СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие "Начертательная геометрия для школьников"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Желаем успехов в изучении данной науки. Надеемся, вам будет интересно…

А теперь вперед, покорять вершины знаний!

Просмотр содержимого документа
«Пособие "Начертательная геометрия для школьников"»

N

Al

A



Оглавление

Введение 3

Символика и обозначение 5

Центральное 7

Параллельное 8

Необратимость 9

Способы обратимости 10

Метод числовых отметок 10

Метод Монжа 11

Эпюра Монжа 13

Основные плоскости проекции 13

Переход от пространственной модели

к эпюре Монжа (I октанта) 14

Точка 16

Переход к эпюре Монжа 16

Точки частного положения и их координаты 17

Построение комплексного чертежа

точки нечастного положения с заданными координатами 18

Прямая 19

Переход к эпюре Монжа 19

Прямые частного положении, их свойства и признаки 19

Свойства и признаки: 20

Плоскость 21

Как можно задать часть плоскость 21

Переход к эпюре Монжа 22

Плоскости частного положении, их свойства и признаки 22

Свойства и признаки: 23

Заключение 23





Введение

Начертательная геометрия является одним из разделов геометрии. Здесь пространственные фигуры – совокупность точек, линий, плоскостей (поверхностей). Они изучаются по их проекционным изображениям на плоскости. Основными задачами начертательной геометрии являются:

  1. создание метода изображения геометрических фигур на плоскости

  2. разработка способов решения позиционных, метрических и конструктивных задач, связанных с этими фигурами, при помощи их изображений на плоскости.

Начертательная геометрия по своему содержанию занимает особое положение среди других наук: она является лучшим средством развития у

человека пространственного воображения, без которого немыслимо никакое инженерное творчество.

Начертательная геометрия - теоретическая база для составления чертежа. Чертеж – это своеобразный язык, с помощью которого, используя всего лишь точки, линии и ограниченное число геометрических знаков, букв и цифр, человек имеет возможность изобразить на поверхности геометрические фигуры или их сочетания (машины, приборы, инженерные сооружения и т.д.). Также этот графический язык является интернациональным и понятен любому технически грамотному человеку независимо от того, на каком языке он говорит.

Проекционные способы начертательной геометрии в авиационной и автомобильной промышленности, архитектуре, строительстве, изобразительном искусстве дают возможность получать наглядные изображения проектируемых объектов.

Естественные науки достигают еще большего расцвета в тех случаях, когда изучаемые свойства сопровождаются доступными для человеческого восприятия наглядными геометрическими моделями.

Способы начертательной геометрии, позволяющие решать математические задачи в их графической интерпретации, находят широкое применение в физике, химии, механике, кристаллографии и многих других науках. Как и другие отрасли математики, начертательная геометрия развивает логическое мышление.

Это далеко не полный перечень вопросов, которые решаются с помощью начертательной геометрии, но даже он не оставляет сомнения, что начертательная геометрия входит в число фундаментальных дисциплин, составляющих основу инженерного образования.

Желаем успехов в изучении данной науки. Надеемся, вам будет интересно…

А теперь вперед, покорять вершины знаний!



Символика и обозначение

А, В, С, D, E …– точки в пространстве

a, b, c, d, e, … – прямые линии в пространстве

Oxyz – система координат в пространстве

Ox, Oy, Oz – оси координат

= – равенство, совпадение

∩ – пересечение (b ∩ Σ = A – прямая b пересекает плоскость Σ в точке А)

// – параллельность (b // d – прямая b параллельна прямой d)

⊥ – перпендикулярность (е ⊥ a – прямая е перпендикулярна прямой а)

∈ – принадлежность элемента множества данному множеству (А ∈ b – точка А принадлежит линии b)

≠, ∉ – знаки, обозначающие отрицание указанных выше отношений

⇒ – знак логического следствия

П1– горизонтальная плоскость проекций

П2– фронтальная плоскость проекций

П3– профильная плоскость проекций

А1, В1, С1, D1, E1 … – проекции точек на П1

А2, В2, С2, D2, E2 … – проекции точек на П2

А3, В3, С3, D3, E3 … – проекции точек на П3

AX, AY, AZ – точки, являющиеся пересечением линий проекционной связи и соответствующей оси. (АX⇒OX; AY⇒OY; AZ ⇒OZ).

a – угол а)

Методы проецирования

Познакомимся с терминами…

  • С позиции теории множеств любую геометрическую фигуру следует рассматривать как множество всех принадлежащих ей точек. Говоря иначе, всякая геометрическая фигура есть не пустое множество (точек).

