диска и контекстном меню выбрать пункт Свойства, то появится диалоговая панель, содержащая несколько вкладок. На вкладке Общие имеется справочная информация о полном информационном объеме диска, его занятой и свободной частях.

Домашнее задание: §1.6.5.


17 урок

Тема урока . Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Цель урока: Рассказать учащимся о . Компьютерных вирусах и антивирусных программах.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Компьютерные вирусы. Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Вгаiп заражал дискетки персональных компьютеров. В настоящее время известно несколько десятков тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям.
Компьютерные вирусы являются программами, которые могут «размножаться» и незаметно для пользователя внедрять свой программный код в файлы, документы, ‚Web-страницы Всемирной паутины и сообщения электронной почты.
После заражения компьютера вирус может активизироваться и начать выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных. Активизация вируса может быть связана с различными событиями: наступлением определенной даты или дня недели, запуском программы, открытием документа и некоторыми другими.
По «среде обитания» вирусы можно разделить на файловые вирусы, макровирусы и сетевые вирусы.
Файловые ВИУСЫ внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в оперативной памяти компьютера и могут заражать другие файлыт до момента выключения компьютера или перезагрузки операционной системы.
Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых. После загрузки зараженного документа в текстовый редактор макровирус постоянно присутствует в опера- тинной памяти компьютера и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.
Сетевые вирусы могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях по Всемирной паутине.

Наибольшую опасность создают почтовые сетевые вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям во вложенных в почтовое сообщение файлах. Активизация почтового вируса и заражение компьютера может произойти при просмотре сообщения электронной почты.
Лавинообразная цепная реакция распространения почтовых вирусов заключается в том, что вирус после заражения компьютера начинает рассылать себя по всем адресам электронной почты, которые имеются в электронной адресной книге пользователя.
Например, даже если в адресных книгах некоторых пользователей имеются только по два адреса, то почтовый вирус, заразивший компьютер одного пользователя, через три рассылки поразит компьютеры уже восьми пользователей Если лечение невозможно, то зараженный файл удаляется целиком. Антивирусные программы. В целях профилактической защиты от компьютерных вирусов не рекомендуется запускать программы, открывать документы и сообщения электронной почты, полученные из сомнительных источников и предварительно не проверенные антивирусными программами.
Антивирусные программы наиболее эффективны в борьбе с компьютерными вирусами. Такие программы используют постоянно обновляемые списки известных вирусов, которые включают название вируса и его программный код. Если антивирусная программа обнаружит программный код вируса в каком-либо файле, то файл считается зараженным вирусом и подлежит «лечению», то есть из него удаляется программный код вируса

для периодической проверки компьютера используются антивирусные сканеры, которые после запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспечивают нейтрализацию вирусов.
Антивирусные «сторожа» (мониторы) постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и обеспечивают проверку файлов в процессе их загрузки в оперативную память.

Домашнее задание: §1.7.



18 урок

Тема урока . Растровая и векторная графика.

Цель урока: Рассказать учащимся о растровой и векторной графике.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные.
Растровая графика. Растровые графические изображения формируются в процессе сканирования существующие на бумаге или фотопленке рисунков и фотографий, а также при использовании цифровых фото- и видеокамер. Можно создать растровое графическое изображение непосредственно на компьютере с использованием графического
редактора. Растровое изображение создается с использованием точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель может принимать любой цвет из палитры, содержащей десятки тысяч или даже десятки миллионов цветов, поэтому растровые изображения обеспечиваю высокую точность передачи цветов и полутонов. Качество растрового изображения возрастает с увеличением пространственного разрешения (количества пикселей в изображении по горизонтали и вертикали) и количества цветов в палитре. Один из наиболее широко распространенных режимов работы монитора компьютера позволяет выводить растровое изображение с разрешающей способностью 1024 точки в горизонтальной строке и 768 строк по вертикали. Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек пре- образуются в одну, поэтому теряется четкость мелких деталей изображения. При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом. Векторная графика. Векторные графические изображения используются для хранения ВЫСОКОТОЧНЫХ графических Объектов (чертежей и Схем), для которых имеет значение сохранение четких и ЯСНЫХ контуров. Векторные изображения формируются из объектов которые называются графическими примитивами. для каждого примитива задаются координаты, а также цвет. достоинством векторной графики является то, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как масштабирование изображений производится с помощью простого умножения координат точек графических примитивов на коэффициент масштабирования.

