|
Темы, входящие в разделы примерной программы
|
Основное содержание по темам
|
Знать/понимать:
|
Уметь:
|
1.
|
Введение (1 ч)
|
1.1
|
Введение в астрономию
|
Урок 1 Введение в астрономию
Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;.
|
- что изучает астрономия;
- роль наблюдений в астрономии;
- значение астрономии;
- что такое Вселенная;
- структура и масштабы Вселенной;
|
|
2.
|
Астрометрия (5 ч)
|
2.2
|
Звёздное небо
|
Урок 2. Звёздное небо
Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария
Ресурсы урока: Учебник § 3
|
- что такое созвездие;
- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;
- основные точки, линии и круги на небесной сфере:
- горизонт,
- полуденная линия,
- небесный меридиан,
- небесный экватор,
- эклиптика,
- зенит,
- полюс мира,
- ось мира,
- точки равноденствий и
солнцестояний;
- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;
- основные понятия сферической и практической астрономии:
- кульминация и высота
светила над горизонтом;
-прямое восхождение и
склонение;
- сутки;
- отличие между новым и
старым стилями.
- величины:
- угловые размеры Луны и
Солнца;
- даты равноденствий и
солнцестояний;
- угол наклона эклиптики к
экватору,
- соотношения между мерами
и мерами времени для
измерения углов;
- продолжительность года;
- число звезд видимых
невооруженным взглядом.
- принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;
- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца.
|
- использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач:
а) определять координаты
звёзд, нанесенных на карту;
б) по заданным
координатам объектов
(Солнце, Луна, планеты)
наносить их положение на
карту;
в) Устанавливать карту на
любую дату и время суток,
ориентировать её и
определять условия в
идимости светил.
- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;
- определять высоту светила в кульминации и его склонение;
- географическую высоту места наблюдения;
- рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи.
- осуществлять переход к разным системам счета времени.
- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;
- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них:
- Большую Медведицу,
- Малую Медведицу (с Полярной звездой),
- Кассиопею,
- Лиру (с Вегой),
- Орел (с Альтаиром),
- Лебедь (с Денебом),
- Возничий (с Капеллой),
- Волопас (с Арктуром),
- Северную корону,
- Орион (с Бетельгейзе),
- Телец (с Альдебараном),
- Большой Пес (с Сириусом).
|
2.3
|
Небесные координаты
|
Урок 3. Небесные координаты
Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.
Ресурсы урока: Учебник § 4
|
2.4
|
Видимое движение планет и Солнца
|
Урок 4. Видимое движение планет и Солнца
Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике
Ресурсы урока: Учебник § 5
|
2.5
|
Движение Луны и затмения
|
Урок 5. Движение Луны и затмения
Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений
Ресурсы урока: Учебник § 6
|
2.6
|
Время и календарь
|
Урок 6. Время и календарь
Солнечное и звездное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и грегорианский календарь
Ресурсы урока: Учебник § 7
|
3.
|
Небесная механика (3 ч)
|
3.7
|
Система мира
|
Урок 7. Система мира
Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд
Ресурсы урока: Учебник § 8
|
- понятия:
- гелиоцентрическая система
мира;
- геоцентрическая система
мира;
- синодический период;
- звездный период;
- горизонтальный параллакс;
- угловые размеры светил;
- первая космическая
скорость;
- вторая космическая
скорость;
- способы определения размеров и массы Земли;
- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;
- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.
|
- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;
- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.
|
3.8
|
Законы Кеплера движения планет
|
Урок 8. Законы Кеплера движения планет
Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел
Ресурсы урока: Учебник § 9
|
3.9
|
Космические скорости и межпланетные перелёты
|
Урок 9. Космические скорости и межпланетные перелёты
Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете
Ресурсы урока: Учебник § 10, 11;
|
4.
|
Строение Солнечной системы (7 ч)
|
4.10
|
Современные представления о строении и составе Солнечной системы
|
Урок 10. Современные представления о строении и составе Солнечной системы
Об отличии планет земной группы и планет гигантов; о планетах карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта
Ресурсы урока: Учебник § 12;
|
- происхождение Солнечной системы;
- основные закономерности в Солнечной системе;
- космогонические гипотезы;
- система Земля-Луна;
- основные движения Земли;
- форма Земли;
- природа Луны;
- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);
- общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность);
- спутники и кольца планет-гигантов;
- астероиды и метеориты;
- пояс астероидов;
- кометы и метеоры.
|
- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;
- определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;
-находить планеты на небе, отличая их от звезд;
- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;
- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.
|
4.11
|
Планета Земля
|
Урок 11. Планета Земля
Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли
Ресурсы урока: Учебник § 13;
|
4.12
|
Луна и ее влияние на Землю
|
Урок 12. Луна и ее влияние на Землю
Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия
Ресурсы урока: Учебник § 14;
|
4.13
|
Планеты земной группы
|
Урок 13. Планеты земной группы
Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами
Ресурсы урока: Учебник § 15;
|
4.14
|
Планеты-гиганты. Планеты-карлики
|
Урок 14. Планеты-гиганты. Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики
Ресурсы урока: Учебник § 16;
|
4.15
|
Малые тела Солнечной системы
|
Урок 15. Малые тела Солнечной системы
Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов
Ресурсы урока: Учебник § 17;
|
4.16
|
Современные представления о происхождении Солнечной системы.
|
Урок 16. Современные представления о происхождении Солнечной системы
Современные представления о происхождении Солнечной системы
Ресурсы урока: Учебник § 18
|
4.17
|
Контрольная работа №1 по теме «Строение и состав Солнечной системы»
|
Контрольные задания
|
|
|
5.
|
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
|
5.18
|
Методы астрофизических исследований
|
Урок 17. Методы астрофизических исследований
Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры
Ресурсы урока: Учебник § 19;
|
- основные физические характеристики Солнца:
- масса,
- размеры,
- температура.
- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;
- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;
- основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем:
- спектры,
- температуры,
- светимости.
- пульсирующие и взрывающиеся звезд;.
- порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд;
- единицы измерения расстояний:
- парсек,
- световой год.
- важнейшие закономерности мира звезд;
- диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»;
- способ определения масс двойных звезд;
- основные параметры состояния звездного вещества:
- плотность,
- температура,
- химический состав,
- физическое состояние.
- важнейшие понятия:
- годичный параллакс,
светимость,
- абсолютная звездная
величина;
- устройство и назначение телескопа;
- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов.
|
- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд;
- решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам;
- анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»;
- находить на небе звезды:
Альфы:
Малой Медведицы,
Лиры,
Лебедя,
Орла,
Ориона,
Близнецов,
Возничего,
Малого Пса,
Большого пса,
Тельца.
|
5.19
|
Солнце
|
Урок 18. Солнце
Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли
Ресурсы урока: Учебник § 20;
|
5.20
|
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
|
Урок 19. Внутреннее строение и источник энергии Солнца
Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино
Ресурсы урока: Учебник § 21;
|
5.21
|
Основные характеристики звёзд
|
Урок 20. Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма спектр-совместимость и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты; сверхгиганты и белые карлики
Ресурсы урока: Учебник § 22-23;
|
5.22
|
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды
|
Урок 21. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды
Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие черной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них
Ресурсы урока: Учебник § 24-25;
|
5.23
|
Новые и сверхновые звёзды
|
Урок 22. Новые и сверхновые звёзды
Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд
Ресурсы урока: Учебник § 26;
|
5.24
|
Эволюция звёзд
|
Урок 23. Эволюция звёзд
Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме спектр-светимость; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений
Ресурсы урока: Учебник § 27;
|
6.
|
Млечный путь (3 ч)
|
6.25
|
Газ и пыль в Галактике
|
Урок 24. Газ и пыль в Галактике
Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики
Ресурсы урока: Учебник § 28;
|
- понятие туманности;
- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;
- примерные значения следующих величин:
- расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,
- инфракрасный телескоп;
- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.
|
- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.
- находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;
- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд.
|
6.26
|
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
|
Урок 25. Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике
Ресурсы урока: Учебник § 29;
|
6.27
|
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути
|
Урок 26. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути
Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд
Ресурсы урока: Учебник § 30
|
7.
|
Галактики (3 ч)
|
7.28
|
Классификация галактик
|
Урок 27. Классификация галактик
Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них
Ресурсы урока: Учебник § 31
|
- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;
- примерные значения следующих величин:
- основные типы галактик, различия между ними;
- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;
- возраст наблюдаемых небесных тел.
|
- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе.
|
7.29
|
Активные галактики и квазары
|
Урок 28. Активные галактики и квазары
Природа активности галактик; природа квазаров
Ресурсы урока: Учебник § 32;
|
7.30
|
Скопления галактик
|
Урок 29. Скопления галактик
Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 33;
|
8.
|
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
|
8.31
|
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная
|
Урок 30. Конечность и бесконечность Вселенной
Связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 34, 35;
|
- связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;
- что такое фотометрический парадокс;
- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной
- понятие «горячая Вселенная»;
- крупномасштабная структура Вселенной.
- метагалактика
- космологические модели Вселенной
|
-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;
|
8.32
|
Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение
|
Урок 31. Модель «горячей Вселенной«
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 36;
|
9.
|
Современные проблемы астрономии (3 ч)
|
9.33
|
Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия
|
Урок 32. Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия
Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы Всемирного отталкивания
Ресурсы урока: Учебник § 37;
|
- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;
- что исследователи понимают под темной энергией;
- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;
- условия возникновения планет около звёзд;
- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;
- об эволюции Вселенной и жизни во вселенной;
- проблемы внеземных цивилизаций;
- формула Дрейка.
|
-- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;
- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.
|
9.34
|
Обнаружение планет возле других звёзд
Поиск жизни и разума во Вселенной
|
Урок 34. Обнаружение планет возле других звёзд
Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни
Ресурсы урока: Учебник § 38
Поиск жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и посылка сигналов к ним
Ресурсы урока: Учебник § 39;
|
9.35
|
Контрольная работа№2 по теме «Звезды и их основные характеристики. Галактики»
|
Контрольные задания
|
|
|
9.36
|
Резерв (1ч)
|