СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русскому языку 6 класс "Разряды имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План разработан в соответствии с Гос. стандартом для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«поурочный план по русскому языку 6 класс "Разряды имен прилагательных"»

Дата: __________________

Класс: _________________


Уроки № 51-52


Тема уроков: Разряды имен прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение притяжательных прилагательных.

Цель: обобщить знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения и навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.

Обучающая:

  • знать о делении прилагательных на три разряда;

  • о признаках качественных прилагательных;

  • уметь находить качественные прилагательные;

  • определять их синтаксическую роль;

  • иметь знания по морфологии имени прилагательного;

  • уметь сравнивать, сопоставлять, делать вывод, находить полные и краткие прилагательные по данным окончаниям;

  • образовывать от полных прилагательных краткие, согласовывать прилагательные с существительными, определять падеж, находить соответствия в лексическом значении русских и казахских слов, определять разряды прилагательных;

  • прилагательных, правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

    Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость;

  • умение рассуждать…обобщать изученный материал;

  • делать выводы;

    Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической (работоспособность, организованность, дисциплинированность) и творческой (активность, самостоятельность, увлеченность, любознательность) деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к русскому языку.


    Типы уроков: урок изучения нового материала; повторительно-обобщающий; урок-исследование.

    Методы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом из учебника, чтение, обсуждение заданий, комментированное письмо, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала.

    Оборудование:

    • «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.


    ХОД УРОКА № 51

    С русским языком можно творить чудеса.

    Нет ничего такого в нашей жизни,

    в нашем сознании, что нельзя было бы

    передать русским словом…

    К. Паустовский

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    § 38. Стр. 140 – правило, 142 – таблица. Упр. 499, 506.


    III. Актуализация знаний (сл. 2-5) (тест)

    1. Прилагательное-это:

    а) Часть речи, которая обозначает действие предмета

    б) Часть речи, которая обозначает предмет

    в) Часть речи, которая обозначает признак предмета

    2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

    а) Кто? Что?

    б) Какой? Какая? Какое?

    в) Как? Когда? Откуда?

    3. Прилагательные в предложении бывают:

    а) сказуемыми;

    б) подлежащими;

    в) дополнениями и обстоятельствами;

    г) определениями и сказуемыми.

    4. Найдите строчку, в которой указаны только имена прилагательные:

    а) другой, пятнадцатый, беззвучный, такой;

    б) мирный, веселый, безнадежно, красивый;

    в) прямой, безвыходной, искусный, городской.

    5. Качественные прилагательные обозначают:

    а) принадлежность чего-либо лицу или животному;

    б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;

    в) признак предмета через отношение к другому предмету.

    6. Относительные прилагательные обозначают…

    а) принадлежность чего-либо лицу или животному;

    б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;

    в) признак предмета через отношение к другому предмету.

    7. Притяжательные прилагательные обозначают:

    а) принадлежность чего-либо лицу или животному;

    б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;

    в) признак предмета через отношение к другому предмету.


    Ключ к тесту

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    в

    б

    г

    в

    б

    в

    а





    IV. Тема урока.

    1. Прочитайте слова вслух.

    Капризный, фарфоровый, ореховый, ответственный, мелодичный, районный, татарский.


    1. Назовите общий орфографический признак слова (словарные слова).

    2. Вставьте пропущенные орфограммы.

    3. Назовите их главный грамматический признак (имена прилагательные).


    • Сформулируйте тему урока.


    V. Словарно-орфографическая работа

    Капризный, фарфоровый, ореховый, ответственный, мелодичный, районный, татарский.

    Вы узнаете новое словарное слово, если правильно соедините первые буквы имен прилагательных по формуле:

    3Кач+3Относ+1Прит

    Менять предложенный порядок имен прилагательных нельзя.

    Какое слово у вас получилось? (Комфорт – это бытовые удобства; благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т. п.)


    § 39 стр. 145 – 146 – правила.


    • Составьте кластер:

    К ачественное прилагательное

    и меет степень сравнения сочетается с наречием

    (красивый, красивее) (очень красивый)

    имеет краткую форму образовывает сложные прилагательные

    (красив, красива) (красивый-красивый)

    образовывает уменьшительную форму имеет антонимы

    (красивенький) (чёрный – белый)


    VI. Выполнение упражнений.


    1. Стр. 146 упр. 512.

