XXIV урок изобразительного искусства (19 – 26 марта 2021 г.)
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
В начале XX в. под натиском быстро развивающейся фотографии показалось, что портретная живопись утратила свое значение. Однако, напротив, именно благодаря этому живопись освободилась от сопутствующей задачи точного копирования и приобрела большую свободу. Но при этом художники потеряли объединяющие их идеи и общие цели.
Искусство XX в. — это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания.
Особое место в искусстве XX в. занимают П. Пикассо и А. Матисс. Их творческие эксперименты с формой и цветом породили новые представления об изобразительном искусстве и новый взгляд на окружающий мир.
П. Пикассо
Плачущая женщина.
1937 г.
Анри Матисс.
Мадам Матисс.
1910 г.
Кубизм
В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
П. Пикассо
Девушка с мандолиной.
1910
П. Пикассо
Женщина, сидящая в кресле. 1910
П. Пикассо
Портрет Амбруаза Воллара.
1910
Пабло Пикассо
Авиньонские девицы.
1907
Фовизм
Фови́зм ( fauve — дикий).
Характерный приём фовизма — обобщение формы и пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы, дикие, кричащие цвета.
https://youtu.be/GUfA9laPRqI
Анри Матисс за работой.
Анри Матисс.
Танец и Музыка.
Портреты Анри Матисса
Портреты Анри Матисса
В современном искусстве часто видят свободу сочетания разных форм искусства прошлого. Зритель не сразу догадывается, что попадает в стихию карнавала; здесь переплетается не просто реальность с выдуманным, но и возвышенное с низменным, доброе со злым. Именно поэтому идет разговор о потере человеком цельности мироощущения, а значит и потери себя как полноценной личности. Разрушается идея портрета в его традиционном понимании.
Сюрреализм
Сюрреализм отличается использованием аллюзий и парадоксальных с очетаний форм,
совмещение сна и реальности
В картинах знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали обрывки реальности, причудливо соединяясь, образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видения сна.
С. Дали. Лицо Мэй Уэст
(в качестве сюрреалистической комнаты).
1935
Мягкая конструкция с вареными бобами.
Предчувствие Гражданской войны. 1936
Галатея со сферами. 1952
Сальвадор Дали.
Постоянство памяти»
1931
Поп-Арт
Поп-а́рт (сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления.
Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст.
«Две банки» Д.Джонс
интересное здесь: http :// www.fiveplus.org.ua/pop-art-kratkaya-istoriya
«М-Может быть», Рой Лихтенштейн
Во второй половине XX в. в связи с развитием средств массовой информации особое влияние приобрело направление поп-арт — «общедоступное искусство», такое, которое теперь пришло к каждому.
«Натюрморт»
Т. Вессальман
Э. Уорнол. Мерилин Монро. Диптих. Шелкография. США. XX в.
Поп-арт опирается на общедоступные понятия и элементарную потребность «узнавания». Художник Э. Уорхол «тиражировал» лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щитах, подобных рекламным, утверждая, что таким «магическим приемом» заставит зрителя принять любой объект, который выделит художник, так как это отвечает современному массовому сознанию людей, их стремлению к созданию кумиров.
«Две банки» Д.Джонс
«Натюрморт»
Т. Вессальман
«М-Может быть», Рой Лихтенштейн
Соцреализм
Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве СССР и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Основная тематика работ: Революция, Великая отечественная война, жизнь рабочего или колхозника.
В России XX в. искусство портрета также чрезвычайно разнообразно по форме и содержанию. Для художников становится значимым стремление создать образ жизни своей страны через образы своих современников. Портрет выходит за привычные рамки жанра, превращаясь в сложную композиционную картину. Одной из существенных тем стала связь современности с прошлым.
Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909
Так, гepoй картины B.C. Попкова «Шинель отца» не просто примеряет шинель, он соотносит свою и отцовскую судьбы, ставит философскую проблему связи времен, связи поколений. Шинель на плечах сына, тени прошлого как фон картины, напряженный колорит тревожных раздумий, вопросительный жест... При видимой конкретности портрета эта картина иносказательна и символична.
Кузьма Петров-Водкин.
Смерть комиссара.
1928
Борис Неменский. На безымянной высоте.
Михаил Савицкий. Поле.
Внимательно рассмотри представленные репродукции работ мастеров портрета. Запомни фамилии художников. Их творчество сыграло большую роль в становлении нашего современного видения мира.
Задание на оценку:
Нарисовать портрет красками в стиле «ФОВИЗМ» или «КУБИЗМ», стараясь передать характер натуры (человека),
его индивидуальность
нарисуй, подпиши своё имя и класс, сфотографируй
и вышли мне на WhatsApp +7924хххххххх
и/или
Решить тест:
https://forms.gle/DnbWb3b4wDVRwVхххххххх
Не забудь сделать очень краткий конспект с основными терминами (высылать не надо)