Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования и на основе Рабочей программы к учебникам С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература. 10 класс» (базовый уровень), С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Литература. 11 класс» (базовый уровень) М.: ООО «Русское слово ‒ учебник», 2015
| Тема уроков | Кол-во уроков | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Примечание | |
Где взять урок | |
| 1 ЧЕТВЕРТЬ ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ В | |
| Общая характеристика русской литературы первой половины XIX | 1 | комбинированный урок; урок-лекция. | выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в | выявление уровня читательского интереса: самостоятельное заполнение «Читательской анкеты» (письменно) Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон» | учащиеся составляют тезисы лекции учителя , принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9-м классе; анализируют историче ское развитие России в XIX в | Повторить(наизусть) стих. Пушкина «К Чаадаеву», «Вольность»,»Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Зимний вечер», «Осень», «Арион», «Анчар», «Памятник»,«Пущину», «Я вас любил» и др. | 25-28 Феф. Доп. Сооб ще ния для уч-ся | |
2,3 | Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание | 2 | Урок обобщения и систематизации изученного ранее. | раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта. | Слово учителя, выступление уч-ся, чтение наизусть стихотворений .Аналитическая работа | Уч-ся читают стихи, анализируют их | Прочитать поэму «Медный всадник». Подготовить литературные визитки об истории её создания | Разработка ;. В папке Доп. После уро ка 4-5 Визитка для уч- ся | |
4 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медныйвсадник» | 1 | комбинированный урок; анализ художественного произведен | раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»; показать противосто яние Медного всадника и Евгения в поэме; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, и | Объяснение учителя,;Сопоставительная работа поэтических текстов (работа в группах) Исследовательская работа по тексту поэмы «Медный всадник» (работа в парах) | учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения А. С.Пушкина; принимают участие в аналитической работе | учащиеся знают историю создания поэмы «Медный всадник», роль вступления к поэме; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и коммен тируют «Вступление» к поэме. | 57-60 Феф. | |
5 | Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» | 1 | комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения | определить социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом | Терминологический экспресс-опрос «Закончи высказывание» Выступление учащихся с сообщениями-размышлениями по проблемным вопросам урока. Обсуждение мнений. Комментарий учителя | учащиеся знают социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют поэтиче ский текст; участвуют в мини-дискуссии | Прочитать повесть Гоголя «Невский проспект» | 61-64 Феф. | |
6, | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях | 1 | усвоение новых знаний и формирование умений и навыков. | ознакомить учащихся с нравственной проблематикой сборника «Петербургские повести»; дать обзорную характеристику сборника, повести «Шинель» как центральной повести цикла; раскрыть образ «маленького человека» в повести | Комментарий учителя к ц иклу «Петербургских повестей» Самостоятельное ознакомление учащихся с памяткой «Жизненные источники создания повести «Шинель»« (раздаточный материал) Сообщение о создании повести «Шинель» уч-ся Аналитическая работа по тексту повести «Шинель» | учащиеся рассказывают о нравственной проблематике цикла «Петербургские повести»; дают обзорную характеристику сборника, повести «Шинель» как центральной повести цикла, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе | Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект». 2. Опережающее задание (1–2 учащихся) Подготовить сообщение-комментарий к иллюстративному материалу (Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова). | 125-128 Феф. Доп. 11. Сообщение о панораме Невского проспекта Садовникова. | |