Домашнее задание: §2.1.


19 урок

Тема урока . Растровые и векторные графические редакторы.

Цель урока: Рассказать учащимся о растровых и векторных редакторах.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графические редакторы можно использовать для просмотра и редактирования готовых изображений, а также для создания рисунков и чертежей с использованием мыши или графического планшета.
Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.
Графические редакторы можно разделить на две категории: растровые и векторные.

Растровые графические редакторы
Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки цифровых фотографий и отсканированных изображений, поскольку позволяют повышать их качество путем изменения цветовой палитры изображения и даже цвета каждого отдельного пикселя. Можно повысить яркость и контрастность старых или некачественных фотографий, удалить мелкие дефекты изображения (например, царапины), преобразовать черно-белое изображение в цветное и так далее.
Кроме того, растровые графические редакторы можно использовать для художественного творчества путем использования различных эффектов преобразования изображения. Обычную фотографию можно превратить в мозаичное панно, рисунок карандашом или углем, рельефное изображение и так далее. Среди растровых графических редакторов есть простые, например, а также мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

Векторные графические редакторы
Векторные графические редакторы используются для создания рисунков, схем и чертежей с помощью графических примитивов. Векторный графический редактор можно рассматривать как графический конструктор, который позволяет строить изображение из отдельных объектов (графических примитивов).
Векторное изображение легко редактировать, так как каждый графический примитив существует как самостоятельный объект. Можно без потери качества изображения перемещать этот объект, изменять его размеры, цвет и прозрачность. Слои объектов. Каждый графический примитив рисуется в своем слое, поэтому рисунки состоят из множества слоев. Графические примитивы можно накладывать друг на друга, при этом одни объекты могут заслонять другие. Например, если сначала был нарисован прямоугольник, а затем поверх него окружность, то слой окружности будет располагаться поверх слоя прямоугольника и окружность заслонит прямоугольник. Существует возможность изменения видимости объектов путем изменения порядка размещения слоев на рисунке. для этого используются операции изменения порядка, которые позволяют перемещать выделенный объект на передний план (в самый верхний слой рисунка) или на задний план (в самый нижний слой рисунка), а также на один слой вперед или назад. для каждого объекта (слоя рисунка) можно задать степень прозрачности (в процентах от О до 100). При нулевой прозрачности слоя объект, нарисованный на слое, лежащем ниже, виден не будет. Наоборот, при стопроцентной прозрачности он будет виден полностью.
Для выравнивания нарисованных объектов по горизонтали и вертикали используется сетка. Можно сделать сетку видимой, а также изменить размер ее ячеек. Для создания чертежей и схем можно использовать систему компьютерного черчения КОМПАС, среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена СогеlDRAW.

Домашнее задание: §2.2.1.-2.2.2.

20 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint». №8









21 урок

Тема урока . Сохранение графических файлов в различных форматах.

Цель урока: Рассказать учащимся о различных форматах графических файлов.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Графические редакторы позволяют открывать, обрабатывать и сохранять изображения и рисунки в различных графических форматах. Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый метод сжатия).
Форматы растровых графических файлов. Универсальным форматом растровых графических файлов, то есть форматом который «понимают» все растровые графические редакторы, является формат ВМР.
Растровые графические файлы в этом формате имеют большой информационный объем, поэтому широко распространены форматы растровых графических файлов, в которых используется сжатие.
для сжатия растровых изображений типа аппликации, содержащих большие области однотонной закраски, наиболее эффективно применение метода сжатия, который заменяет последовательность повторяющихся величин (описывающих пиксели одинакового цвета) на две величины (описание пикселя и количество его повторений). Этот метод включен, например, в формат РСХ. для изображений, содержащих орнаменты, целесообразно применение другого метода сжатия, который использует поиск в изображении повторяющихся узоров. Для сжатия отсканированных фотографий и иллюстраций используется метод сжатия JPEG, который отбрасывает избыточную для человеческого восприятия информацию. Применение метода позволяет сжимать файлы в десятки раз, однако приводит к необратимой потере информации (файлы не могут быть восстановлены в первоначальном виде).
Форматы векторных графических файлов. Наиболее широко распространенным форматом векторных графических файлов является формат WMF, который используется для хранения коллекции графических изображений.
Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознаются только самой создающей программой.


