Стадия осмысления. - Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети называют « У лукоморья …», но не все знают название поэмы, «Руслан и Людмила»). - « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением? (Дети говорят, что это вступление, может прозвучать версия, что это пролог) - Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила». - Что же такое пролог? (Это вступление…) Для чего он нужен в произведении? Что помогает нам понять (…о чём будет произведение) -Давайте сформулируем и запишем в тетради тему и наш главный вопрос урока (Дети предлагают версии.) Роль пролога в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» - Какие же умения нам могут понадобиться, чтобы ответить на главный вопрос о роли пролога в поэме? (ответы учащихся) -Чему же мы должны научиться к концу урока, как вы думаете? (читать, анализировать, высказывать мнение, работать в паре, определять роль пролога, что такое поэма…) Пролог – это вводная часть, введение, предисловие. Он представляет действующих лиц до начала действия или может содержать отвлеченные рассуждения автора. Обрати внимание! Nota Bene! «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет– песни поет». Это слова из фольклорной сказки, которую в детстве слышал А.С. Пушкин из уст своей няни. Слово «Лукоморье» происходит от устаревшего «морская лука» – изгиб морского берега. Но у восточных славян, к которым относится и русский народ, лукоморьем называли заповедное место на краю мира, где происходят чудеса и живут волшебные обитатели сказок. К -Ответьте на вопросы: - Знакомы ли вам герои, которых описал Пушкин в стихотворении? Откуда они? - Все ли герои, описанные Пушкиным, являются героями народных сказок? Какие это герои? Г Деление на группы Учащиеся будут работать в группах, чтобы разделить героев. Они должны использовать свои знания или найти дополнительную информацию об этих героях, доказав, что герои относятся к сказочным или к мифологическим. Учащиеся представят результаты работы всему классу по составленным критериям оценивания. Другие группы оценят выступления других групп по десятибалльной шкале. Дифференциация Более способным учащимся можно предложить заполнение таблицы. герои | сказочный | мифологический | в отрывке | в других источниках | кот | + | | ходит по цепи | | леший | | | | | | | | | | | | | | | Взаимооценивание. КО - отвечает на вопросы по содержанию поэмы; - понимает художественное произведение в деталях; - различает сказочных, мифологических героев; - излагает логично и последовательно; - излагает эмоционально, доступно; - отвечает без опоры на письменный текст; - оценивает высказывания одноклассников; - участие каждого ученика; Словарная работа: На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил. Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный. Дол – доли́на. Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии. Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца). Ви́тязь – богатырь, воин. Чредо́й (чередо́й) – друг за другом. Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении). Мимохо́дом – идя войной. Пленя́ет – берет в плен. Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно. Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным. Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер. Восстанови цепочки. И днем и ночью кот ходит по цепи. Там чудеса: там на неведомых дорожках следы зверей. Там королевич мимоходом пленяет богатыря. Через леса через моря ступа с Бабою-Ягой идет. И там я был, мед-пиво пил… Одну я помню и теперь поведаю я свету. |