  • Отображение геометрической фигуры на плоскость можно получить путем проецирования ее точек на эту плоскость.

  • Евкли́дово простра́нство –пространство, свойства которого описываются аксиомами евклидовой геометрии. В этом случае предполагается, что пространство имеет размерность, равную 3. В данном курсе «Начертательной геометрии для школьников» мы будем работать только в евклидовом пространстве.

Разберём основные свойства евклидова пространства ( а конкретно с отношениями принадлежности между элементами евклидова пространства):

  1. Если точка А принадлежит прямой а, а прямая а принадлежит плоскости α, то точка А принадлежит плоскости α.

  2. Две различные точки А и В всегда принадлежат одной и той же и только одной прямой а или каждой прямой а принадлежат, по крайней мере, две точки А и В.

  3. Три различные точки А, В и С, не принадлежащие одной прямой, принадлежат одной и той же и только одной плоскости.

  4. Если две точки А и В, принадлежащие прямой а, принадлежат плоскости α, то прямая a принадлежит плоскости α.

  5. Две прямые, принадлежащие одной плоскости, могут принадлежать одной точке, но этого может и не быть.

  6. Две плоскости могут принадлежать одной и той же прямой, но этого может и не быть.

  7. Плоскость и не принадлежащая ей прямая могут принадлежать одной точке, но этого может и не быть.

Примечание! Последние три предложения по существу перефразируют аксиому о параллельности.

Центральное

Человек нередко заимствует строения систем из природы для того, чтобы использовать это в своей деятельности. Например, головной мозг и компьютер состоят из аналогичных частей: зрительная зона коры больших полушарий и видео карта компьютера аналогичны по своим функциям (обеспечивают анализ и отображение изображения); звуковая карта компьютера и слуховая зона коры больших полушарий ответственны за звуковые сигналы и т.д.

Так и первый появившийся метод проецирования – центральный, подобен системе зрения человеческого глаза. Давайте разберём его на примере рис.1.

Для начала нам нужна плоскость, на которую мы будем проецировать, т.е. плоскость проекции П1. S – центр проецирования (сравниваемый с человеческим глазом), не лежащий в одной плоскости с П1 из которого исходят проецирующие лучи. A – точка, которую мы хотим спроецировать на плоскости П1. Проведём проецирующий луч через точку A. Точка пересечения этого проецирующего луча и плоскости П1 и есть проекция точки A на плоскость П1 и обозначается А1.

На рис.1 кроме точки А на плоскость П1 спроецированы В и С (через любые 2 точки проходит прямая ⇒ через А и В проходит прямая АВ; С∈АВ). Отсюда следует, что если на прямой АВ есть некоторая точка С в пространстве, то изображение этой точки при центральном проецировании должно попадать на изображение прямой.

Этим методом проецирования люди пользовались долгое время и заметили, что фигуры сильно искажаются, размеры изменяются, а их взаимоположения в пространстве и на плоскости не совпадают. Например, длины отрезков увеличиваются (это заметно на рис.2, на котором А1В1С1 центральная проекция треугольника АВС), а параллельные прямые пересекаются (этот эффект есть в человеческом зрении).

Параллельное

В связи с искажениями фигур при центральном проецировании ⇒ Гаспар Монж разработал новый способ проецирования – параллельный. Давайте разберём его на примере (рис.3).

Плоскость проекции - П1. Здесь S- – направление проецирования, которое не параллельно П1 – плоскости проекции ⇒ проецирующие лучи – это лучи, параллельные S. Как и в центральном методе здесь A – точка, которую мы хотим спроецировать на плоскости П1. Точка пересечения проецирующего луча, проходящего через А, и плоскости П1 – проекция точки A на плоскость П1 и обозначаетсА1.

На рис.3 А1В1С1 – параллельная проекция треугольника АВС, как видите при рассмотрении с одного и того же ракурса объект в пространстве и его изображение идентичны размеры и взаимоположение фигур.

В этом способе разделяют два подвида: косоугольное, при a≠90о, и ортогональное (прямоугольное), при a=90о. Вот, именно, ортогональное проецирование даже сейчас считается простым и удобоизмеримым. Оно сохраняет соотношение предметов и их частей и является самым часто используемым.



Необратимость

Научившись проецировать, люди начали пытаться использовать это умение в жизни и передавать друг другу проекции. Например, для изучения предмета, вместо самого объекта. Они заметили, что нельзя с помощью обычных проекционных изображений восстановить предмет и его положение в пространстве единственным правильным способом. Это явление назвали необратимостью проекционного изображения. И оно мешало людям при работе с проекциями, не имеющим спроецированного объекта.