7 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизод | 1 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыко | ввести учащихся в художественный мир «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; помочь «увидеть» образ Петербурга; обучать умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; | 1. «Под сенью дружных муз…»: работа с иллюстративным материалом (Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова) с комментариями заранее подготовленных учащихся Объснение учителя Работа над эпизодом «Н.пр.» | учащиеся рассказывают о своеобразии художественного мира «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; принимают участие в беседе; выполняют анализ эпизода художественного произведения. | . Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…” Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?». 2. Подготовиться к аналитической работе над образами Пискарёва и Пирогова. (Инд. Сообщение об иллюстрациях Д. Н. Кардовского к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект») | 129-132 Феф. Доп. Кардов сский . иллюстр ации. Доп. 12 | |
8,9 | Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность. | 2 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков. | показать, как в повести «Невский проспект» переплелись правда и ложь, фантастика и реальность; обучать учащихся умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке | «Под сенью дружных муз…»: работа с иллюстративным материалом (иллюстрации Д. Н. Кардовского к повести Н. В. Гоголя Сравнительная х-ка Пискарёва и Пирогова | учащиеся знают о том, как в повести «Невский проспект» переплелись правда и ложь, фантастика и реальность; дают читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; составляют сравнительную характеристику литературных героев; принимают участие в аналитической | Подготовиться к выразительному чтению стихотворений Ф.И. Тютчева | 133-136 14. Доп. | |
II | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА II ПОЛОВИНЫ XIXвека | |
10 | Прекрасное начало (к истории русской литературы XIX века) | 1 | Урок повторения, сообщения новых знаний | Показать, каковы осо бенности раз вития русс кой литера туры 2 полов ины 19 века | Лекция учителя с элементами беседы | Уч-ся вспоминают знакомый материал, расширяют свои знания. Конспектирование | Ответ на вопрос: отличительные особенности литературы 2 половины 19 века. Тезисы. | Урок 1 Новая папка1. | |
11, 12 | Литература И журналистика 1860-1880 годов | 2 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыко | Остановиться на передовых и реакционных журналах, на из роли в развитии литер. процесса | Работа с презентацией по теме урока | Уч-ся составляют опорный конспект на основе презентации | Знать журналы, на страницах которых печатались наиболее важные произведения 2 половины 19 века. После 2 урока подготовиться к теме «Ф.И. Тютчев». Урок-концерт по стихам Тютчева. «Silentium!». «Не то, что мните вы, природа…» «Природа — cфинкс. Иметь эти стихи Тютчева | Урок 2-3. Новая папка | |
Ф.И.ТЮТЧЕВ(6+3Р.Р.) | |
13, 14 | Ф. И. ТЮТЧЕВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА. ЕДИНСТВО МИРА И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ ПОЭТА | 1 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыко | ознакомить учащихся с фактами биографии поэта и особенностями лирических стихотворений Ф. И. Тютчева; показать единство мира и философии природы в лирике Ф. И. Тютчева; | Слово учителя, чтение вслух, анализ стихотворений | Уч-ся слушают учителя, составляют тезисный план по теме урока, читают стихи | Подготовить сообщения «Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева» (2 учащихся). 2) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Цицерон», «Над этой тёмною толпой…», «Умом Россию не понять | Папка 2. Тютчев Урок 1. и презент. Новая папка |
15 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. И. ТЮТЧЕВА. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА | 1 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыко | ознакомить учащихся с политическими и историко-философскими взглядами Ф. И. Тютчева; показать, как в лирике поэта представлена тема «Человек и история»; | Слово учителяч, литературные визитки, чтение наизусть | Уч-ся слушают, представляют свои литературные визитки, отвечают на вопросы | 1) Подготовить рассказ о любовной лирике Ф. И. Тютчева. 2) Подготовить выразительное чтение стихотворений (5 учащихся): «Я помню время золотое…», «К. Б.», «Ещё томлюсь тоской желаний…», «О, как убийственно мы любим…», «Так здесь-то суждено нам было…». | Папка 2. Тютчев Урок 2 Новая папка |
16 | ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф. И. ТЮТЧЕВА. ЛЮБОВЬ КАК СТИХИЙНАЯ СИЛА И «ПОЕДИНОК РОКОВЙЙ | 1 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков | Познакомить уч-ся с любовной лирикой Тютчева. Найти ответ на вопрос, почему любовь поединок роковой | Слово учителя, сообщения заранее подготовленных уч-ся, выразительное чтение вслух | Слушают, читают, размышляют, анализируют | Выучить 1 из стих., знать, кому посвящено. Год написания. Всем принести стих. О, как убийственно мы любим!» | |
