Тема урока: «Системы счисления. Двоичная система счисления»
Учитель: Пунько Елена Павловна
Цели обучения:
Ввести понятие «Система счисления». Рассмотреть примеры систем счисления и их виды. Научить переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.
Развить логическое мышление, память.
Воспитать уверенность в своих силах, любознательность, взаимоуважение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
Понятие системы счисления, виды систем счисления.
Учащиеся должны уметь: переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Системы счисления. Двоичная система счисления».
Ход урока
Организационный момент урока:
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос: стр. 5 вопросы 1-3 и стр. 8 вопросы 3-4 учебника.
Объяснение нового материала:
Сообщение темы урока (слайд 1).
– Скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужны числа?
– Действительно, для записи информации о количестве объектов используют числа. Давайте посмотрим числа арабские, к которым мы привыкли и которыми пользуемся каждый день и числа римские. Они отличаются? Чем?
– Правильно, записываются по-разному.
Итак, числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления.
Давайте запишем определение систем счисления (Слайд 2).
Система счисления – это способ записи чисел с помощью письменных знаков.
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления. (Слайд 3) (Зарисовать в тетрадь схему)
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе.
– Как вы думаете, а в непозиционных?
Рассмотрим вначале непозиционные системы счисления, например унарную, египетскую иероглифическую, римскую, древнегреческую, славянский цифровой алфавит, ясачные грамоты (рассматриваем примеры на слайдах 4-9).
– Примерами позиционных системы счисления являются вавилонская система счисления, наша десятичная система счисления. Как она еще называется? Почему? Еще позиционными считаются двоичная система счисления, восьмеричная, шестнадцатеричная и другие (рассматриваем примеры на слайдах 10-13).
Запишем примеры позиционных и непозиционных систем счисления в тетрадь. (Продолжить схему, которую начали на слайде 3 в тетради)
Обратите внимание, что в позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.
Физкультминутка: выполним упражнения для газ, потом предлагаю детям потянуться, улыбнуться друг другу и продолжить работу дальше.
Вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию (числовую, текстовую, графическую, звуковую, видео) в последовательность нулей и единиц. Давайте посмотрим, как можно перевести числа из привычной нам десятичной системы счисления в двоичную (объяснение на доске).
Алгоритм перевода:
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее 2.
Записать полученные остатки в обратной последовательности.
Теперь рассмотрим обратную задачу – перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Алгоритм перевода:
Двоичное число записать в развернутой форме.
Давайте вернемся в курс математики и вспомним, как записывается число в развернутой форме. (Пройти по гиперссылке «развернутой форме»).
Запишем число 579 в десятичной системе счисления в развернутой форме.
Мы уже с вами выяснили, что в э том числе цифра 5 означает 5 сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять единиц. Число 579 записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10.
В развернутой форме записи числа такое умножение записывается в явной форме.
Аналогично, и для двоичной системе счисления. В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1.
Итак, вернемся к нашему примеру (через гиперссылку «назад») запишем число 11101001 в развернутой форме. (слайд 8)
Произвести вычисления.
– Теперь вы умеете переводить числа десятичной системе счисления в двоичную систему счисления и обратно. Давайте решим два примера на закрепление ваших знаний.
Примеры для самостоятельного решения и закрепления изученного материала. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную число.
– Решили? Теперь проверьте себя.
А сейчас самостоятельно переведите в двоичную систему счисления дату своего дня рождения, а я проверю.
Проверить свои переводы чисел можно и с помощью программы «Калькулятор» на компьютере. Рассмотрим, как это можно сделать. (Проецирую программу калькулятор на экран или переходим по ссылке со слайда презентации и рассмотрим перевод чисел в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления с помощью режима работы калькулятора «Программист»)
Подведение итогов урока:
– Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу и узнали много нового. Что для вас было новым? Что вы узнали?
Узнали, что числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления.
Все системы счисления делятся на две большие группы. Какие? (Позиционные и непозиционные).
Научились переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.
Домашняя работа (слайд 15):
– Открываем дневники, записываем домашнее задание: выучить конспект, решить упражнения 1,2 стр. 13 учебника.
Для закрепления знаний можно использовать материал моего сайта, перейдя по ссылке: https://multiurok.ru/infotest/files/pierievod-chisiel-iz-diesiatichnoi-sistiemy-schislieniia-v-dvoichnuiu-i-naoborot-trienazhiery.html
– Урок окончен. До свидания.
5