Рассмотрим пример необратимости изображения на рис.4, рис.5:

Нам дана параллельная проекция M1N1 геометрической фигуры на плоскости П1 и направление её проецирования S- (см. на рис.4) Из данных точек проекций проводим прямые параллельные S- (как на рис.5), видно, что данная проекция может быть изображением:

  • прямой M1N1

  • прямой M2N2

  • кривой M3N3

  • плоскостью, например, треугольником (как на рис.5)



Способы обратимости

Поняв то, что простые изображения объектов необратимы, учёные стали думать, что можно сделать, чтобы изображения были обратимы. Обратимость проекции – возможность восстановления предмета и его положения в пространстве единственным правильным способом. Всего есть 2 способа обратимости…

Метод числовых отметок

Сущность метода проекций с числовыми отметками заключается в том, что изображаемый объект прямоугольно проецируется только на одну горизонтальную плоскость проекций Π1. При этом на плоскости отображаются только два его измерения – длина и ширина. Третье измерение – высота изображаемого предмета – выражается числами. Эти числа определяют расстояния от основной плоскости проекций до точек предмета и записываются на чертеже возле символьных обозначений этих точек. (см. рис.6)

  • Число положительно, если проецируемая точка лежит от плоскости проекции с одной и той же стороны, что и направление.

  • Отрицательно, если она лежит по другую сторону.

  • Равно 0, если точка принадлежит плоскости.

Этот метод используется в строительстве, архитектуре, геодезии…

Метод Монжа

Данный метод, называемый ещё и методом 2-ух плоскостей, изобрёл уже известный нам Гаспар Монж. «Почему объект пространства, имеющий 3 измерения, изображают на одной плоскости, обладающей 2-мя измерениями?» - думал он. Поэтому Монж предложил ортогонально проецировать объект на двух плоскостях сразу, т.е. он добавил ещё одну плоскость П2 (см. рис.7). П1 располагалась горизонтально, её назвали горизонтальной. П2 должна быть перпендикулярна первой и располагаться вертикально, эту плоскость называли фронтальной. Также эти плоскости соприкасаются в прямой, названной осью проекции X.

Метод 2-ух плоскостей работает за счёт того, что на горизонтальной плоскости отображаются такие измерения, как длина и ширина, а на фронтальной – длина и высота. ⇒ Имея две разные ортогональные проекции одного объекта, ты можешь узнать три пространственных измерения точки ⇒ всех остальных фигур.

Для начала нужно построить ортогональные проекции точки А на плоскости П1 и П2, получим изображения А1 и А2. (см. рис.7)

Далее Монж, так как это изображения одной точки, объединил их линиями проекционной связи, которые перпендикулярны к координатной оси X (см. рис.8). Было замечено, что эти отрезки соприкасаются в точке, лежащей на оси Х. Эту точку обозначили как АХ.

Исходя из этого, Гаспар Монж вывел закон, что для достоверности и обратимости пространственных, 3-х мерных объектов нужно строить минимум 2 изображения. Этим законом воспользовались французские полицейские, которые стали фотографировать преступников и в анфас, и в профиль. Сейчас этим пользуется весь мир, так как есть похожие люди, бывают близнецы, но на одной из фотографий нос с горбинкой, больше оттопырены уши, или заметна родинка, шрам и т.д.



Эпюра Монжа

Основные плоскости проекции

I

Всего существует 3 основные плоскости проекции (см. рис.9): горизонтальная П1, фронтальная П2 и профильная П3. П1 и П2 делят пространство на четверти. П3 располагается перпендикулярно и к П1, и к П2, отражает такие пространственные измерения, как ширина и высота. Профильная плоскость делит каждую четверть, образованную пересечением П1 и П2 на 2 части. Из этого следует, что всего пространство делится основными плоскостями проекции на 8 частей-октантов.

В разделе «Метод Монжа» мы рассматривали лишь части плоскостей П1 и П2, сами плоскости не умеют ограничений по площади, но мы можем изображать только тот кусочек, который нам нужен.

Четверти и соответствующие им октанты:

  1. I и V

  2. II и VI

  3. III и VII

  4. IV и VI

Пересечение 2-х любых плоскостей – прямая, называемая осью.

  • Ось X – пересечение П1 и П2

  • Ось Y – пересечение П1 и П3

  • Ось Z – пересечение П2 и П3

Пересечение всех 3-х плоскостей – точка, обозначаемая О и имеющая координаты (0,0,0)

Положение любой точки в пространстве можно охарактеризовать 3-мя координатами, которые численно обозначают удалённость точки от начала координат О по одной из осей (ОX,ОY,ОZ). Координаты точки А, которая расположена на длине 9-и единичных отрезков, ширине -6 ед.отр. и высоте 4 ед.отр., записываются как А(9;-6;4). Общий вид: А(x,y,z), где x – координата длины, y – ширины, z – высоты.