17. | Р/Р Обучение анализу стихотворения Ф. И. Тютчева о любви (О, как убийственно мы любим!») | 1 | урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков | – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения. | Работа с текстом стих. «О, как убийственно мы любим!» | Работают с текстом,отвечают на вопрос, записывают план анализа | Проанализировать стихотворение «Я встретил вас « по предложенному плану. План прикреплён к Д.З. Прочитать 2 стих. : Пушкин «Я помню чудное мгновенье» и Тбтчева «Я встретил вас». | Папка 2. Тютчев Урок 4 Новая папка и №5 (это план Анализа для ребят) |
18 | «Сравнительная характеристика поэзии А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева» | 1 | Урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков | углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, используя ИКТ на уроке литературе | Чтение стих. О любви, их анализ | Читают стих., работают по вопросам, сравнивая стих. Пушкина и Тютчева. Делают выводы о своеобразии лирики Пушкина и Тютчева о любви | Прочитать стих. Тютчева «как хорошо ты, о мое ночное « и «Чему бы жизнь нас не учила». Подготовиться к развёрнутому анализу. | Папка 2. Тютчев Урок 4 Новая папк а и №5 (это план анал иза для ребят |
19-20 | Практическая работа по стих. Тютчева 2Как хорошо ты, о мор е ночное». И анализ этих письменных работ. | | Урок-практикум | Проверить, как ие навыки есть у уч-ся при анализе стих. | Работа с текстом стих. | Уч-ся анализируют предложенное стих. , используя предложенные справочные материалы. | Подготовить чтение наизусть стихов Тютчева. Исполнить стихотаорение под музыку (индивидуально) Читать «Грозу» Островского | Папка 2. Тю тчев Урок Новая папка и №5 (это план анализа для ребят |
21 | Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева | 1 | Приобщение к искусству | Связь литературы с музыкой | Прослушивание романсов в исполнении известных певцов | Уч-ся слушают, отмечают музыкальность стихов Тютчева | Подготовить визитку о драматурге А.Н. Островском | Папка 2. ютчев Урок 9 |
| | | | | | | | |
А.Н.ОСТРОВСКИЙ(12+3 Р.Р.) | |
21 | А.Н. Островский – отец русского театра | 1 | урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | ознакомить учащихся с судьбой, личностью, литературно-театральным творчеством А. Н. Островского; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; показать роль писателя в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра | Слово учителя. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Н. Островского.Уч-ся составляют хронол.таблицу | Составляют конспект в виде тезисов. Запись выводов. | Прочитать пьесу А. Н. Островского «Гроза». 2. Подготовиться к аналитической работе в группах на темы: 2)«Смысл названия пьесы “Гроза”», 3 3.Своеобразие конфликта | Папка 3. Островский .Презента ция1 | |
22 | Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (пьесы Фонвизина, Грибоедова, Гоголя) | 1 | Урок обобщения и усвоения новых знаний | Вспомнить пьесы Фонвизина, Грибоедова и Гоголя и проследить эти традиции в творчестве Островского | Лекция учителя с элементами беседы | Принимают участие в беседе, слушают учителя, записывают основные положения | 1. Перечитать содержание пьесы 2.Подготовить ответы по темам: «История создания пьесы», Система действующих лиц пьесы»,». | Папка 3. Остров ский.2 | |
23 | Обзор содержания пьесы «Гроза» | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Выяснить,как ребята прочитали пьесу и на сколько владеют фактическим материалом | Выступления Уч-ся, слово учителя, работа с текстом | Уч-ся работают с текстом, составляют хар-ку героев, следят за действиями и речью героев. | По вариантам рассмотреть образ Дикого (1й вариант); образ Кабанихи (2й вариант), ориентируясь на следующие вопросы: 1.Какими чертами характера обладает герой? 2.Каков его душевный облик? 3.Как героя характеризуют другие персонажи? 4.Как складываются взаимоотношения героя с другими персонажами? | Папка 3. Остров ский 3 | |
24, 25 | Мир «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза». | 2 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Рассмотреть образы Дикого и Кабанихи. Почему их относят к миру «тёмного царства» | Продолжать учить работе с текстом пьесы «Гроза». Характеристика героев. Их сильные и слабые стороны | Работают с текстом, составляют характеристику, дают связные ответы по предложенным вопросам | Работа по группам. Охарактеризовать по плану: что представляет собой герой, как он живёт, как приспособился к жизни в «тёмном царстве». 1)Кулигина; 2)Кудряша; 3)Варвару; 4)Бориса; 6)Тихон | Папка 3. Остров ский 4,5 (1 план) | |
