Урок русского языка в 7 классе
Дата :
Урок№132
Тема: Порядок слов в спокойной монологической речи.
Цели:
Закрепление умения характеризовать порядок слов в предложенных текстах;
формирование умения использовать инверсию в речи;
совершенствовать умения и навыки учащихся.
Ход урока
Лингвистическая разминка. Восстановите порядок предложений.
А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле…
Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника!
В. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень…
Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.
А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,Г. 3. Б,А,Г,В. 4. В,А,Б,Г. ( Правильно 3)
-- Дайте объяснение выбранного порядка предложений в тексте.
-- Что помогло вам увидеть замысел автора, понять ход его мыслей ( Правильно, каждое последующее предложение текста создается для того, чтобы развить ранее высказанную мысль, добавить какие – то новые сведения).
-- Как называются новые сведения в предложении? («новым»)
--Где принято располагать «новое» в спокойной монологической речи? (в конце предложения)
-- А «данное» (выносить в начало)
А что вы можете сказать о порядке слов в предложениях?
-- Какой порядок слов в предложении является прямым, а какой обратным, инверсионным?
III . работа по учебнику
Упр№376
Упр№377
Самостоятельная работа упр№381
Подведём итоги. Какую стилистическую роль выполняет инверсия в речи?
Инверсия является одним из важнейших средств интонационно – стилистического выделения слов и их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место.
VI. домашняя работа упр№ 382
Материал к уроку
Лингвистическая разминка. Восстановите порядок предложений.
А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле…
Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника!
В. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень…
Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.
1.А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,Г. 3. Б,А,Г,В. 4. В,А,Б,Г.
3