Домашнее задание: §2.2.3.

22 урок

Тема урока . Область рисования и инструменты.

Цель урока: Рассказать учащимся о растровом графическом редакторе.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.
Для создания рисунка традиционными методами необходимо выбрать полотно (лист бумаги, холст и пр.) определенного размера и ориентации. В графических редакторах можно уточнить параметры (размер, поля и ориентацию) области рисования, которая называется страницей, листом или слайдом. Область рисования может иметь различные размеры. Наиболее распространенным является формат А4, который соответствует размеру стандартного листа писчей бумаги (шириной 21 см и высотой 29,7 см), часто используются вполовину меньший формат А5 (шириной 14,8 см и высотой 21 см) или в два раза больший формат АЗ (шириной 29,7 см и высотой 42 см). Можно занять рисунком всю площадь области рисования или оставить по краям полей. Поля оставлять рекомендуется, так как не все принтеры могут распечатывать листы без полей.
Область рисования можно расположить вертикально (ширина листа меньше высоты) — такая ориентация называется книжной. При горизонтальном расположении области рисования (ширина листа больше высоты) ориентация называется альбомной. Инструменты рисования растровых графических редакторов, для создания рисунка традиционными методами необходимо выбрать инструмент рисования (это могут быть фломастеры, кисть с красками, карандаши и многое другое). В растровых графических редакторах существуют аналогичные инструменты, расположенные на панели инструментов. Панель инструментов обычно размещается вертикально, вдоль левого края окна графического редактора (рис. 2.9). Если навести указатель мыши на инструмент графического редактора, то появится всплывающая подсказка с названием инструмента. Карандаш и Кисть. В растровых редакторах существуют инструменты рисования Карандаш и Кисть, которые позволяют рисовать произвольные линии различной толщины. для стирания произвольных пикселей изображения используется инструмент Ластик (Кисть, рисующая цветом фона), при этом размер Ластика можно менять. Распылитель и Заливка. Растровые редакторы позволяют также разбрызгивать краску» (закрашивать пиксели случайным образом) с помощью инструмента Распылитель и закрашивать замкнутые области целиком с помощью инструмента Заливка. Графические примитивы. Растровые и векторные графические редакторы имеют также набор инструментов для рисования графических примитивов (прямая линия, кривая линия, прямоугольник, многоугольник и окружность). для рисования выбранного объекта необходимо щелкнуть на кнопке с его изображением на панели инструментов и переместить указатель мыши в поле рисования, где он примет форму крестика. Затем щелчками в поле рисования требуется зафиксировать положения опорных точек рисуемого объекта. для рисования линии необходимо выбрать на панели инструментов инструмент Линия, переместить указатель мыши в определенное место окна редактора и щелчком мышью зафиксировать точку, из которой должна начинаться линия. Затем следует перетащить линию в нужном направлении и, осуществив повторный щелчок, зафиксировать конец линии. Существует возможность перед рисованием задать тип линии (сплошная, пунктирная и пр.), ее толщину и цвет с помощью дополнительных меню. Прямоугольник. Для рисования прямоугольника необходимо выбрать инструмент Прямоугольник, щелчком мышью зафиксировать положение первой вершины, перетащить указатель мыши по диагонали прямоугольника и зафиксировать положение второй вершины. Многоугольник. Для рисования многоугольника необходимо выбрать инструмент Много угольник, последовательно щелчками мышью зафиксировать положение вершин, причем положение последней вершины фиксируется двойным щелчком.
Окружность. Для рисования окружности необходимо выбрать инструмент Окружность, щелчком мышью зафиксировать положение точки окружности, перетащить указатель по диаметру окружности и зафиксировать положение противоположной относительно центра точки окружности. Панель инструментов позволяет сделать выбор между рисованием контуров прямоугольников, многоугольников и окружностей и рисованием закрашенных фигур. Градиентная заливка. В векторных редакторах существует возможность осуществлять градиентную заливку объектов. При градиентной заливке интенсивность закраски может изменяться по длине, ширине или от центра объекта. Кроме того, объекты могут быть заштрихованы различным способом (линиями, квадратами и так далее). Трехмерная графика. Векторные графические редакторы позволяют рисовать не только плоские, но и объемные объекты: куб, шар, цилиндр и другие. При рисовании трехмерных тел можно устанавливать различные режимы освещенности объекта, материал из которого он изготовлен, качество поверхности и прочее.