26, 27 | Жертвы «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза». | 2 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Рассмотреть образы «жертв тёмного царства». Определить, что даёт нам право так называт героев | Продолжать учить работе с текстом пьесы «Гроза». Характеристика героев. Их сильные и слабые стороны | Работают с текстом, составляют характеристику, дают связные ответы по предложенным вопросам, составляют таблицу | После урока 27 Проанализировать взаимоотношения Катерины с окружающими её людьми (по группам). 1.Катерина и Кабаниха: д.1-е, явл.5-е; д.2-е, явл.5-е,7-е; д.4-е, явл.6-е 2.Катерина и Тихон: д.1-е, явл.5-е,6-е; д.2-е, явл.4-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е; д.5-е, явл.1-е | Папка 3. Остров ский 6-7 (1 план) | |
28, 29 | Катерина – жертва «тёмного царства»? | 2 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образ Катерины, её позицию в драме. | Продолжать учить работе с текстом пьесы «Гроза». Характеристика героев. Их сильные и слабые стороны | Работают с текстом, составляют характеристику, дают связные ответы по предложенным вопросам, составляют таблицу | После 28 урока Проанализировать взаимоотношения Катерины с окружающими её людьми (по группам). 3.Катерина и Варвара: д.1-е, явл.7-е,8-е,9-е; д.2-е, явл.2-е, 9-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е 4.Катерина и Борис: д.3-е, сцена 2, явл.3-е; д.4-е, явл.4-е; д.5-е, явл.3-е. После 29 урока Прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», ответить тезисно на вопросы: 1)как критик относитсяк «тёмному царству»; 2)как он относится к жертвам «тёмного царства»; 3)как Добролюбов относится к Катерине? | Папка 3. Островский 8-9 (1 план) | |
30 | Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | изучить критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в «тёмном царстве» и сопоставить её с критической статьёй Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы | ознакомить учащихся с противоположными мнениями Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, «Гроза», сопоставить их; осмыслить отдельные положения критических статей Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, | . Слушание нескольких творческих работ Вступительное слово учителя (устный журнал Добролюбов . Григорьев Писарев | Подготовиться к зачёту. Примерные вопросы: 1.Нравы города Калинова. 2.Представители «тёмного царства». 3.Жертвы «тёмного царства». 4.Роль Кулигина в драме. 5.Образ Кабанихи. .Образ Дикого. 7.Образ Тихона. 8.Образ Катерины | Папка 3. Островск ий. Урок 10 | |
31. | Зачёт по теме «Пьеса Островсеого «Гроза»» | 1 | Урок обобщения полученных знаний | Выяснить, как поняли уч-ся новаторское звучание пьесы Островского «Гроза» | Предлагаются вопросы, на которые уч-ся отвечали самостоятельно. | Отвечают на предложенные вопросы по пьесе «Гроза» | Перечитать пьесу, подготовиться к написанию сочинения. | | |
32 | Смысл названия пьесы Островского «Гроза» | | Урок обобщения полученных знаний | Рассмотректь разные аспекты смысла названия драмы «Гроза». | Учитель предлагает варианты предложений со словом «гроза». Ребята реализуют эти понятия через примеры | Работа с текстом драмы Островского Гроза. Отвечают на вопросы, делают обобщения. | Уметь отвечать по теме «Смысл названия пьесы «Гроза»Аршументировать свой ответ примерами из текста на все возможные варианты названия | Папка 3. Урок 12 | |
33, 34 | Подготовка к Кл. сочинению по пьесе Островского Гроза | 2 | Урок развития речи | Учить составлять план к выбранной теме сочинения, учить отбирать нужный материал | Учитель предлагает темы,, предлагает подумать над отбором материала к предложенным темам. | Уч-ся составляют план к предложенным темам, останавливаются на отбое нужного иатериала. | Написать черновик сочинения на выбранную тему | Папка 3, урок 13-14 | |
35 | Р.Р. Написание сочинения на выбранную тему. | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения, оказание индивидуальной помощи | Подготовить визитку об И.А..Гончарове | | |
И.А. Гончаров(13+Р.Р.) | |
36, 37 | Очерк жизни и творчества. Композиция романа «Обломов» | 2 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Гончарова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; совершенствовать умение составлять тезисы; показать ме сто романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» | Слушание нескольких творческих работ Слово учителя Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве И. А. Гончарова ( | Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества И. А. Гончарова. Лекция учителя (уч. составляют тезисы) . Сообщения учащихся о замысле романной трилогии | Составить хронологическую таблицу, читать « Обломова» После урока 37 Задание прикреплено к файлу, так как большое. Задание после урока 2 | Папка 4.Г Ончаров Урок1-2 | |
