СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное тематическое планирование по астрономии по Чаригину

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

1 ч в неделю. Всего за 1 год обучения 36 ч,

Из них 1 ч – резервное время

 

Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам

Знать/понимать:

Уметь:

1.

Введение (1 ч)

1.1

Введение в астрономию

Урок 1 Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной

 

Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;.

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структура и масштабы Вселенной;

 

2.

Астрометрия (5 ч)

2.2

Звёздное небо

Урок 2. Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария

 

Ресурсы урока: Учебник § 3

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и    

  солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии:

- кульминация и высота    

светила над горизонтом;

-прямое восхождение и

склонение;

- сутки;

- отличие между новым и

старым стилями.

- величины:

- угловые размеры Луны и

Солнца;

- даты равноденствий и

солнцестояний;

- угол наклона эклиптики к

экватору,

- соотношения между мерами

и мерами времени для

измерения углов;

- продолжительность года;

- число звезд видимых

невооруженным взглядом.

- принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;

- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца.

- использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты

звёзд, нанесенных на карту;

б) по заданным

координатам объектов

(Солнце, Луна, планеты)

наносить их положение на

карту;

в) Устанавливать карту на

любую дату и время суток,

ориентировать её и

определять условия в

идимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

- географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи.

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орел (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пес (с Сириусом).

2.3

Небесные координаты

Урок 3. Небесные координаты

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.

 

Ресурсы урока: Учебник § 4

2.4

Видимое движение планет и Солнца

Урок 4. Видимое движение планет и Солнца

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике

 

Ресурсы урока: Учебник § 5

2.5

Движение Луны и затмения

Урок 5. Движение Луны и затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений

 

Ресурсы урока: Учебник § 6

2.6

Время и календарь

Урок 6. Время и календарь

Солнечное и звездное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и грегорианский календарь

 

Ресурсы урока: Учебник § 7

3.

Небесная механика (3 ч)

3.7

Система мира

Урок 7. Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд

 

Ресурсы урока: Учебник § 8

- понятия:

- гелиоцентрическая система

мира;

- геоцентрическая система

мира;

- синодический период;

- звездный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая

скорость;

- вторая космическая

скорость;

- способы определения размеров и массы Земли;

- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.

 

   

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

3.8

Законы Кеплера движения планет

Урок 8. Законы Кеплера движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел

 

Ресурсы урока: Учебник § 9

3.9

Космические скорости и межпланетные перелёты

Урок 9. Космические скорости и межпланетные перелёты

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете

 

Ресурсы урока: Учебник § 10, 11;

 

4.

Строение Солнечной системы (7 ч)

4.10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Урок 10. Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Об отличии планет земной группы и планет гигантов; о планетах карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

 

Ресурсы урока: Учебник § 12;

- происхождение Солнечной системы;

- основные закономерности в Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля-Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);

- общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры.

 

- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;

 - определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях  видны на небе в данное время;

  -находить планеты на небе, отличая их от звезд;

 - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

 - решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

4.11

Планета Земля

Урок 11. Планета Земля

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли

 

Ресурсы урока: Учебник § 13;

4.12

Луна и ее влияние на Землю

Урок 12. Луна и ее влияние на Землю

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия

 

Ресурсы урока: Учебник § 14;

4.13

Планеты земной группы

Урок 13. Планеты земной группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами

 

Ресурсы урока: Учебник § 15;

4.14

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Урок 14. Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики

 

Ресурсы урока: Учебник § 16;

4.15

Малые тела Солнечной системы

Урок 15. Малые тела Солнечной системы

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов

 

Ресурсы урока: Учебник § 17;

4.16

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Урок 16. Современные представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы

 

Ресурсы урока: Учебник § 18

4.17

Контрольная работа №1 по теме «Строение и состав Солнечной системы»

Контрольные задания

 

 

5.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

5.18

Методы астрофизических исследований

Урок 17. Методы астрофизических исследований

Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры

 

Ресурсы урока: Учебник § 19;

- основные физические характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура.

- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;

- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости.

- пульсирующие и взрывающиеся звезд;.

- порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год.

- важнейшие закономерности мира звезд;

- диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»;

- способ определения масс двойных звезд;

- основные параметры состояния звездного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние.

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

светимость,

- абсолютная звездная

величина;

- устройство и назначение телескопа;

- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов.

 

- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд;

- решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам;

- анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»;

- находить на небе звезды:

 Альфы:

 Малой Медведицы,

 Лиры,

 Лебедя,

 Орла,

 Ориона,

 Близнецов,

 Возничего,

 Малого Пса,

 Большого пса,

 Тельца.