Домашнее задание: §2.3.1.-2.3.2.








23 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word». №9


24 урок

Тема урока: Редактирование рисунка, палитра цветов .

Цель урока: Рассказать учащимся о способах редактирования рисунков и палитре цветов.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Процессы рисования в растровом и векторном редакторах практически не различаются, однако существенно различаются результаты рисования. В растровом графическом редакторе нарисованный объект перестает существовать как самостоятельный элемент после окончания рисования и становится лишь группой пикселей на рисунке. В векторном редакторе этот объект продолжает сохранять свою индивидуальность, и его можно масштабировать и перемещать по рисунку.
В графических редакторах над элементами изображения возможны различные операции: копирование, перемещение, удаление, поворот и изменение размеров. Для того чтобы выполнить какую-либо операцию над объектом, его сначала необходимо выделить.

Выделяющие инструменты. В растровом графическом редакторе для выделения объектов обычно имеются два инструмента: Выделение прямоугольной области и Выделение произвольной области. Процедура выделения производится аналогично процедуре рисования. После окончания процедуры выделения остается пунктирный контур выделенной области с восемью метками по периметру.
В векторном редакторе выделение объектов осуществляется с помощью инструмента Выделение объекта (на панели инструментов изображается стрелкой). Для выделения объекта достаточно выбрать инструмент Выделение объекта и щелкнуть на любом объекте на рисунке. Вокруг выделенного объекта появится восемь меток в виде маленьких квадратиков по его периметру. Если поместить указатель мыши на такую метку, то он примет вид двунаправленной стрелки. Перетаскивая метку, можно изменять размер объекта. Для перемещения объекта необходимо установить указатель мыши внутри выделенной области (он примет вид стрелки, указывающей «на все четыре стороны») и перетащить объект. Операции копирования, перемещения и удаления. Редактирование рисунка может производиться с использованием трех основных операций: копирования, перемещения и удаления. Перед выполнением каждой операции редактирования необходимо выделить область изображения в растровом редакторе или объект в векторном редакторе.
В процессе операции копирования выделенный фрагмент сохраняется в рисунке и может быть многократно вставлен в изображение. Для этого выбирается команда Копировать меню Правка, в результате чего выбранная часть изображения помещается в буфер обмена (специальную область памяти). Затем выбирается команда Вставить меню Правка — изображение, хранящееся в буфере обмена, помещается в область рисования. Далее это изображение можно перетащить в любую часть рисунка. Для многократного копирования объекта достаточно многократно ввести команду Вставить. В процессе операции перемещения выделенный фрагмент удаляется из рисунка, но может быть многократно вставлен в изображение. Для этого выбирается команда Вырезать меню Правка — выбранная часть изображения помещается в буфер обмена. Затем выбирается команда Вставить меню Правка, и изображение, хранящееся в буфере обмена, помещается в область рисования. Далее это изображение можно перетащить в любую часть рисунка. В процессе операции удаления выделенный фрагмент удаляется из рисунка. Для этого выбирается команда Вырезать меню Правка. в растровом редакторе исходное изображение представляет собой группу пикселей и при выполнении команды Вырезать пиксели, входящие в выделенный прямоугольник, удаляются. В векторном редакторе исходное изображение представляет собой совокупность двух объектов (светлый прямоугольник наложен на темный круг) и при выполнении команды Вырезать удаляется только выделенный объект (светлый прямоугольник).