38 | Образ главного героя. Понятие «обломовщина». | | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой. | Знакомство с различными трактовками главного героя романа Беседа | Уч-ся работают с текстом романа Анализируют, цитируют, делают выводы | 1) Пересказ-анализ 5 главы. Кто такой Обломов. Его жизнь в Петербурге (5 гл.) Где учился, служил? Каково его отношение к начальнику? Увлекался светом? Почему оказался на диване? 2) 6 глава. - Образование Обломова. - Егоотношение к учёбе, науке. Отношение к имению, к хозяйственным вопросам. - Что потрясло его эмоциональную натуру в молодости? Что возбудило высокие мечты, отвратило от пошлых забот о служебной карьере? -Чем неожиданно авторское резюме в конце главы? В чём его неожиданность? | Папка 4. Гончаров Урок 3 | |
39 | Молодость Обломова. Былые духовные увлечения героя. | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; | Вступительное слово учителя, работа с 5-6 главами романа | Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы. | Прочитать 9 главу романа «Сон Обломова». Как эта глава раскрывает сущность характера Ильи Ильича | Папка 4.ГончаровУрок 4 | |
40 | Молодость Обломова. Былые духовные увлечения героя. | | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Развитие письменной речи учащихся; помочь учащимся найти материал в главе, отвечая на вопросы темы, | Вступление. Роль мотива сна в романе. Работа с гл.9. | Уч-ся работают с 9 гл.романаИщут картины природы, характеризуют Обломова | Задание большое, прикреплено к файлу в Сетевом городе | Папка 4.ГончаровУрок 5 | |
41 | Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Провести беседу, сопровождаемую комментированным чтением отдельных сцен. | Вступительное слово. Дополнение по характеристики Штольца, помогает уч-ся в процессе работы над характеристикой героев | Сообщения уч-ся О Штольце по плану , сравнивают Штольца с Обломовым Рассказывают о взаимоотношениях Ольги Ильинской и Обломова | Д. з. 6 -10 гл., 2 часть | Папка 4.ГончаровУрок6 | |
42 | Объяснение в любви в романе | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа. | раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа. | Отвечают на вопросы, опираясь на соответствующие главы романа, ведут диалог с учителем и друг другом, делают выводы, обобщения, работают в тетрадях | Домашнее задание прикреплено к файлу данного урока | Папка 4.ГончаровУрок7 | |
43 | 3 часть. «Испытания любви». Погружение в сон. «Нисхождение» героя». | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Анализ отдельных сцен 3 части; развивать навыки работы с критической литературой. | Урок строится на беседе и комментированном чнии эпизодов | Уч-ся отвечают на вопросы, находя материал в дом. задании (часть 3 романа) | Домашнее задание прикреплено к файлу данного урока Рассказ о Штольце письменно!!! | Папка 4.ГончаровУрок8 | |
44 | Перетекание сна в вечный сон. Смерть. 4 часть. | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Проанализировать текст 4 части романа; побеседовать с учащимися об Агафье Пшеницыной. | Обсуждение образа Штольца по результатам письменных работ. | Беседа по 4 части романа, работа с текстом по вопросам учителя, ответ на вопрсы | Домашнее задание прикреплено к файлу данного урока | Папка 4.ГончаровУрок9 | |
45, 46 | : Ольга и Штольц. Анализ 2-х эпилогов. | 2 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Поговорить о своеобразии личности героев; о «земной» и «небесной» любви в романе. Выявить авторскую позицию в эпилоге романа. Развитие речи учащихся. | Лекция учителя, сообщеня ребят. Работа с «Героем нашего времени», «Евгением Онегиным» | Эпилог. Ольга в семейной жизни Обломов в судьбах любивших его людей | Подготовить материал (на повторение) кто из героев и почему назван «лишним человеком». Сравнить этих героев с Обломовым. | Папка 4.Гон чаровУрок 10-11 | |
47 | Почему Онегин,Печорин , Обломов лишние люди? | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Вспомнить типы лишних людей и ихзначение в литературе и жизни. | Уч-ся делают свои сообщения с опорой на тексты, составляют тезисные плвны по лекции учителя. | Подготовить сообщения : 1-в. Онегин – «лишний человек» 2-вариант Печорин – «лишний человек» | Подготовка к сочинению (подбор материала, составление плана) | Папка 4. Гончаров Урок12 | |