    2. Работа по карточкам.


    Карточка 1.

    От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.

    Красивый, твёрдый, горький, белый, молодой, громкий.

    Карточка 2.

    Распределить данные прилагательные в столбика:

    1столбик – качественные;

    2 столбик – относительные;

    3 столбик – притяжательные.

    Маленький (мяч), стеклянный (сосуд), речной ( вокзал), охотничий (домик), щучья (пасть), ленивый (кот), тяжёлый (груз), добрый (человек), летний (день), волчья (нора).

    Карточка 3.

    Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.

    Однажды зимой мы отправились в лес. В ( ) бору было тихо. Всё вокруг покрыто ( ) снегом. В ( ) воздухе носились ( ) пушинки. ( ) ветки украсились инеем. В этом ( ) наряде каждая ветка казалась удивительной.

    Карточка 4.

    Выпишите словосочетания «сущ. + сущ.» и «сущ. + прил.». Рядом с каждым качественным прилагательным запишите другие, передающие различные степени данного качества.

    Образец: В широком поле – самое широкое, очень широкое, шире, широчайшее, широкое-широкое.


    Падают яблоки, крупные, спелые,

    Нету у яблони сил их держать,

    Дело своё она за лето сделала,

    Вон как усталые ветви дрожат,

    А впереди ещё зимушка лютая…

    Дни пролетели хорошие, славные.

    Падают яблоки, словно минуты

    Красного лета. Последние самые.

    (В. Федотов)

    3. § 40 стр. 149-151 – правила.

    4. стр. 151 упр. 528.

    5. Работа по карточкам.

    Карточка 5.

    Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?

    Образец: пассажир – пассажирский.

    Узбек, молодец, немец, бурлак, монгол, богатырь, рыбак, море, француз, Русь, март, учитель, киргиз.

    Карточка 6.

    Спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:

    Образец: украинский – Украина.

    Сибир…ий, январ…ий, ткац…ий, кубан…ие, рыбац…ий, немец…ий, город…ой, одес…ий, мор…ой.

    Карточка 7.

    Вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:

    Низ…ий, сентябрь…ий, близ…ий, рез…ий, немец…ий, гигант…ий, дерз…ий, октябрь…ий, турист…ий, матрос…ий, казац…ий, сибир…ий, январ…ий, казан…ий, декабрь…ий, низ…ий, вяз…ий, дет…ий, ткац…ий, кавказ…ий, швед…ий, белорус…ий, комендант…ий.

    Карточка 8.

    Распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:

    Рыбац…ий, лейтенант…ий, кузнец…ий, гигант…ий, калмыц…ий, киргиз…ий, горняц…ий, эскимос…ий, стрелец…ий, индус…ий.

    Карточка 9.

    Выделить суффиксы прилагательных, определите их разряд:

    Настойчивый, отзывчивый, участливый, расчетливый, бревенчатый, уступчатый, игривый, дождливый, полевой, сиреневый, лёгонький, серенький, маленький, парчовый, песцовый, ситцевый, грушевый, беловатый, желтоватый, синеватый, близкий, низкий, рыбацкий, ткацкий, киргизский, декабрьский.


    VII. Итог урока.

    VIII. Домашнее задание.


    §§ 39-40. Стр. 145-146, 149-152 – правила. Упр. 522, 533.












    ХОД УРОКА № 52

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    §§ 39-40. Стр. 145-146, 149-152 – правила. Упр. 522, 533.


    III. Актуализация знаний по теме

    А) Задание: выписать из текста качественные и относительные прилагательные в два столбика. (сл.10)

    Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Её во всю длину перекрывал глухой, почти чёрный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шёл ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К. Паустовский)

    глухой

    электрический

    узкую

    виноградных

    чёрный

    зрелые

    большие


    Проверь себя! (Сл. 11)





    - Прилагательные какого разряда нам не встретились в тексте?

    - Что вы знаете про притяжательные прилагательные? (Отвечают на вопрос чей?, обозначают принадлежность лицу или животному)

    - Сегодня нам предстоит вспомнить грамматические признаками и правописанием притяжательных прилагательных.


    IV. Тема урока.


    Проблемная задача № 1

    - Начнём со строения притяжательных прилагательных. Запишем несколько словосочетаний, разберём по составу прилагательные:


    Отцов бокал, волчий хвост, сестрин халат.