Палитра цветов
Операцию выбора цвета можно осуществить с помощью меню Палитра, содержащего набор цветов, используемых при создании объектов. Различают основной цвет, которым рисуются контуры фигур, и цвет фона, которым фигуры закрашиваются. В левой части меню Палитра обычно размещаются индикаторы основного цвета и цвета фона, которые отображают текущие установки (в данном случае установлен черный основной цвет и белый цвет фона). Для изменения основного цвета необходимо осуществить щелчок левой кнопкой мыши на выбранном цвете палитры, а для изменения цвета фона — щелчок правой кнопкой мыши. Расширенная палитра. Выбор цвета с использованием меню Палитра ограничен, так как оно содержит только несколько десятков цветов. Однако графические редакторы позволяют использовать расширенную палитру цветов, в которой можно осуществлять выбор из набора, состоящего из десятков миллионов цветов. Принцип формирования цветов в расширенной палитре базируется на том, что любой оттенок цвета можно получить, смешивая в определенной пропорции три базовых цвета: красный, зеленый и синий. Это можно сделать как с помощью мыши, перемещая указатель по цветовому полю, так и с клавиатуры, вводя величины интенсивностей каждого базового цвета (в интервале от О до 255) в соответствующие текстовые поля. В большинстве графических редакторов для копирования цветов можно использовать инструмент Пипетка. Щелчок левой кнопкой мыши в области с выбранным цветом задает его в качестве основного цвета, а щелчок правой кнопкой — в качестве цвета фона.
В некоторых редакторах инструмент Пипетка обладает большими возможностями. Пипетка позволяет выбрать на изображении несколько цветов и заменить их на любые другие цвета. для того чтобы можно было находить и заменять похожие цветовые оттенки, окно пипетки позволяет вводить допустимую разницу заменяемых цветов, которая указывается в процентах.

Домашнее задание: §2.3.3.-2.3.4.

25 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях». №13


26 урок

Тема урока: Текстовые инструменты, геометрические преобразования .

Цель урока: Рассказать учащимся о текстовых инструментах и графических преобразованиях.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Текстовые инструменты позволяют добавлять в рисунок текст и осуществлять его форматирование.
В растровых редакторах инструмент Надпись (кнопка с буквой А на панели инструментов) позволяет создавать текстовые области на пиксельных изображениях. Установив курсор внутри текстовой области, можно произвести ввод текста.
Форматирование текста производится с помощью панели атрибутов текста. В редакторе Раint эта панель добавляется (удаляется) командой [Вид-Панель атрибутов текста].

В векторных редакторах тоже имеется возможность создавать текстовые области, в которых можно вводить и форматировать текст. Кроме того, для ввода надписей к рисункам можно использовать так называемые выноски различных форм.

Изображения и рисунки могут быть подвергнуты геометрическим преобразованиям: изменению размера по горизонтали и вертикали, поворотам по часовой стрелке или против часовой стрелки и наклонам на различные углы. В растровых редакторах эти операции можно выполнить с помощью команд меню, а в векторных — с помощью мыши.
В растровых и векторных графических редакторах имеется масштабирующий инструмент, который позволяет увеличивать или уменьшать масштаб представления изображения или рисунка на экране, но не влияет при этом на его реальные размеры. Обычно такой инструмент называется Луной.

Домашнее задание: §2.3.5.-2.3.6.

27 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Ввод текстовых полей и геометрические преобразования рисунка».



28 урок

Тема урока: системы компьютерного черчения.

Цель урока: Рассказать учащимся о системах компьютерного черчения.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

Системы компьютерного черчения являются векторными графическими редакторами, предназначенными для создания чертежей. При классическом черчении с помощью карандаша, линейки и циркуля производится построение элементов чертежа (отрезов, окружностей и прямоугольников) с точностью, которую предоставляют чертежные инструменты. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того, системы компьютерного черчения позволяют измерять расстояния, углы, периметры и площади начерченных объектов. Пространственные соотношения между реальными объектами (положение и ориентация объектов в пространстве и их размеры) изучаются в курсе геометрии. Важное место в школьном курсе геометрии занимают геометрические построения с использованием линейки и циркуля. Для создания геометрических моделей на компьютере удобно использовать системы компьютерного черчения. Системы компьютерного черчения могут применяться в школьном курсе технологии, так как позволяют создавать чертежи деталей, в том числе трехмерные. Такие системы позволяют грамотно оформить чертеж: обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи в соответствии с существующими стандартами.
Системы компьютерного черчения используются в качестве инструментов автоматического проектирования на производстве, так как обеспечивают возможность реализации сквозной технологии проектирования и изготовления деталей. На основе компьютерных чертежей генерируются управляющие программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), в результате по компьютерным чертежам могут изготавливаться высокоточные детали из металла, пластмассы, дерева и других материалов.