48 | Интегрированный урок по литературе (литература и кинематограф). «Роман И.А.Гончарова «Обломов»: вчера и сегодня» | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы. | Работа с эпиграфом Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова». И.С. Тургенев Учитель предлагает уч-ся подискутировать, предлагает вопрос для дискуссии. Обращаются к литературным критикам | Уч-ся поясняют эпиграф Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов, | Повторить содержание романа. Уметь сравнивать героев: Штольц и Ольга; Обломов и Захар: Обломов и Штольц | Папка 4 Гончаров Урок13 | |
49-50 | Сочинение по роману «Обломов. Сравнительная х-ка 2 героев | Урок Р.Р. | 2 | подготовить учащихся к сочинению по роману; повторить типы Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова». И.С. Тургенев сочинений (характеристика героя, сравнительная характеристика; понятия «узкие» и «широкие» сочинения ) | Учитель предлагает ребятам работу над сочинением, оказвает помощь в отборе материала | Уч-ся продолжабт работать над сочинением, завершают работу. | Дописать сочинение, кто не успел. Визитка о жизни и творчестве И.С. Тургенева | Папка 4.Г Ончаров Урок14-15 | |
| И.С.ТУРГЕНЕВ(13+3Р.Р.) | |
51 | Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | ознакомить учащихся с судьбой, личностью, Тургеневавызвать интерес к личности и творчеству писателя; показать роль писателя в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра | Слово учителя. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Тургенева.Уч-ся составляют хронол.таблицу | Составляют конспект в виде тезисов. Запись выводов. | Хронол.таблица жизни и творчества Прочитать стих. В прозе. И.С.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской". ПОРОГ Инд.Сообщение по "Как хороши, как свежи были розы:" презентация. Стилистический анализ стихотворения в прозе. | Папка 5. Тургенев . Урок 1. Презентация | |
52 | Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни | 1 | практический, исследовательский. | познакомить учащихся с особенностями жанра; рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя; | Слово учителя, беседа, ответы на вопросы | Работают с текстом И.С.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской". Анализирубт, представляют свои выступления по д.з. | Попробовать самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует (по желанию). 2) Выучить наизусть стихотворение в прозе (по выбору), найти средства художественной выразительности. "Нищий", "Житейское правило", "Щи", "Старик", "Мы еще повоюем", "Мне жаль". | Папка 5. Тургенев . Урок 2 | |
53 | Р.Р.Самостоятельная работа по стих. В прозе.Чтение наизусть, анализ | 1 | Урок развития устной речи | Учить грамотно излагать свои мысли, читать выоазительно наизусть | Учитель следит за ответами по стихам Тургенева, оказывает помощь при анализе | Читают наизусть стих. В прозе Тургенева, анализируют прочитанное | Вспомнить , что представлял собой журнал Современник. Инд.Подготовить сообщение об истории создания романа «Отцы и дети». Прочитать первы10 глав романа. Выписать действующих лиц, указав социальное положение. | Папка 5. Тургенев. Урок 2 | |
54 | РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-х ГОДОВ XIX Века | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; | Продолжение работы с текстом произведения Понятия нигилист, нигилизм | Выступления уч-ся по теме дом. Задания, работа по первым главам романа | перечитать внимательно десятую главу, выделить предметы спора между Павлом Петровичем и Базаровым, выписать наиболее значимые высказывания. Индивидуальные сообщения: предыстория Николая Петровича; предыстория Павла Петровича. | Папка 5. Тургенев. Урок 3 Есть презентация, фото | |
55 | Спор о принципах; демократизм и аристократизм | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | в ходе анализа эпизода (схватка за вечерним чаем) выяснить суть идейных расхождений между "отцами" и "детьми"; рассмотреть, как Тургенев выявил сильные и слабые стороны демократизма и аристократизма. | Работа с текстом, вопросы, анализ | Уч-ся рассказывают о героях, их предысторию, анализируют эпизоды | Перечитать главу 13.Внимательно поработать с образами Ситникова и Кукшиной: охарактеризовать их как людей и как нигилистов (упор сделать на внешние детали) - письменно. | Папка 5. Тургенев. Урок 4 | |
56 | Подражатели нигилизма. | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | Через образы Ситникова и Кукшиной суметь увидеть будущее нигилизма. | Беседа, характеристика, ответы на вопросы, работа с текстом | Работа с образами Кукшиной и Ситникова. О чем свидетельствует их внешний облик? | перечитать главы с 14 по 20. Выписать слова, выражающие чувства и переживания Базарова. Можно ли назвать это любовью? Индивидуальное сообщение: предыстория Одинцовой. | Папка 5. Тургенев. Урок 5 | |
