Дата: __________________
Класс: _________________
Урок № 55
Тема урока: Правописание н и нн в прилагательных.
Цель:
Обучающая:
знать правило правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
уметь выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, НН.
Развивающая:
формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
совершенствовать навыки морфемного анализа слов;
развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная:
способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как: внимательность и любознательность;
воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала, формирования новых знаний.
Методы: устный и письменный; фронтальный, индивидуальный.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного ранее
Тест «НЕ С прилагательными».
1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
1.если слово не употребляется без не-;
2.если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
1. Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
3. День выдался (не)жаркий.
3. Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:
1.Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
1. (Не)приятельская армия отступила.
2. Эта книга далеко (не)проста.
3. Нам продали (не)вкусное мороженое.
5. Слово с не- пишется раздельно:
1. Посетитель был вовсе не скучен.
2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.
6. Допущена ошибка в написании не- в предложении:
1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
2. Океан был совсем не спокойным.
3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Ключ
№задания 1 2 3 4 5 6
Ответ 1, 2 1, 2 1, 3 1, 3 1, 2 1, 3
III. Грамматический разбор предложения.
Всю ночь мшары дышали лекарственным запахом.
1) Дать характеристику предложению, подчеркнуть главные и второстепенные члены;
2) Все ли слова в предложении являются общеупотребительными? (Диалектное – мшары – сфагновые торфяные болота на севере европейской части Российской Федерации и Зап. Сибири.)
3) Какое слово употреблено в переносном значении?
4) Выполнить словообразовательный разбор слова лекарственный. Объяснить правописание суффикса.
IV. Объяснение нового материала.
а) Постановка целей урока:
Сегодня мы поговорим о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.
б) объяснение нового материала:
Буквы Н и НН в прилагательных,
образованных от существительных.
-Н- -НН-
-Н-
1. –Н- если корень слова не оканчивается на Н; 1. –Н- + -Н-если корень слова оканчивается на Н;
2. –ИН-суффикс указывает на принадлежность 2. –ОНН-
к живому существу; 3. –ЕНН-
3. –АН-(-ЯН-) прилагательные с этими Исключ.: ветреный (но: без + ветреный)
суффиксами обозначают материал, масленый (но: про + масленный)
из которого сделан предмет.
Исключ.: стеклянный
оловянный
деревянный
ФОРМУЛИРУЕМ ПРАВИЛО:
Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
- при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н;
- от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-.
Исключение: ветреный.
Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
V. Закрепление изученного.
1. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.
Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.
Карточка 2.
Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.
Карточка 3.
Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.
1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;
2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;
3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
Карточка 4.
Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
Карточка 5.
Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.
2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.
3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.
4) Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.
2. Работа по учебнику.
1. Стр. 166 упр. 574; упр. 575; 576.
2. Орфографический анализ предложений.
1. Вместо каменных мостовых и асфальта тянулись плохие грунтовые дороги.
2. Серебряный туман пал на окрестность.
3. После короткой оттепели жестокие морозы затянули снег ледяной плёнкой, и вся степь сияла ровной, холодной желтизной.
4. В прохладном безветренном воздухе уже чувствуется приближение зимы.
5. Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть.
6. В пригородном посёлке был смотр художественной самодеятельности.
3. Необычный диктант.
Следующее задание, которое нужно выполнить, это не обычный диктант, а буквенный диктант. Напишите в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду диктовать прилагательные, но записывать их не нужно, только под цифрой писать Н или НН.
Соломенный, сонный, гусиный, ветреный, оловянный, масляный, травяной, румяный, карманный, комариный.
– А теперь проверь те, правильно ли вы справились с заданием. (Переход к слайду)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нн нн н н нн н н н нн н
VI. Итог урока.
Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв Н или НН в прилагательных?
В каких суффиксах пишется одна буква Н?
В каких суффиксах пишется две буквы НН?
Назовите слова – исключения.
VII. Домашнее задание.
§ 45. Стр. 165 – правило. Упр. 678.
Карточка 1.
Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.
Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.
Карточка 2.
Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.
Карточка 3.
Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.
1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;
2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;
3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
Карточка 4.
Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
Карточка 5.
Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.
2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.
3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.
4) Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.