Система компьютерного черчения КОМПАС
В качестве примера системы компьютерного черчения рассмотрим систему КОМПАС, которая специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. КОМПАС можно использовать для выполнения геометрических построений с помощью циркуля и линейки, а также при создании чертежей деталей. В центре окна приложения располагается рабочее поле, в котором производится создание чертежей. В рабочем поле размещается система координат, положение курсора отсчитывается от начала системы координат. Текущие значения координат курсора Х и У отображаются в правой части строки текущего состояния, расположенной в нижней части окна приложения.
Оперативную помощь в процессе черчения пользователь может получить в строке сообщений, которая располагается ниже строки текущего состояния. В строке сообщений появляются подсказки по текущему действию или описание выбранной команды. Создание и редактирование чертежа выполняется с помощью инструментальной панели, которая размещается в левом верхнем углу окна приложения.
Инструментальная панель включает в себя панель переключения, которая обеспечивает переходы между пятью различными рабочими панелями. Каждая рабочая панель содержит набор кнопок определенного
функционального назначения. Рабочая панель Геометрические построения содержит кнопки, позволяющие рисовать на чертеже определенные объекты: точку, отрезок, окружность, прямоугольник и другие. Панель Редактирование содержит кнопки, которые позволяют вносить изменения в чертеж, производя над объектами различные операции: перемещение, копирование, масштабирование и другие.
Панель Выделение позволяет осуществить различные варианты выделения объектов, выделить отдельные объекты или группы объектов.
Панель Измерения позволяет измерять расстояния (вычисляются и отображаются в миллиметрах), углы (в градусах), периметры и площади различных объектов. Панель Размеры и технологические обозначения позволяет грамотно оформить чертеж, обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи.

Построение основных чертежных объектов
Выбор создаваемого чертежного объекта (точки, от- резка, окружности, прямоугольника и прочих) осуществляется с помощью панели Геометрические построения. После выбора объекта щелчком мышью на соответствующей кнопке появляется строка параметров объекта. Строка параметров включает в себя кнопки состояния полей и сами поля. По внешнему виду кнопки можно судить о состоянии поля, которое может находиться в одном из трех состояний: фиксированном (обозначается «крестиком»), в режиме ожидания ввода (обозначается «галочкой») и просто доступном для ввода (ничем не обозначается). Каждый объект обладает определенным набором параметров, которые характеризуют его размеры и положение на чертеже. Например, после выбора на панели Геометрические построения кнопки Ввод отрезка появится строка с параметрами отрезка (рис. 2.19): координатами его начальной (р1) и конечной (р2) точек, длиной (lт), углом наклона n) и стилем линии (сплошная, пунктирная и пр.). При создании и редактировании объектов работа со строкой параметров сводится к активизации нужных полей и вводу в них заданных параметров. После ввода минимального набора параметров, достаточных для построения объекта (для отрезка — координат начальной и конечной точек), система автоматически создает объект. Ввод необходимых для построения объекта параметров можно осуществлять различными способами:
• автоматический ввод параметров производится в процессе рисования объекта щелчками мышью в рабочем поле;
• ручной ввод параметров производится путем ввода чисел с клавиатуры в поля строки параметров;
• ввод параметров с использованием Геометрического калькулятора позволяет при рисовании объектов снимать значения их параметров с других объектов, размещенных на чертеже.

Домашнее задание: §2.4.

29 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС». П.р. №15


30 урок

Тема урока: компьютерные презентации.

Цель урока: Рассказать учащимся о компьютерных презентациях.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Теоретическая часть.

