Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 4
Тема урока: Сказки. Корни сказок. Виды сказок. Добро. Зло. Поучительное в сказке. Характеристика поступков героев. Волшебная сказка. «Царевна-лягушка».
Цель:
Обучающая:
формировать представление о сказках как жанре фольклора;
рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, бытовые);
познакомить с волшебной сказкой;
обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения.
Развивающая:
развивать навыки беглого выразительного чтения;
развивать речь, творческие способности
Воспитательная:
воспитывать интерес к изучению устного народного творчества;
способствовать воспитанию добрых чувств.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: групповая работа, коллективная работа учителя с классом, работа с текстом.
Оборудование:
«Литературное чтение» для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/Авторы: Нуртазина Р.Б., Э.Сулейменова, К.Уразаева. – Алматы: Білім, 2015 год.
ПК, проектор, экран, слайды, мультфильм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка цели урока. Побуждение.
Загадка.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка! (звучит музыка «В гостях у сказки»)
Сказка – вид устного народного творчества.
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая из них поэма!»/ А.С. Пушкин
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.
Беседа по вопросам к статье:
Что такое сказка?
Для чего нужны чудеса в сказках?
Какие виды сказок нам известны?
Расскажите об особом построении сказок.
Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны? Назовите любимых героев русских сказок.
Лексическая работа.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Лытать - уклоняться от дела, бегать работы
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
Чтение и просмотр мультфильма сказки «Царевна-лягушка».
Чтение 1 части стр. 23-25.
Чтение 2 части по ролям стр. 26-27.
Просмотр фрагмента мультфильма.
Самостоятельное чтение 4 части стр. 30-32.
Анализ сказки.
О чем эта сказка? Назовите ее героев.
Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?
Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
Где нашли невест старшие братья?
Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
Почему царь не стал противиться этому браку?
6. Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иван-царевич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и Баба-Яга.
6. Счастливое завершение сказки.
IV. Закрепление темы.
V. Задание на дом.
Прочитать сказки «Аист и соловей» и «Болтливая жена».