МУ «Отдел образования Ачхой-Мартановского муниципального района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. Х.А. Мамакаева с. Ачхой-Мартан»
(МБОУ «СОШ №6 им. Х.А. Мамакаева с. Ачхой-Мартан»)
МУ «Т1ехьа-Мартан муниципальни кIоштан дешаран дакъа»
Муниципальни бюджетни дешаран учреждени
«Т1ехьа-Мартанан №6 йолу юкъардешаран Х.А. Мамакаевн ц1арах йолу школа»
(МБДУ «Х.А. Мамакаевн ц1арах №6 йолу Т1ехьа-Мартанан ЮШ»)
| | УТВЕРЖДЕНО: Приказом №112-од от 20.09.2021г Директора школы _______________/Вакалишева Л.И. . |
Порядок организации работы по формированию функциональной грамотности в МБОУ «СОШ №6 им. Х.А. Мамакаева с. Ачхой-Мартан»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Порядок организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся (далее – Порядок) разработан на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
1.2. Настоящее Порядок определяет порядок формирования и организацию работы по повышению функциональной грамотности у обучающихся.
1.3. Термины и определения:
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
1.4. Цель воспитание и обучение функционально-грамотных людей, повышение уровня функциональной грамотности школьников, развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности. Формирование всесторонне развитой и конкурентоспособной личности нового поколения.
1.5. Задачи
1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
4. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
5. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов);
- методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
независимая оценка уровня функциональной грамотности обучающихся, сформированной в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
создание условий для интеллектуального развития и поддержки детей, для развития их творческих способностей и интереса к научной и прикладной деятельности;
расширение возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности учителей, освоивших технологии формирования и оценивания функциональной грамотности и успешно применяющих в учебном процессе инструменты для формирования функциональной грамотности обучающихся;
мотивация участников образовательного процесса на достижение высоких образовательных результатов.
6. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 8-9 классов.
7. Участие в олимпиаде по функциональной грамотности.
2. Основы формирования функциональной грамотности
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».
Одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям.
Функционально грамотная личность - это человек;
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности учащихся:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения, сот;
3) система диагностики и оценки учебных достижений, обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные учебные действия.
3. Порядок организационно-методической работы по формированию у обучающихся функциональной грамотности
3.1. Внесение изменений и дополнений в образовательные программы, ВСОКО, планы МО и МС, рабочие программы и локальные акты. Разработка плана (дорожной карты) по формированию и оценке функциональной грамотности.
3.2. Создание рабочих групп по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся из числа учителей предметников, заместителей директора, руководителей МО.
3.3. Участие и проведение Олимпиады по формированию функциональной грамотности. Работа с открытым банком заданий по формированию функциональной грамотности по шести направлениям (математическая, естественнонаучная, финансовая, читательская грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции).
3.4. Сформирование банка данных:
- обучающихся 8-х и 9-х классов;
- учителей, преподающих в 8-х и 9-х классов для прохождения курсов по формированию функциональной грамотности.
3.5. Проведение информационно-просветительской работы с родителями обучающихся, обучающимися, учителями по вопросам формирования функциональной грамотности.
4. Источники размещения и публикаций методических рекомендаций открытых банков заданий
Институт стратегии развития образования Российской академии образования - http://skiv.instrao.ru/;
ФГБНУ «ФИПИ» - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
Олимпиум - https://olimpium.ru;
РЭШ - https://resh.edu.ru/;
Ассоциация руководителей образовательных организаций - https://educationmanagers.ru/.