По своему составу компьютерная презентация очень похожа на обычную книгу. Книга состоит из страниц, а презентация — из электронных страниц — слайдов. Однако формы представления информации в компьютерных презентациях более разнообразны, чем в книгах. На страницах книги могут быть размещены только текст и рисунки, а на слайдах презентации — различные объекты мультимедиа (текст, растровые и векторные изображения, звук и анимация).
Существенно может различаться порядок чтения страниц книги и демонстрация слайдов презентации. Книгу обычно читают последовательно, перелистывая ее страницы одну за другой. Презентации могут быть интерактивными, так как пользователь в процессе демонстрации компьютерной презентации может изменять последовательность представления слайдов. Существует разница и в способах представления информации с помощью книги и с помощью презентации. Книгу читает, как правило, один человек на близком расстоянии, а презентации демонстрируются на экране для большой аудитории в процессе выступлений на конференциях, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и так далее. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих Мультимедийные объекты; в процессе демонстрации презентации пользователь может изменять порядок показа слайдов. Наиболее распространенными приложениями для разработки презентаций являются Microsoft Office PowerPoint. Они предоставляют пользователю практически одинаковые возможности при разработке презентаций:
• графический интерфейс и набор команд меню этих приложений практически одинаков;
• панель инструментов Рисование позволяет помещать на слайды растровые и векторные рисунки (в том числе трехмерные);
• файлы презентаций могут сохраняться в одинаковом формате РРТ.

дизайн презентации и макеты слайдов

Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта, в котором необходимо определить примерное количество слайдов в презентации и содержание каждого слайда.
Выбор дизайна презентации. В зависимости от содержания презентации и категории ее потенциальных зрителей необходимо выбрать дизайн презентации. Приложения, используемые для разработки презентаций, позволяют выбрать наиболее подходящий вариант дизайна с помощью использования нескольких десятков шаблонов оформления и вариантов цветовых схем Каждый шаблон оформления предлагает свой вариант фона слайдов, а также тип и цвет используемых шрифтов.
Фон слайда может быть неоднородным, он может плавно переходить от одного оттенка цвета к другому, а также включать узоры и фоновые изображения.
Предлагаемые варианты цветовых схем позволяют выбрать наиболее подходящее соотношение между цветами фона, заголовка слайда и помещенного на слайд текста.

Выбор макетов слайдов. Каждый раз при добавлении в презентацию нового слайда необходимо выбрать тип макета слайда. Макет слайда определяет, как будут размещаться на слайде различные объекты: заголовок, текст, растровые изображения, векторные рисунки и пр.
Приложения, используемые для разработки презентаций, предлагают десятки различных вариантов разметки слайдов. Самыми простыми являются макеты, содержащие пустые заготовки слайдов с заголовком и без него. Текст на слайде может быть размещен в одну или две колонки.
Слайд может целиком занимать растровое изображение или векторный рисунок. На слайде могут быть размещены сразу несколько объектов различных типов: текст и изображение, рисунок и текст, изображение и рисунок и так далее. Большинство типов слайдов содержат также заголовки. Заполнение слайдов. Процедура заполнения слайда информацией одинакова для слайдов всех типов. достаточно щелкнуть мышью в выбранной на макете слайда области и ввести текст или нарисовать рисунок с использованием панели инструментов Рисование встроенного графического редактора. Можно заранее создать текст, растровое изображение или векторный рисунок в текстовом или графическом редакторе и затем скопировать его в выбранную область слайда. Однако проще воспользоваться коллекцией рисунков. Поиск нужного рисунка облегчается тем, что в коллекции они сгруппированы по темам: Животные, Люди, Наука и техника и др. С объектами, размещенными на слайде, можно работать так же, как в векторном графическом редакторе. Можно перемещать выделенный объект по слайду, изменять его размеры, осуществлять группировку объектов, а также изменять расположение объектов по глубине слайда. Способы создания презентаций. Создавать новую презентацию можно вручную, то есть самостоятельно определяя количество слайдов презентации и подбирая дизайн и тип разметки каждого слайда. В случае затруднений можно воспользоваться помощью Мастера презентаций (Автопилота). Мастер создания презентаций с помощью последовательности диалоговых панелей позволяет выбрать подходящий дизайн презентации, используемые эффекты при переходе слайдов и так далее. Можно также воспользоваться готовым шаблоном презентации, который содержит последовательность слайдов определенных типов с уже подобранным дизайном, на которые разработчику требуется только занести конкретную информацию. Разработчик может выбрать из предлагаемого списка шаблонов презентаций шаблон, наиболее близкий по тематике к создаваемой презентации. Использование анимации и звука
в презентации Программы разработки презентаций позволяют «оживить» демонстрацию презентации с помощью мультимедийных эффектов.
Анимация. Широко используется такой мультимедийный эффект, как анимация, то есть создание иллюзии движения объектов на экране монитора. Компьютерная анимация использует быструю смену кадров (как это делается в кино), которую глаз человека воспринимает как непрерывное движение. Чем большее количество кадров сменяется за одну секунду (в кино в секунду сменяется 24 кадра), тем более полная иллюзия движения возникает у человека.
Другим мультимедийным эффектом является воспроизведение звуковых записей. Одни записи позволяют в процессе демонстрации периодически привлекать внимание слушателей к важной информации; например, в определенный момент демонстрации могут зазвучать колокольчики. другие записи делают просмотр презентации более комфортным; например, в процессе демонстрации презентации может звучать приятная музыка. Анимация и звук в процессе смены слайдов. Анимационные эффекты и воспроизведение звука при демонстрации презентации могут быть использованы в процессе смены слайдов. Программы разработки презентаций позволяют выбрать один из типов анимационных эффектов, который будет реализовываться в процессе перехода слайда. В процессе разработки презентации можно выбрать звук, которым будет сопровождаться переход слайда. Программы разработки презентаций предлагают довольно широкий набор звуков (аплодисменты, колокольчики, звук пишущей машинки и прочие), однако можно подобрать и другой звук, найдя соответствующий звуковой файл на локальном компьютере или в Интернете. Можно также записать любой звук с использованием звукового редактора. Установить анимационные и звуковые эффекты, которые должны реализовываться при смене слайдов, можно с помощью диалоговой панели Смена слайдов.
В списке анимационных эффектов можно выбрать тип эффекта, а в списке Скорость: — быстроту смены слайдов. В списке Звук: можно выбрать звуковой эффект, реализующийся при смене слайдов.

