Дата: __________________
Класс: _________________
Урок № 33
Тема урока: Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения.
Цель: Учить детей распознавать падежи существительных 1склонения;
умение анализировать; провести наблюдения над изменением имен существительных 1 склонения, прививать навыки самостоятельной работы.
Задачи:
познавательные: расширить знания учащихся об имени существительном как части речи, формировать умение склонять имена существительные в единственном числе, отрабатывать умение правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения;
регулятивные: умение работать, учить ставить задачу, удерживать на протяжении урока самостоятельность и самоконтроль.
коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися, контроль и коррекция работы партнера.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, ТРКМЧП.
Оборудование:
«Русский язык» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
Русский язык. Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
Русский язык. Сборник диктантов и текстов для изложений: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте удачи своему соседу и садитесь.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске.
II. Минутка чистописания .
С какой целью мы проводим минутку чистописания? на что обратить внимание? ( на правильность, красоту, наклон, высоту.)
Отгадав загадку, вы сможете узнать, какую букву мы будем сегодня писать на чистописании.
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (баран) подберите слово синоним. (Овца)
Характеристика буквы о.
Что вы можете сказать о этой букве?
Какая эта буква гласная или согласная?
Какой звук обозначает? (ударный или безударный).
Какое у нее соединение?
Верхнее, нижнее Ол, по сторочке Ос.
Оборона, Овца, одиннадцать, беседовать, телефон, медленно.
(перед тем как написать в тетради надо вызвать учащихся поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные) поставить ударение, подчеркните безударные гласные.
(мне надо записать предложение).
У дяди Сережи чудесные руки!
Итак, предложение записано. Прочитайте, назовите орфограммы в словах, как правильно писать -у как пишется ? ударение поставьте, выделите окончания, безударные гласные выделить в корне и в окончании.
Для чего мы это разобрали? (чтобы правильно писать) запишите в тетрадь красиво.
А теперь ответьте на вопрос, в каких словах были безударные окончания?
Какая часть речи? Какое склонение? В каком падеже написаны эти слова?
Как вы, думаете какая у нас тема урока. Поставьте для себя задачи на уроке (что вы хотите узнать? что спросить? какие вопросы интересуют вас? (Поупражняться в распознавании имен существительных1-го склонения, научиться правильно писать их падежные окончания.
Да, сегодня мы будем совершенствовать умения определять склонение, падеж имен существительных, будем учиться правильно писать падежные окончания имен существительных 1 склонения. - Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправляемся в путешествие в страну Имени существительного. Для этого проведем мозговой шторм. Работаем по группам. Вспомним как работать в группе. Работай дружно быть внимательными. Высказывать свое мнение. Не перебивать собеседника и прийти к единому мнению. Ответить на вопросы,1минута на ответ. 2 минуты на подготовку.
Повернулись к друг другу и обсудите вопросы.
1группа
1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяются им сущ.?
3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?
Оцените себя.
Там где вы правильно ответили на вопрос поставьте +,а где нет -. Итак сколько у вас правильных ответов?
2 группа
Что обозначает имя существительное?
Какие существительные относятся к 1 скл.
Сколько склонений в русском языке?
Назовите все падежи.
Оцените себя.
3группа
1.Назовите падежи и какие вопросы имеют т падежи?-
2.Относятся ли существительные среднего рода к 1 склонению?
3. Какое окончание у 1 склонения в именит И.п.?
4. Бывает ли 4 склонение у имен существительных?
Оцените себя.
Итак, группы наши справились с заданием.
Итак, наш поезд готов. Но для того, чтобы он мог прийти в движение, нужно выполнить следующее задание.
III. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Будем работать в паре. Что делаем?
1. Прочитаем.
2. Рассмотрим правила написания окончаний.
3.Сравним.
4. Найдем правило.
5. Напишем окончание.
Обратим внимание.
Какой здесь секрет вы заметили?
А теперь выполните самостоятельную работу в паре 5 минут. Чья пара будет готова. Поднимите руки вдвоем стр. 96 упр. 200, стр. 97 упр. 202.
IV. Физкультминутка .
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре на место села
V. Подведение итога урока.
Страна Имени существительного хочет узнать, чему вы научились?
Закончите фразу в 1 склонении помню даже во сне в предложном и дательном падежах пишется е.
Чему учились на уроке? Как проверить. (Я сегодня на уроке учился …).
Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)
Как можно проверить безударное окончание? (по ударным падежным окончаниям)
VI. Рефлексия (на доске записано)
- Я узнал на уроке …. Я НАУЧИЛСЯ
- Я работал с …настроением.
- Я… (доволен, недоволен) собой.
- Я порадовался за кого-нибудь
- Я испытывал затруднения, когда… . (Ответы детей)
VII. Домашнее задание.
§ 27. стр. 97. Упр. 201.
1группа
1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяются им сущ.?
3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?
Оцените себя.
2 группа
Что обозначает имя существительное?
Какие существительные относятся к 1 скл.
Сколько склонений в русском языке?
Назовите все падежи.
Оцените себя.
3 группа
1.Назовите падежи и какие вопросы имеют т падежи?-
2.Относятся ли существительные среднего рода к 1 склонению?
3. Какое окончание у 1 склонения в именит И.п.?
4. Бывает ли 4 склонение у имен существительных?
Оцените себя.