СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план на тему "Правописание н и нн в прилагательных" (6 класс, русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Обучающая:

  • знать правило правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
  • уметь выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
  • узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, НН.

Развивающая:

  • формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
  • совершенствовать навыки морфемного анализа слов;
  • развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как: внимательность и любознательность;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план на тему "Правописание н и нн в прилагательных" (6 класс, русский язык)»

Дата: __________________

Класс: _________________


Урок № 55


Тема урока: Правописание н и нн в прилагательных.


Цель:

Обучающая:

  • знать правило правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

  • уметь выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

  • узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется Н, НН.

Развивающая:

  • формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

  • совершенствовать навыки морфемного анализа слов;

  • развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как: внимательность и любознательность;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала, формирования новых знаний.

Методы: устный и письменный; фронтальный, индивидуальный.

Оборудование:

  • «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного ранее


Тест «НЕ С прилагательными».


1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

1.если слово не употребляется без не-;

2.если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.


2.Слово не употребляется без не- в предложении:

1. Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

3. День выдался (не)жаркий.


3. Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

1.Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.


4.Слово с не пишется слитно в предложении:

1. (Не)приятельская армия отступила.

2. Эта книга далеко (не)проста.

3. Нам продали (не)вкусное мороженое.


5. Слово с не- пишется раздельно:

1. Посетитель был вовсе не скучен.

2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.


6. Допущена ошибка в написании не- в предложении:

1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

2. Океан был совсем не спокойным.

3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Ключ

№задания 1 2 3 4 5 6

Ответ 1, 2 1, 2 1, 3 1, 3 1, 2 1, 3


III. Грамматический разбор предложения.



Всю ночь мшары дышали лекарственным запахом.



1) Дать характеристику предложению, подчеркнуть главные и второстепенные члены;

2) Все ли слова в предложении являются общеупотребительными? (Диалектное – мшарысфагновые торфяные болота на севере европейской части Российской Федерации и Зап. Сибири.)
3) Какое слово употреблено в переносном значении?

4) Выполнить словообразовательный разбор слова лекарственный. Объяснить правописание суффикса.


IV. Объяснение нового материала.


а) Постановка целей урока:


  • Сегодня мы поговорим о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.


б) объяснение нового материала:



Буквы Н и НН в прилагательных,

образованных от существительных.


-Н- -НН-

-Н-

1. –Н- если корень слова не оканчивается на Н; 1. –Н- + -Н-если корень слова оканчивается на Н;

2. –ИН-суффикс указывает на принадлежность 2. –ОНН-

к живому существу; 3. –ЕНН-

3. –АН-(-ЯН-) прилагательные с этими Исключ.: ветреный (но: без + ветреный)

суффиксами обозначают материал, масленый (но: про + масленный)

из которого сделан предмет.

Исключ.: стеклянный

оловянный

деревянный

ФОРМУЛИРУЕМ ПРАВИЛО:


Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
- при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н;
- от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-.
Исключение: ветреный.


Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.


V. Закрепление изученного.


1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.

Карточка 2.

Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .

а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.

б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;

в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.

Карточка 3.

Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.

1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;

2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;

3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.

Карточка 4.

Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.

Карточка 5.

Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.

1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.

2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.

3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.

4) Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.


2. Работа по учебнику.


1. Стр. 166 упр. 574; упр. 575; 576.

2. Орфографический анализ предложений.

1. Вместо каменных мостовых и асфальта тянулись плохие грунтовые дороги.

2. Серебряный туман пал на окрестность.

3. После короткой оттепели жестокие морозы затянули снег ледяной плёнкой, и вся степь сияла ровной, холодной желтизной.

4. В прохладном безветренном воздухе уже чувствуется приближение зимы.

5. Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть.

6. В пригородном посёлке был смотр художественной самодеятельности.


3. Необычный диктант.

Следующее задание, которое нужно выполнить, это не обычный диктант, а буквенный диктант. Напишите в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду диктовать прилагательные, но записывать их не нужно, только под цифрой писать Н или НН.

Соломенный, сонный, гусиный, ветреный, оловянный, масляный, травяной, румяный, карманный, комариный.

– А теперь проверь те, правильно ли вы справились с заданием. (Переход к слайду)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нн нн н н нн н н н нн н


VI. Итог урока.


  • Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв Н или НН в прилагательных?

  • В каких суффиксах пишется одна буква Н?

  • В каких суффиксах пишется две буквы НН?

  • Назовите слова – исключения.


VII. Домашнее задание.


§ 45. Стр. 165 – правило. Упр. 678.




Карточка 1.

Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.


Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.


Карточка 2.


Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .

а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.

б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;

в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.


Карточка 3.


Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.

1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;

2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;

3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.


Карточка 4.


Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.


Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.


Карточка 5.


Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.

1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.

2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.

3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.

4) Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!