Построение диаграмм и графиков (Информатика 9)
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах;
- метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки визуализации данных;
- личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
1) систематизация и расширение представлений учащихся о возможностях визуализации данных в электронных таблицах;
2) знакомство с диаграммами разных типов;
3) развитие навыков чтения диаграмм.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- диаграмма;
- график;
- круговая диаграмма;
- гистограмма (столбчатая диаграмма);
- ярусная диаграмма;
- ряды данных;
- категории.
Используемые на уроке средства ИКТ:
- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
- ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
- презентация «Построение диаграмм и графиков».
- ресурсы федеральных образовательных порталов:
- демонстрация «Деловая графика. Типы диаграмм»,
- демонстрация «Демонстрационная таблица с диаграммами»,
- демонстрация «Создание диаграмм MS Excel».
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам 1-4 к §5.3;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 222;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Построение диаграмм и графиков» и демонстраций «Деловая графика. Типы диаграмм», «Демонстрационная таблица с диаграммами», «Создание диаграмм MS Excel».
— название презентации;
— ключевые слова;
- диаграмма – график - круговая диаграмма - гистограмма (столбчатая диаграмма) - ярусная диаграмма - ряды данных - категории
— визуализация данных (схема);
С помощью электронных таблиц можно не только быстро и качественно обработать большие объёмы однотипной числовой информации, но и сделать числовые данные более наглядными за счёт их графического представления.
Диаграмма – наглядное представление качественных данных.
График – Отображение зависимости значений одной величины от другой.
— построение графиков;
Графики используются для отображения зависимости значений одной величины (функции) от другой (аргумента); графики позволяют отслеживать динамику изменения данных.
Примеры графиков на слайде.
— структура диаграммы (схема);
Ряд данных - это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.
Диаграммы позволяют визуально сопоставить значения одного или нескольких рядов данных.
Наборы соответствующих друг другу значений из разных рядов называются категориями.
— круговые диаграммы;
Круговые диаграммы используются для отображения величин (размеров) частей некоторого целого; в них каждая часть целого представляется как сектор круга, угловой размер которого прямо пропорционален величине (размеру) части.
— столбчатые диаграммы;
Гистограммы (столбчатые диаграммы) используются для сравнения нескольких величин; в них величины отображаются в виде вертикальных или горизонтальных столбцов. Высоты (длины) столбцов соответствуют отображаемым значениям величин.
Просмотр и обсуждение демонстрации «Демонстрационная таблица с диаграммами».
— ярусные диаграммы;
Ярусные диаграммы (гистограмма с накоплением) дают представление о вкладе каждой из нескольких величин в общую сумму; в них значения нескольких величин изображаются объединёнными в одном столбце.
Просмотр и обсуждение демонстрации «Деловая графика. Типы диаграмм».
— построение диаграмм;
В электронных таблицах диаграммы строятся под управлением Мастера диаграмм, в котором предусмотрены следующие основные шаги:
1) выбор типа диаграммы;
2) выбор данных, на основе которых строится диаграмма;
3) настройка элементов оформления диаграммы.
Диаграммы в электронных таблицах сохраняют свою зависимость от данных, на основе которых они построены: при изменении данных соответствующие изменения происходят в диаграмме автоматически.
Просмотр и обсуждение демонстрации «Создание диаграмм в MS Excel».
— построение диаграмм; Пример 2 на странице 28 учебника.
— построение диаграмм; Разбор примера 2.
— самое главное.
С помощью сортировки данные можно расположить по возрастанию или по убыванию содержимого ячеек.
Поиск данных в электронных таблицах осуществляется с помощью фильтров, которые «не пропускают» на экран записи, не удовлетворяющие условиям поиска.
Диаграмма - средство наглядного графического представления количественных данных. Диаграммы помогают анализировать данные, проводить их сравнение и выявлять скрытые в последовательностях чисел закономерности.
Электронные таблицы позволяют создавать диаграммы нескольких типов, основными из которых являются: график, круговая диаграмма и гистограмма.
Вопросы и задания
– вопросы и задания; Вопросы 5-10 к параграфу 5.3.
– вопросы и задания; Вопрос 11 к параграфу 5.3.
Если позволяет время выполнить задания 223, 225, 228, 230 в рабочей тетради. Все невыполненные задания задаются на дом.
4. Практическая часть (15 минут)
В практической части урока учащиеся выполняют задания 11, 12 из заданий для практических работ (стр. 35 учебника).
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
— опорный конспект;— Д/з. Домашнее задание. §5.3 (2), вопросы № 5-11 к параграфу; РТ: № 223-230.