Единичный отрезок – величина, принимаемая за единицу при геометрических построениях. 

Примечание! В нашем учебном курсе мы будем детально работать только с I октантом, в нём все координаты имеют не отрицательную величину.

Переход от пространственной модели к эпюре Монжа (I октанта)

Эпюру Монжа имеет и другое название – комплексный чертёж. Комплексный чертёж – чертёж, состоящий из 2-х и более ортогональных проекций геометрического образа, он получается при совмещении 3-х плоскостей проекций в 1 (при 2-х проекциях 3-я плоскость не отображается).

Алгоритм совмещения плоскостей(от рис.10 к рис.11):

  • вращать плоскость П1 вокруг оси ОХ в направлении от себя, пока она не станет той же частью плоскости, что и П2.

  • вращать плоскость П3 вокруг оси ОZ в направлении от себя, пока она не станет той же частью плоскости, что и П2.









Точка

Точка – простейший геометрический объект, не имеющий никаких измеримых характеристик. Нульмерный объект.

Переход к эпюре Монжа

Для начала построим для некоторой точки А, лежащей в I октанте пространства, ортогональные проекции А1 и А2, соответственно, на горизонтальную и фронтальную плоскости. Далее соединим эти 2 изображения уже известными нам из раздела «Метод Монжа» линиями связи. (см. рис.12)

Теперь построим ортогональную проекцию А3 точки А на профильную плоскость, также соединим это изображение линиями связи с 2-мя другими. (см. рис.13)

Заметим! На рис.13 получился параллелепипед, рёбра которого – это части координатных осей, проецирующих лучей и линий связи. Это объясняется взаимной перпендикулярностью плоскостей между собой, а также взаимной перпендикулярностью линий связи с координатными осями. Из свойства параллелепипедов следует, что его противолежащие рёбра равны.

AX, AY, AZ – точки, являющиеся пересечением линий проекционной связи между изображениями некоторой точки А на эпюре Монжа и соответствующей оси (OX, OY или OZ).

Теперь преобразим данную пространственную модель в комплексный чертёж. Помните, что сам объект и проецирующие лучи на эпюре не отображаются. (см. рис.14)

Заметим! На рис.14: А1А2, A3AY, А2А3 и A1AY – линии связи. А1А2||A3AY и А2А3||A1AY.

Для определения точки в пространстве нужно как минимум 2 проекции, т.к.:

  • А1 определяется координатами: x и y

  • А2 определяется координатами: x и z

  • А3 определяется координатами: y и z

Точки частного положения и их координаты
  • Лежащие в точке О ⇒A(0;0;0)

  • Лежащие на координатных осях:

    • ОХ⇒A(x;0;0),где х≠0⇒x0

    • OY⇒A(0;y;0),где y≠0⇒y0

    • OZ⇒A(0;0;z),где z≠0⇒z0

Заметим! АХ, АY, AZ – точки, лежащие на координатных осях ⇒ АХ(х;0;0), АY(0;y;0), АZ(0;0;z), при этом координаты этих точек, отличные от 0, соответствуют координатам проецируемой точки А.

  • Лежащие на плоскостях проекций:

    • П1⇒A(x;y;0),где х,y≠0⇒x,y0

    • П2⇒A(x;0;z),где х,z≠0⇒x,z0

    • П3⇒A(0;y;z),где y,z≠0⇒y,z0

Заметим! А1, А2, A3 – точки, лежащие на плоскостях проекций

Построение комплексного чертежа точки нечастного положения с заданными координатами

Пусть: нам надо построить точку А(40;25;45).(см. рис.15-рис.16)

  1. Построим АХ(40;0;0)

  2. Проведём отрезок АХА2=45, где А2(40;0;45)

  3. Проведём отрезок АХА1=25, где А1(40;25;0)

  4. Построим АY(0;25;0) и АZ(0;0;45)

  5. Проведём отрезок А2АZ=40, где АZ(0;0;45)

  6. Проведём отрезок АZА3=25, где А3(0;25;45)

  7. Проведём отрезки А1АY=40 и А3АY=45

Заметим!

  • АХА2ХА11А2=45+25=70,

  • АZА2ZА32А3=40+25=65

  • У дуги АYАY с центром в точке О радиус равен у=25(рис.16)

  • Имея любые 2 проекции точки можно достроить 3-ю

Задание! Построить комплексный чертёж точки А(1;2;3). За единичный отрезок взять 1см.





