СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русской литературе 5 класс "Пролог к поэме А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Учащиеся смогут:

 отвечать на вопросы по содержанию поэмы;

 понимать художественное произведение  в деталях;

давать характеристику персонажам поэмы;

 различать сказочных, мифологических героев;

аргументировать свои ответы;

оценивать устные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по русской литературе 5 класс "Пролог к поэме А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»".»

Краткосрочный план урока № 52


Раздел 4: Фольклорные элементы в литературных произведениях. Урок № 1

Школа: КГУ СШГ № 11 г. Кокшетау

Дата:

ФИО учителя: Дмитриченко Н.А.

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Пролог к поэме А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя

5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Цели урока:

Учащиеся смогут:

отвечать на вопросы по содержанию поэмы;

понимать художественное произведение в деталях;

давать характеристику персонажам поэмы;

различать сказочных, мифологических героев;

аргументировать свои ответы;

оценивать устные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Критерии оценивания:

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- участие каждого ученика;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст.

- оценивает высказывания одноклассников.

Привитие ценностей:

Воспитание честности и прозрачности оценивания, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы.

Межпредметные связи:

«Русский язык», «История», «Искусство».

Навыки использования ИКТ:

Возможно использование ИКТ для развития навыка поиска лексического значения слова из словарей

Предварительные знания:


Этот урок строится на знании содержания произведений, языковых навыках и знаниях по материалам, изученным в 6 классе и первой четверти.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


Этап мотивации (хочу)

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.


Вопросы для обсуждения

- Как вы думаете, почему появилось определение «литературная сказка»?

- Сказки, о которых мы говорили ранее, не относятся к литературным?

- Каким другим словом можно заменить слово «литературная»?

- Каковы особенности литературной сказки?

- Какие литературные сказки вы знаете?

Вывод:

- У литературной сказки есть автор, а у народной нет.

- Литературная сказка существует в одном варианте, а народная – в нескольких.

- Народная сказка может лечь в основу литературной.


Сообщение целей и задач


Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь, (просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» С 13 секунды без озвучки)

- Сегодня на уроке ты сможешь познакомиться с истоками интереса А.С. Пушкина к русскому фольклору, узнаешь, какую роль в этом сыграла его няня, Арина Родионовна. Ты почувствуешь себя настоящим литературным редактором, исправляя ошибки в утверждениях о содержании «Пролога», а также потренируешься в нахождении средств художественной выразительности в тексте.


https://youtu.be/m1Y1gjosWJc



Середина урока


Стадия осмысления.

- Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети называют « У лукоморья …», но не все знают название поэмы, «Руслан и Людмила»).

- « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением? (Дети говорят, что это вступление, может прозвучать версия, что это пролог)

- Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».

- Что же такое пролог? (Это вступление…)

Для чего он нужен в произведении? Что помогает нам понять (…о чём будет произведение)

-Давайте сформулируем и запишем в тетради тему и наш главный вопрос урока (Дети предлагают версии.)

Роль пролога в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»


- Какие же умения нам могут понадобиться, чтобы ответить на главный вопрос о роли пролога в поэме? (ответы учащихся)

-Чему же мы должны научиться к концу урока, как вы думаете? (читать, анализировать, высказывать мнение, работать в паре, определять роль пролога, что такое поэма…)

Пролог – это вводная часть, введение, предисловие. Он представляет действующих лиц до начала действия или может содержать отвлеченные рассуждения автора.


Обрати внимание! Nota Bene!

«У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет– песни поет».


Это слова из фольклорной сказки, которую в детстве слышал А.С. Пушкин из уст своей няни.

Слово «Лукоморье» происходит от устаревшего «морская лука» – изгиб морского берега. Но у восточных славян, к которым относится и русский народ, лукоморьем называли заповедное место на краю мира, где происходят чудеса и живут волшебные обитатели сказок.


К

-Ответьте на вопросы:

- Знакомы ли вам герои, которых описал Пушкин в стихотворении? Откуда они?

- Все ли герои, описанные Пушкиным, являются героями народных сказок? Какие это герои?

Г Деление на группы

Учащиеся будут работать в группах, чтобы разделить героев. Они должны использовать свои знания или найти дополнительную информацию об этих героях, доказав, что герои относятся к сказочным или к мифологическим.

Учащиеся представят результаты работы всему классу по составленным критериям оценивания.

Другие группы оценят выступления других групп по десятибалльной шкале.

Дифференциация

Более способным учащимся можно предложить заполнение таблицы.


герои

сказочный

мифологический

в

отрывке

в других источниках

кот

+


ходит по цепи


леший















Взаимооценивание.

КО

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст;

- оценивает высказывания одноклассников;

- участие каждого ученика;

Словарная работа:

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – доли́на.

Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).

Ви́тязь – богатырь, воин.

Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.

Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).

Мимохо́дом – идя войной.

Пленя́ет – берет в плен.

Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.

Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.

Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.


Восстанови цепочки.

И днем и ночью кот ходит по цепи.

Там чудеса: там на неведомых дорожках следы зверей.

Там королевич мимоходом пленяет богатыря.

Через леса через моря ступа с Бабою-Ягой идет.

И там я был, мед-пиво пил…

Одну я помню и теперь поведаю я свету.


http://s1literator.ucoz.ru/load/urok_literatury_v_5_klasse/a_s_pushkin_u_lukomorja_dub_zelenyj_skazka_o_mertvoj_carevne_i_o_semi_bogatyrjakh/2-1-0-59

урок (анализ)


http://www.gimnazia8.ru/gorniseva

урок (анализ, сказочные персонажи)


http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/16/urok-chteniya-v-3-klasse-aspushkin-u-lukomorya-dub-zelenyy

урок (герои)



















Конец урока


Лови ошибку


В таблице написаны верные и неверные утверждения по новой теме. Необходимо поставить знак «+» там, где считаете утверждение правильным, и знак «–» там, где, по вашему мнению, оно неверно. Устно аргументируйте свои ответы.


«У Лукоморья дуб зеленый» – это пролог к сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».


В «Прологе» одним из героев является Змей Горыныч.


Выражение «о заре» означает «на заре». Повествование в «Прологе» ведется от первого лица.


В произведении употребляются устаревшие слова.




- Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему?  (Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)


Домашнее задание: ответить письменно на вопросы:

- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?

- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

- Вспомните вторую часть стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина. Перечис-лите, о каких чудесах говорит поэт. Составьте план этой части.


Рефлексия.

Как вы оцениваете результат своей работы? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?


Здоровье и соблюдение техники безопасности
Зарядка для глаз

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.

Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания

Проведение физминутки

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят –  нас к себе позвать хотят!

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!