СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год

Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год

Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития критического мышления, педагогики сотрудничества, создания проблемной ситуации.

Цели: познакомить учащихся с основными элементами электрической цепи; научить собирать простейшие электрические цепи.

Формируемые УУДпредметные: научиться объяснять понятие электрическая цепь’, называть основные элементы электрической цепи и их обозначений в схемах; составлять схему электрической цепи и собирать простейшие электрические цепи по готовым схемам; метапредметные: осуществлять контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; структурировать знания; личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний; использование приобретенных знаний в повседневной жизни.

Приборы и материалы: источники тока, резисторы, лампочки, звонки, ключи, соединительные провода, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электрическими приборами.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.)

Дополнительные вопросы

— В чем состоит отличие проводников от изоляторов?

— Что является причиной направленного движения заряженных частиц?

— Какую роль выполняет источник тока?

— Какие вы знаете источники тока?

— Как устроены гальванические элементы? Как соединяют элементы в батарею?

— Какие процессы происходят при зарядке и разрядке аккумуляторов?

Качественные задачи

1. Имеется заряженный электроскоп и металлический стержень. Что нужно сделать, чтобы по стержню потек ток?

2. Капли дождя, падая на землю, электризуются. Можно ли говорить о наличии электрического тока между облаком и землей в данном случае?

3. В чем главное отличие электрического тока, возникающего в металлической проволоке, соединяющей полюсы гальванического элемента, от тока, возникающего при разрядке электроскопа?

III. Изучение нового материала

В источнике тока за счет энергии неэлектрического происхождения совершается работа по разделению заряженных частиц. При разделении возникает электрическое поле, которое обладает энергией. Это поле может совершать работу. Чтобы ток существовал, необходимо, кроме поля, наличие замкнутой цепи, в которую включаются потребители энергии электрического тока.

— Познакомимся с элементами электрической цепи.

Демонстрация. Включение и выключение лампочки или звонка, подключенных к источнику тока с помощью ключа.

(Учитель чертит на доске схему этой цепи. Ученики перечисляют основные элементы цепи и самостоятельно составляют простейшую цепь по заданной схеме.)

В простейших случаях электрическая цепь состоит из:

• источника тока;

• системы соединительных проводов и управляющих устройств;

• потребителя электрической энергии.

Чертежи, на которых показаны способы соединения электрических приборов в цепь, называют схемами.

(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 75 “Составление схемы электрической цепи” из электронного приложения к учебнику. Ученики отвечают на вопросы.)

— Каково назначение источника тока в электрической цепи?

— Какие источники электрического тока вам известны?

— Каково их назначение?

— Какую электрическую цепь называют замкнутой?

— Какую электрическую цепь называют разомкнутой?

(Ученики зарисовывают в тетрадях основные обозначения элементов электрической цепи.)

Когда к металлическому проводнику присоединяются полюсы источника тока, в проводнике возникает электрическое поле, которое на беспорядочное тепловое движение свободных электронов накладывает направленное движение. Под действием сил электрического поля свободные электроны начинают “дрейфовать”, что и обуславливало электрический ток. При этом скорость направленного движения электронов (скорость “дрейфа”) очень мала по сравнению со скоростью их хаотического движения — всего несколько миллиметров в секунду. Однако электрическое поле в проводнике распространяется со скоростью около 300 000 км/с. Поэтому принято считать, что движение электронов возникает во всех точках электрической цепи одновременно. Когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике, то имеют в виду скорость распространения по проводнику электрического поля.

Чтобы разобраться в сущности явлений, происходящих в электрической цепи, обратимся к ее гидродинамической аналогии: сравним электрический ток с течением воды в водопроводе, а распространение электрического поля — с распространением давления воды. При подъеме воды в водонапорную башню давление (напор) воды очень быстро распространяется по всей водопроводной системе. Когда мы открываем кран, то вода уже находится под давлением и сразу начинает течь. Но из крана течет та вода, которая была в нем, а вода из башни дойдет до крана много позднее, так как движение воды происходит с меньшей скоростью, чем распространение давления. Гидродинамическая аналогия помогает объяснить ряд положений: а) роль источника тока в электрической цепи; б) место выключателя в электрической цепи; в) какие электрические заряды движутся в электрической цепи; г) различие между незначительной скоростью носителей тока и практически мгновенным распространением тока в цепи.

IV. Закрепление изученного материала

(Ученики выполняют задания по составлению схем электропроводки.)

1. Нарисуйте схему цепи, содержащую источник тока и две электрические лампы, каждую из которых включают своим выключателем.

2. Нарисуйте схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.

3. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится своим ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.

V. Рефлексия

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу “Лестница успеха”.)

Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованной на ватмане лестнице. Названия ступеней лестницы:

1-я ступень — урок трудный, я совсем не уверен в своих силах, нужна помощь.

2-я ступень — урок трудный, я не со всем справился, нужна помощь.

3-я ступень — урок трудный, но я почти со всем справился, не нуждаюсь в помощи.

4-я ступень — урок не трудный, я справился почти со всем, помощь не нужна.

5-я ступень — урок не трудный, я уверен в своих силах, помощь не нужна.

Домашнее задание

1. § 33, 34 учебника, вопросы к параграфам.

2. Выполнить упр. 23 нас. 100, 101 учебника.

3. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой: № 1248, 1250.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!