    Дети, увидев морфему –ий, выделяют её сначала как окончание.

    - Почему – ий не окончание?

    Склонение слова волчий.

    Вывод: - ий в притяжательных прилагательных является суффиксом.

    - А как ещё образуются притяжательные прилагательные? Как они изменяются? (Работа в группах, обсуждение версий).

    - Подведём итоги, сделаем выводы об образовании и склонении притяжательных прилагательных

    • Образуются с помощью суффиксов –ов(-ев), -ин(-ын),-ий

    • Прилагательные муж. рода в И.п. и В.п.ед. числа имеют нулевое окончание, Например: волчий

    • Прилагательные ср. р. и ж.р. В ед. и мн. числе имеют окончания кратких прилагательных, например: лисья

    Чтение правила стр. 153.


    1. Если притяжательное прилагательное образовано от одушевленного имени собственного, оно пишется с прописной (заглавной) буквы:

    Ольга – Ольгина (сумка); Дима – Димин (портфель).

    1. Если притяжательное прилагательное образовано от неодушевленного имени собственного, оно пишется со строчной буквы:

    Тянь-Шань – тянь-шаньский.


    V. Закрепление изученного.


    1. Стр. 154 упр. 536.

    2. Проблемная задача № 2

    Сейчас запишем ещё несколько словосочетаний:

    Заячья душа, волчий аппетит, лисий характер.

    Версии. Работа с версиями.

    Вывод: Если притяжательное прилагательное употребить в переносном значении, то оно становится качественным.

    1. Работа по карточкам.

    Карточка 10.

    Распределите данные прилагательные на две колонки: 1) прилагательные с окончанием -ий; 2) прилагательные с суффиксом -ий:

    Лисий, синий, волчий, заячий, дальний, миленький, охотничий, сладкий, рыбий.

    Карточка 11.

    Допишите суффиксы и окончания прилагательных:

    Из коровь… масла и овечь… сыра; в рыбачь… лодке; волч… аппетит; из беличь… меха; ребячь… игр; заяч… хвост; о лись… хитрости; перед медвежь… берлогой; волчь… следа; собачь… чутьём; лис… хвост; птичь… голосов; охотничь… принадлежности; рыбь… чешуёй, о собачь… конуре.

    Карточка 12.

    Со словами «лисья», «заячий», «волчий», «гусиный» составьте такие словосочетания, в которых эти прилагательные выступают как относительные, притяжательные и качественные.

    Карточка 13.

    Выпишите только те словосочетания, в состав которых входят притяжательные имена прилагательные; суффиксы прилагательных выделите:

    Мыши…ый хвост; глиня…ый кувшин; петуши…ый крик; авиацио…ый билет; багря…ый закат; тигри…ый рык; оловя…ый солдатик; поросячий визг; льви…ая грива; змеи…ое жало, мужестве…ый воин; гуси…ый клюв; миллио…ый заработок; ястреби…ые когти; маши…ый след.

    Карточка 14.

    У прилагательных определите разряд; выделите суффиксы и окончания:

    Сердечная болезнь – сердечный друг; медвежья лапа – медвежья шуба – медвежья услуга; лисий воротник – лисья нора – лисий хвост – лисья улыбка; орлиное гнездо – орлиный взгляд – орлиные перья; золотая свадьба – золотая цепочка – золотые руки – золотая осень; стальной трос – стальная хватка.

    1. Заполните таблицу (сл. 12).


    прилагательные

    качественные

    относительные

    притяжательные




    Старая лошадь, железные решетки, спелая слива, лисья нора, фарфоровая посуда, волчья стая, колючие растения, свинцовые тучи.


    VI. Итог урока.

    VII. Домашнее задание.


    § 41. Стр. 153-154 – правило. Упр. 540, 542.




























    К арточка 1.


    От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.


    Красивый, твёрдый, горький, белый, молодой, громкий.




    Карточка 2.


    Распределить данные прилагательные в столбика:


    1столбик – качественные;

    2 столбик – относительные;

    3 столбик – притяжательные.


    Маленький (мяч), стеклянный (сосуд), речной ( вокзал), охотничий (домик), щучья (пасть), ленивый (кот), тяжёлый (груз), добрый (человек), летний (день), волчья (нора).




    Карточка 3.


    Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.