 

5.19

Солнце

Урок 18. Солнце

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли

 

Ресурсы урока: Учебник § 20;

5.20

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Урок 19. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино

 

Ресурсы урока: Учебник § 21;

5.21

Основные характеристики звёзд

Урок 20. Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма спектр-совместимость и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты; сверхгиганты и белые карлики

 

Ресурсы урока: Учебник § 22-23;

5.22

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Урок 21. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие черной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них

 

Ресурсы урока: Учебник § 24-25;

5.23

Новые и сверхновые звёзды

Урок 22. Новые и сверхновые звёзды

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд

 

Ресурсы урока: Учебник § 26;

5.24

Эволюция звёзд

Урок 23. Эволюция звёзд

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме спектр-светимость; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений

 

Ресурсы урока: Учебник § 27;

6.

Млечный путь (3 ч)

6.25

Газ и пыль в Галактике

Урок 24. Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

 

Ресурсы урока: Учебник § 28;

- понятие туманности;

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

 

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.

- находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

6.26

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Урок 25. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике

 

Ресурсы урока: Учебник § 29;

6.27

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути

Урок 26. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд

 

Ресурсы урока: Учебник § 30

7.

Галактики (3 ч)

7.28

Классификация галактик

Урок 27. Классификация галактик

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них

 

Ресурсы урока: Учебник § 31

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- основные типы галактик, различия между ними;

- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел.

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.

7.29

Активные галактики и квазары

Урок 28. Активные галактики и квазары

Природа активности галактик; природа квазаров

 

Ресурсы урока: Учебник § 32;

7.30

Скопления галактик

Урок 29. Скопления галактик

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной

 

Ресурсы урока: Учебник § 33;

8.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

8.31

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

Урок 30. Конечность и бесконечность Вселенной

Связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

 

Ресурсы урока: Учебник § 34, 35;

- связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- что такое фотометрический парадокс;

- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабная структура Вселенной.

- метагалактика

- космологические модели Вселенной

-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

8.32

Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение

Урок 31. Модель «горячей Вселенной«

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной

 

Ресурсы урока: Учебник § 36;

9.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

9.33

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

Урок 32. Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы Всемирного отталкивания

 

Ресурсы урока: Учебник § 37;

- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;

- что исследователи понимают под темной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

- условия возникновения планет около звёзд;

-  методы обнаружения экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и жизни во вселенной;

- проблемы внеземных цивилизаций;

- формула Дрейка.

-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.

9.34

 

Обнаружение планет возле других звёзд

Поиск жизни и разума во Вселенной

Урок 34. Обнаружение планет возле других звёзд

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни

 

Ресурсы урока: Учебник § 38

Поиск жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и посылка сигналов к ним

 

Ресурсы урока: Учебник § 39;

9.35

Контрольная работа№2 по теме «Звезды и их основные характеристики. Галактики»

Контрольные задания

 

 

9.36

Резерв (1ч)

 

Просмотр содержимого документа
«Поурочное тематическое планирование по астрономии по Чаригину»

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



1 ч в неделю. Всего за 1 год обучения 36 ч,

Из них 1 ч – резервное время


Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам

Знать/понимать:

Уметь:

1.

Введение (1 ч)

1.1

Введение в астрономию

Урок 1 Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;.

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структура и масштабы Вселенной;


2.

Астрометрия (5 ч)

2.2

Звёздное небо

Урок 2. Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария


Ресурсы урока: Учебник § 3

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и

солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии:

- кульминация и высота

светила над горизонтом;

-прямое восхождение и

склонение;

- сутки;

- отличие между новым и

старым стилями.

- величины:

- угловые размеры Луны и

Солнца;

- даты равноденствий и

солнцестояний;

- угол наклона эклиптики к

экватору,

- соотношения между мерами

и мерами времени для

измерения углов;

- продолжительность года;

- число звезд видимых

невооруженным взглядом.

- принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;

- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца.

- использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты

звёзд, нанесенных на карту;

б) по заданным

координатам объектов

(Солнце, Луна, планеты)

наносить их положение на

карту;

в) Устанавливать карту на

любую дату и время суток,

ориентировать её и

определять условия в

идимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

- географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи.

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орел (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пес (с Сириусом).

2.3

Небесные координаты

Урок 3. Небесные координаты

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.


Ресурсы урока: Учебник § 4

2.4

Видимое движение планет и Солнца

Урок 4. Видимое движение планет и Солнца

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике


Ресурсы урока: Учебник § 5

2.5

Движение Луны и затмения

Урок 5. Движение Луны и затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений


Ресурсы урока: Учебник § 6

2.6

Время и календарь

Урок 6. Время и календарь

Солнечное и звездное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и грегорианский календарь


Ресурсы урока: Учебник § 7

3.

Небесная механика (3 ч)

3.7

Система мира

Урок 7. Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд


Ресурсы урока: Учебник § 8

- понятия:

- гелиоцентрическая система

мира;

- геоцентрическая система

мира;

- синодический период;

- звездный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая

скорость;

- вторая космическая

скорость;

- способы определения размеров и массы Земли;

- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.


- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

3.8

Законы Кеплера движения планет

Урок 8. Законы Кеплера движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел


Ресурсы урока: Учебник § 9

3.9

Космические скорости и межпланетные перелёты

Урок 9. Космические скорости и межпланетные перелёты

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете


Ресурсы урока: Учебник § 10, 11;


4.

Строение Солнечной системы (7 ч)

4.10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Урок 10. Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Об отличии планет земной группы и планет гигантов; о планетах карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта


Ресурсы урока: Учебник § 12;

- происхождение Солнечной системы;

- основные закономерности в Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля-Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);

- общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры.


- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;

- определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

-находить планеты на небе, отличая их от звезд;

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

4.11

Планета Земля

Урок 11. Планета Земля

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли


Ресурсы урока: Учебник § 13;

4.12

Луна и ее влияние на Землю

Урок 12. Луна и ее влияние на Землю

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия


Ресурсы урока: Учебник § 14;

4.13

Планеты земной группы

Урок 13. Планеты земной группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами


Ресурсы урока: Учебник § 15;

4.14

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Урок 14. Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики


Ресурсы урока: Учебник § 16;

4.15

Малые тела Солнечной системы

Урок 15. Малые тела Солнечной системы

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов


Ресурсы урока: Учебник § 17;

4.16

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Урок 16. Современные представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы


Ресурсы урока: Учебник § 18

4.17

Контрольная работа №1 по теме «Строение и состав Солнечной системы»

Контрольные задания



5.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

5.18

Методы астрофизических исследований

Урок 17. Методы астрофизических исследований

Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры


Ресурсы урока: Учебник § 19;

- основные физические характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура.

- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;

- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости.

- пульсирующие и взрывающиеся звезд;.

- порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год.

- важнейшие закономерности мира звезд;

- диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»;

- способ определения масс двойных звезд;

- основные параметры состояния звездного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние.

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

светимость,

- абсолютная звездная

величина;

- устройство и назначение телескопа;

- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов.


- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд;

- решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам;

- анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»;

- находить на небе звезды:

Альфы:

Малой Медведицы,

Лиры,

Лебедя,

Орла,

Ориона,

Близнецов,

Возничего,

Малого Пса,

Большого пса,

Тельца.


5.19

Солнце

Урок 18. Солнце

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли


Ресурсы урока: Учебник § 20;

5.20

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Урок 19. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино


Ресурсы урока: Учебник § 21;

5.21

Основные характеристики звёзд

Урок 20. Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма спектр-совместимость и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты; сверхгиганты и белые карлики


Ресурсы урока: Учебник § 22-23;

5.22

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Урок 21. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие черной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них


Ресурсы урока: Учебник § 24-25;

5.23

Новые и сверхновые звёзды

Урок 22. Новые и сверхновые звёзды

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд


Ресурсы урока: Учебник § 26;

5.24

Эволюция звёзд

Урок 23. Эволюция звёзд

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме спектр-светимость; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений


Ресурсы урока: Учебник § 27;

6.

Млечный путь (3 ч)

6.25

Газ и пыль в Галактике

Урок 24. Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики


Ресурсы урока: Учебник § 28;

- понятие туманности;

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.


- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.

- находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

6.26

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Урок 25. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике


Ресурсы урока: Учебник § 29;

6.27

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути

Урок 26. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд


Ресурсы урока: Учебник § 30

7.

Галактики (3 ч)

7.28

Классификация галактик

Урок 27. Классификация галактик

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них


Ресурсы урока: Учебник § 31

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- основные типы галактик, различия между ними;

- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел.

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.

7.29

Активные галактики и квазары

Урок 28. Активные галактики и квазары

Природа активности галактик; природа квазаров


Ресурсы урока: Учебник § 32;

7.30

Скопления галактик

Урок 29. Скопления галактик

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 33;

8.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

8.31

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

Урок 30. Конечность и бесконечность Вселенной

Связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 34, 35;

- связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- что такое фотометрический парадокс;

- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабная структура Вселенной.

- метагалактика

- космологические модели Вселенной

-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

8.32

Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение

Урок 31. Модель «горячей Вселенной«

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной


Ресурсы урока: Учебник § 36;

9.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

9.33

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

Урок 32. Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы Всемирного отталкивания


Ресурсы урока: Учебник § 37;

- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;

- что исследователи понимают под темной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

- условия возникновения планет около звёзд;

- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и жизни во вселенной;

- проблемы внеземных цивилизаций;

- формула Дрейка.

-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.

9.34


Обнаружение планет возле других звёзд

Поиск жизни и разума во Вселенной

Урок 34. Обнаружение планет возле других звёзд

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни


Ресурсы урока: Учебник § 38

Поиск жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и посылка сигналов к ним


Ресурсы урока: Учебник § 39;

9.35

Контрольная работа№2 по теме «Звезды и их основные характеристики. Галактики»

Контрольные задания



9.36

Резерв (1ч)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!