СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план урока на тему : Этнос и этнические отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

поурочный план урока на тему : Этнос и этнические отношения

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план урока на тему : Этнос и этнические отношения»

ПЛАН УРОКА

Дата: ______________

Группа: _______________

ДИСЦИПЛИНА: Основы права

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Абакарова С.Д.

Тема: Этнос и этнические отношения

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная:

  1. Познакомиться с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений.

  2. Раскрыть сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества.

  3. Объяснить причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.

Развивающие:

Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять.

Воспитывающие:

Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма в межнациональных отношениях.

Ход урока

1. Организационный момент:

- Приветствие.

- Отметка отсутствующих в журнале.

- Сообщение темы и целей урока.

2. Изложение нового материала:


Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Этническая общность складывается из:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Виды этнических общностей: 

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это форма социально-этнической общности людей исторически следующая за родоплеменной общиной. Начало ее возникновения относится к периоду разложения перво-общинных отношений. Если для родоплеменных объединений характерны кровно-родственные связи, то для народности- территориальные.

Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность».

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов):

• кровное родство — единство происхождения от общего предка;

• устойчивая межпоколенная преемственность;

• единство территории;

• единство языка;

• общность исторической судьбы;

• общая культура и традиции;

• общее самосознание (этническая идентификация).


Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.

Межнациональные отношения — это:

1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

2) отношения между различными нациями.

Формы межнациональных отношений:

1) мирное сотрудничество;

2) этнические конфликты.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. (Индонезия — большая и густонаселенная страна, состоящая из 3000 островов. Здесь живут мусульмане, буддисты, католики, протестанты, представители более 100 этнических и религиозных групп. До 1949 г. страна являлась голландской колонией. Администрация колонии проводила политику единой системы школьного обучения: общие учебники, стандартные дипломы и сертификаты. Грамотность строилась на едином языке, старый дописьменный язык был забыт. Новый индонезийский язык стал средством национального объединения.)

2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции. (Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера — чукчей или хакасов, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка.)

Этносоциальный (межнациональный) конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооруженных столкновений и войн. (Азербайджан и Армения)


Причины межнациональных конфликтов:

1) несовпадение этнических и территориальных границ;

2) ухудшение экономического положения;

3) социальные противоречия;

4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;

5) национальные и религиозные различия;

6) прошлые национальные обиды.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от гр. genos — род и лат. caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. 


Примером геноцида является холокост (от гр. holos — всеобщий и kaustos — сжигающий) — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939−1945).

Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений:

1) отказ от насилия и принуждения;

2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.



Закрепление изученного материала:


1. Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием

1) народность 2) нация 3) национальность 4) народ


2. Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они указаны


1) племена 2) провинциалы 3) народности

4) нации 5) творческие союзы 6) граждане


3. Расположите в логической последовательности этапы формирования народа (этногенез).

1) нация 4 2) народность 3 3) род 1 4) племя 2

4. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово

Племя; этнос; нация; род; народность.


5. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основан­ная на кровнородственных связях и состоящая из родов

1) раса 2) племя 3) народ 4) гражданство.

6. Межнациональные это отношения между:

  1. Представителями разных государств

  2. Представителями разных полов

  3. Разными народами

  4. Разными социальными группами


7. Допустима ли дискриминация наций в современном обществе:

  1. Допустима Не допустима Допустима для некоторых стран

Может происходить в благих целях

8. Нация это:

  1. Все граждане определенной страны

  2. Люди с определенным цветом кожи и другими внешними признаками

  3. Люди объединенные религиозными убеждениями


9. в настоящее время в мире:

1. стран больше, чем национальностей

2. стран меньше, чем национальностей

3. стран примерно столько же, сколько национальностей


10. Одна из основных причин межнациональных конфликтов:

1. территориальные споры 2. научные дискуссии

3. личные оскорбления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!