Прямая

Прямая – геометрический объект, представляющий собой множество точек, имеющий одну измеримую характеристику – длину. Одномерный объект.

Комплексный чертёж

Чтобы построить проекцию прямой, нужно построить проекции любых 2-х её точек, а затем провести через них прямую. Луч, отрезок – часть прямой. ⇒ Если нужно построить отрезок или луч, то лучше брать ограничивающие их точки (при луче: одна точка любая, не равная началу; другая ограничивающая – начальная ). Затем соответственно проецируемого объекта соединяем изображения точек.

Комплексный чертёж отрезка общего (нечастного) положения АВ см. на рис.17.

Задание! Построить комплексный чертёж прямой АВ, А(1;2;3) и В(2;3;1). За единичный отрезок взять 1см.

Прямые частного положении, их свойства и признаки
  • Проецирующие прямые (перпендикулярные плоскостям проекций)

    • Горизонтально-проецирующие (⊥П1)

    • Фронтально-проецирующие (⊥П2)

    • Профильно-проецирующие (⊥П3)

  • Прямые уровня (прямые параллельные плоскостям проекций)

    • Горизонталь(||П1)

    • Фронталь(||П2)

    • Профильная прямая(||П3)

Свойства и признаки:

Если прямая параллельна плоскости проекции, то (рис.18):

  • на эту плоскость проецируются в натуральную величину сама прямая и углы наклона её к двум другим плоскостям

  • проекции прямой на две другие плоскости проекций параллельны координатным осям.

Если прямая перпендикулярна плоскости проекции, то (рис.19):

  • на эту плоскость она проецируются в точку

  • проекции прямой на две другие плоскости проекций перпендикулярны координатным осям, а их длины представляют собой натуральную величину

Задание! Постройте комплексный чертёж профильной прямой.



Задание! На рис.19 есть проецирующие прямые и пространственные модели их проекций. Определите, какая из проецируемых прямых является:

а) горизонтально-проецирующей

б)фронтально-проецирующей

в)профильно-проецирующей.

Постройте комплексный чертёж того вида прямой, которого нет на рис.19.



















Плоскость

Плоскость – геометрический объект, представляющий собой множество точек или прямых и имеющий 2 измеримые характеристики: длину, ширину. Двумерный объект.

Как можно задать часть плоскости
  • 3-мя точками, не лежащими на одной прямой

  • Отрезком и точкой, не лежащей на этой прямой

  • 2-мя пересекающимися отрезками

  • параллельными отрезками, которые не принадлежат одной прямой

Переход к эпюре Монжа

Чтобы построить проекции части плоскости, нужно построить проекции точек и (или) отрезков, а затем соответственные изображения соединить отрезками в часть плоскости (см. рис.20).

Комплексный чертёж части плоскости АВС , изображеной на рис.20, отображён на рис.21.

Задание! Построить комплексный чертёж плоскости АВС, А(1;2;3), В(2;3;1) и С(3;1;2). За единичный отрезок взять 1см.

Плоскости частного положении, их свойства и признаки
  • Плоскости уровня (плоскости параллельные плоскостям проекций)

    • Горизонтальные (|| П1)

    • Фронтальные (|| П2)

    • Профильные (|| П3)

  • Проецирующие плоскости (плоскости перпендикулярные плоскостям проекций)

    • Горизонтально-проецирующие (⊥П1)

    • Фронтально-проецирующие (⊥ П2)

    • Профильно-проецирующие (⊥П3)

Свойства и признаки:

Если плоскость параллельна плоскости проекции, то (рис.22 –эпюра Монжа горизонтальной плоскости):

  • на эту плоскость она проецируются в натуральную величину

  • проекции плоскости на две другие плоскости проекций являются прямыми линиями, параллельными координатным осям.

Если плоскость перпендикулярна плоскости проекции, то (рис.23 – эпюра Монжа горизонтально-проецирующей плоскости):

  • на эту плоскость проецируются в прямую

Задание! Постройте комплексные чертежи части фронтальной и профильной, фронтально-проецирующей и профильно-проецирующей плоскостей.



Заключение

Вот и подошёл к концу наш вводный курс начертательной геометрии для школьников. Надеемся, что для вас это было увлекательно и интересно. До новых встреч в следующих наших пособиях об этой увлекательной науке!

О книге

Это издание познакомит вас с основами составления и прочтения проекционных изображений, историей развития данных методов.

Рекомендуется ученикам 8-11 классов, которые собираются поступать на факультеты профессий, требующих инженерное образование.

Автор – Цхай Александра Евгеньевна

г.Хабаровск

2019 год



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!