57 | "Явление Одинцовой" | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | проследить за внутренней борьбой Базарова. | | | перечитать главы с 20 по 22; ответить на вопрос: почему Тургенев знакомит читателя с родителями Базарова после встречи главного героя с Одинцовой? | Папка 5. Тургенев. Урок 6 | |
58 | Родители Базарова | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | рассмотреть образы родителей; понять, что Базаров -сын глубоко чувствующих, набожных родителей - не может быть нигилистом: отрицателем любви, природы, веры. | Проводится работа с текстом романа | Уч-ся высказывают свои мысли по вопросам урока, отвечают на вопросы, аргументируют свои предположения | выявить причину ещё двух приездов Базарова к Одинцовой; подумать над вопросом: с какой целью вводится эпизод с дуэлью между Павлом Петровичем и Базаровым? | Папка 5. Тургенев. Урок 7 | |
59 | Два приезда к Одинцовой; дуэль Павла Петровича и Базарова. | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | выявить причины приезда Базарова в Никольское; роль дуэли в романе "Отцы и дети". | Поработать над образом Аркадия, рассмотреть, что его роднит с отцами. Учатся принимать правильные доказательные решения | Уч-ся анализируют образ Аркадия по рядам по своим главам и заданиям. | (Перечитать главы Каким мы видим Аркадия в этих главах. гл.3; гл.28 (гл.10): (гл.25; гл.26): Знать содержание глав 27-28. Смерть Базарова | Папка 5. Тургенев . Урок 8 | |
60 | Смерть Базарова | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | выяснить, как проявляет Базаров себя перед лицом смерти. | Уч-ся предлагается задание по главам 27, 28 | Уч-ся отвечают на вопрос как принимает смерть Базаров. О чё и почему он просит отца перед смертью | Повторить такие понятия, как портрет литер. Героя, пейзаж, речь героя | Папка 5. Тургенев. Урок9 | |
61. | Проверочная работа на знание текста «Отцы и дети» | 1 | Урок контроля знаний | Выяснить, какпонимают ребята такие понятия, как портрет, пейзаж, на сколько они поняли содержание романа | Предлагается работа по определению понятий. | Уч-ся слушают задания и отвечают письменно на вопросы | Подготовиться к письменному анализу эпизода «Смерть Базарова | Папка 5. Тургенев. Урок10 Проверо чная работа | |
62 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 1 | комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения | подвести учащихся к ответу на вопрос: «Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?»; | .Ознакомление с памяткой «Сочинение-анализ эпизода художественного произведения» (работа в парах, с раздаточным материалом) . «» | Анализируют письменно эпизод от слов до слов | Подготовить материал на тему «Речь героев». По вариантам: Павел Петрович Базаров Аркадий Простые люди. Выписать по несколко реплик, подтаерждающих особенность речи каждого из героев | Папка 5. Тургенев Урок 10 А | |
63 | Речевая характеристика героев романа «Отцы и дети» | 1 | Урок-исследование | Вывяснить роль речи присоставлении хар=Ки героев | Вернуться к понятию речь героев как важная составляюшая характеристики героя | Уч-ся читают подобранные цитаты из речи героев по вариантам., отмечают все увиденные ими особенности как в употреблении слов, так и в интонации. | 1. Прочитать статью Д. И. Писарева «Базаров». 2. После прочтения статьи ответить на вопросы: 1) Каковы коренные свойства базаровского типа? 2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности? 3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова? 4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи? 3. Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю? | Папка 5. Тургенев. Урок11 | |
64 | СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ» | 1 | усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, | Уч-ся предлагалиь вопросы для конспектирования по статьям | Работа с критической статьёйПисарева «Базаров». Индивидуальное сообщние | Подготовиться к написанию Кл. сочинения по роману. Темы для сочинения: 1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети». 2.Что я люблю и чего не принимаю в Базарове? 3. Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева. | Папка 5. Тургенев . Урок12 | |
65 | Сочинение по роману «Отцы и дети» | 2 | Урок развития письменной речи | Проверить, как уч-ся могут излагать ответы на предложенные темы | " Темы сочинений: 1) "Отцы и дети в романе Тургенева" 2) "Евгений Базаров и Павел Кирсанов" 3) "Любовь в жизни Базарова и Кирсановых" 4) "Почему Базаров уверен, что они с Аркадием "прощаются навсегда"? | Ученики пишут сочинение по роману "Отцы и дети | Подготовить визитку о жизни и творчестве Н.А.Некрасова Вспомнить изученные стихи Некрасова | Папка 5. Тургенев. Урок13 | |