Можно определить также событие, по которому происходит смена слайдов: по щелчку или автоматически после заданного интервала времени. Выбранные настройки можно применить как к одному текущему слайду, так и сразу ко всем слайдам презентации. Анимация и звук в процессе появления объектов на слайде. Любой объект, размещенный на слайде, можно заставить возникнуть на экране необычно: постепенно проявиться, вылететь сбоку, развернуться до заданного размера, уменьшиться, вспыхнуть, вращаться и так далее. Появление объекта на слайде может сопровождаться различными звуками. Звук можно выбрать из набора, имеющегося в программе разработки презентаций (барабан, буря оваций, звук кассы и другие), можно найти подходящий звуковой файл или записать звук самостоятельно. При размещении на слайде длинного текста рекомендуется использовать Мультимедийные эффекты.

демонстрация презентации. Интерактивная презентация. Можно сделать презентацию интерактивной, то есть предоставить пользователю возможность в процессе демонстрации презентации изменять последовательность предъявления слайдов. Организовать любые переходы между слайдами можно двумя способами: с помощью гиперссылок или с помощью управляющих кнопок.
Гиперссылки позволяют осуществлять переходы с любого слайда на любой другой с использованием указателя ссылки и адреса перехода. На исходном слайде размещается указатель ссылки — фрагмент текста, который выделяется цветом и подчеркиванием, или графическое изображение. В адресе перехода указывается номер и название слайда, на который должен быть произведен переход. Активизация указателя ссылки (например, щелчком мышью) вызывает переход на слайд, заданный в адресе перехода. На слайд можно поместить управляющие кнопки Вперед, Назад, В начало, В конец

Домашнее задание: §2.5.

31 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Создание анимации встроенной в презентацию». П.р. №16

32 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах». П.р. №17

33 урок

Тема урока: Практическая работа.

Цель урока: Выработать практические навыки учащихся по пройденной теме.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Дежурство, отсутствующие.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по материалу пройденному на прошлом уроке.

  1. Работа над темой урока

Практическая часть.

П. р. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»». П.р. №18


34 урок

Тема урока: Завершение курса информатики в 7 – ом классе.

Цель урока: Показ презентаций сделанных учащимися и выбор лучшей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!