    Однажды зимой мы отправились в лес. В ( ) бору было тихо. Всё вокруг покрыто ( ) снегом. В ( ) воздухе носились ( ) пушинки. ( ) ветки украсились инеем. В этом ( ) наряде каждая ветка казалась удивительной.



    Карточка 4.


    Выпишите словосочетания «сущ. + сущ.» и «сущ. + прил.». Рядом с каждым качественным прилагательным запишите другие, передающие различные степени данного качества.

    Образец: В широком поле – самое широкое, очень широкое, шире, широчайшее, широкое-широкое.


    Падают яблоки, крупные, спелые,

    Нету у яблони сил их держать,

    Дело своё она за лето сделала,

    Вон как усталые ветви дрожат,

    А впереди ещё зимушка лютая…

    Дни пролетели хорошие, славные.

    Падают яблоки, словно минуты

    Красного лета. Последние самые.

    (В. Федотов)



    Карточка 5.


    Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?

    Образец: пассажир – пассажирский.


    Узбек, молодец, немец, бурлак, монгол, богатырь, рыбак, море, француз, Русь, март, учитель, киргиз.



    К арточка 6.


    Спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:

    Образец: украинский – Украина.


    Сибир…ий, январ…ий, ткац…ий, кубан…ие, рыбац…ий, немец…ий, город…ой, одес…ий, мор…ой.



    Карточка 7.


    Вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:


    Низ…ий, сентябрь…ий, близ…ий, рез…ий, немец…ий, гигант…ий, (7) дерз…ий, октябрь…ий, турист…ий, матрос…ий, казац…ий, сибир…ий, январ…ий, казан…ий, декабрь…ий, низ…ий, вяз…ий, дет…ий, ткац…ий, кавказ…ий, швед…ий, белорус…ий, комендант…ий.



    Карточка 8.


    Распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:


    Рыбац…ий, лейтенант…ий, кузнец…ий, гигант…ий, калмыц…ий, киргиз…ий, горняц…ий, эскимос…ий, стрелец…ий, индус…ий.




    Карточка 9.


    Выделить суффиксы прилагательных, определите их разряд:


    Настойчивый, отзывчивый, участливый, расчетливый, бревенчатый, уступчатый, игривый, дождливый, полевой, сиреневый, лёгонький, серенький, маленький, парчовый, песцовый, ситцевый, грушевый, беловатый, желтоватый, синеватый, близкий, низкий, рыбацкий, ткацкий, киргизский, декабрьский.




    Карточка 10.


    Распределите данные прилагательные на две колонки: 1) прилагательные с окончанием -ий; 2) прилагательные с суффиксом -ий:


    Лисий, синий, волчий, заячий, дальний, миленький, охотничий, сладкий, рыбий.



    Карточка 11.


    Допишите суффиксы и окончания прилагательных:

    Из коровь… масла и овечь… сыра; в рыбачь… лодке; волч… аппетит; из беличь… меха; ребячь… игр; заяч… хвост; о лись… хитрости; перед медвежь… берлогой; волчь… следа; собачь… чутьём; лис… хвост; птичь… голосов; охотничь… принадлежности; рыбь… чешуёй, о собачь… конуре.


    К арточка 12.


    Со словами «лисья», «заячий», «волчий», «гусиный» составьте такие словосочетания, в которых эти прилагательные выступают как относительные, притяжательные и качественные.



    Карточка 13.


    Выпишите только те словосочетания, в состав которых входят притяжательные имена прилагательные; суффиксы прилагательных выделите:


    Мыши…ый хвост; глиня…ый кувшин; петуши…ый крик; авиацио…ый билет; багря…ый закат; тигри…ый рык; оловя…ый солдатик; поросячий визг; льви…ая грива; змеи…ое жало, мужестве…ый воин; гуси…ый клюв; миллио…ый заработок; ястреби…ые когти; маши…ый след.



    Карточка 14.


    У прилагательных определите разряд; выделите суффиксы и окончания:


    Сердечная болезнь – сердечный друг; медвежья лапа – медвежья шуба – медвежья услуга; лисий воротник – лисья нора – лисий хвост – лисья улыбка; орлиное гнездо – орлиный взгляд – орлиные перья; золотая свадьба – золотая цепочка – золотые руки – золотая осень; стальной трос – стальная хватка.




  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!