СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие о предложении. Основные признаки предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Понятие о предложении. Основные признаки предложения».»

23.11.23 г.


Открытый урок по русскому языку в 8 « Г» классе


на тему:






«Понятие о предложении. Основные признаки предложения».

















Провела учитель русского языка и литературы Джамалова А.М.



Тема: Понятие о предложении. Основные признаки предложения.


Цель: повторить всё изученное о предложении, его грамматической основе; показать роль предложений в языке; совершенствовать умение различать предложения разных видов (по цели высказывания, по интонации); развивать умение самостоятельно работать с учебником; создать предпосылки для воспитания культуры речи.


Наглядные материалы и оборудование: учебник, проектор, доска, репродукция картины В.Поленова «Московский дворик», раздаточный материал для работы в группах.


Межпредметные связи: литература

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Распределительный диктант

Распределите словосочетание в зависимости от вида подчинительной связи:

Возраст деревьев, чистые воды, золотая осень, солдатская шинель, хрустальная ваза, лежат на полу, изобразил на картине, краски осени. пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить друга, гордиться делом, объединить усилия, , изучаешь грамматику, участник войны, говорить громко, очень красивый,

лес красив.

  • Беседа на повторение.

- Какую роль играют словосочетания?

- Из чего состоит словосочетание?

- Приведите примеры словосочетаний с разными типами связи.

  • Проверка домашнего задания.

  1. Мотивация учебной деятельности.

  • Рассказ учителем притчи.

- Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил ему доказать, что тот ничего не знает. Поймал бабочку, зажал её в руках и спрашивает: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках – мёртвая или живая?» Сам же думает: «Скажет: живая – я её умерщвлю, скажет: мёртвая – выпущу на волю». Мудрец подумал и сказал: «Всё в твоих руках!»

  • Беседа.

- Как вы понимаете это выражение «Всё в твоих руках!»

Смысл этой фразы таков- любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. Слово "В руках" надо понимать как - "В твоих силах", "В твоих возможностях", "В твоей власти".

Право выбора- то чем мы обладаем , а значит мы сами и творим свою судьбу - "собственными руками".


- В данный момент, что находится в ваших руках?

- А как вы понимаете смысл эпиграфа? (на доске)

- Почему человек понимает, что сказал или написал другой?

  1. Сообщение темы и цели урока.


  1. Работа над темой урока.

  • Работа с учебником. Изучение теоретического материала.

Выполнение упражнения 62 (устно).

Чтение теоретического материала на стр.44 - 45.

  • Тренировочное упражнение.

Распространите предложения, «оживите», «раскрасьте» описание. Каков стиль вашего текста?

Приближался вечер. Солнце село. Воздух посвежел. Упала роса. Повис туман. Пробежал ветерок. Зашелестели листья. Мелькнула птица. Мрак сгущался. Зажглись звёзды. Взошла луна. Журчал ручей. Слышалась песня.


  • Метод «Мозговой штурм».

- Какой знак препинания ставится в конце повествовательных и побудительных (невосклицательных) предложений? (точка)

- Какой знак препинания ставится в конце повествовательно- и побудительно-восклицательных предложений? (восклицательный знак)

- Какой знак препинания ставится в конце вопросительных предложений?

(вопросительный знак)

- Какой знак препинания ставится в конце вопросительно-восклицательных предложений?

(рядом ставится вопросительный и восклицательный знаки)

  • Практическая работа с языковым материалом. Работа в группах (дифференцированная).


Задание для 1 группы

Выписать из текста восклицательные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

На нашей улице живёт старейшая жительница села Екатерина Игнатьевна Твердохлеб. Да ты видел её прошлым летом! Ей сто лет. Представляешь, сколько старинных песен она знает?! Именно она помогла сберечь это народное богатство… Много лет Твердохлеб выращивала в местном хозяйстве сахарную свёклу, трудилась на животноводческой ферме. Многими орденами и медалями награждена эта удивительная женщина! А какая у неё красивая душа! Об этом рассказали нам сами песни, которые пела она в тот вечер. Обычно хлеб называют духом дома. Я бы добавил, что и песня является душой дома! А душой целого села являются такие люди, как Екатерина Игнатьевна Твердохлеб.


Задание для 2 группы

Выписать побудительные и вопросительные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

Старайся наблюдать окружающий мир. Вот сильный ветер раскидал скирды сена. Хочешь пробежаться утром по росе, как в детстве? Дыши полной грудью, лесной воздух чист и приятен. Загляни, дружок, в заросли черники. Правда, они густые? Может быть, слагая легенду, люди имели в виду саму ягоду чернику? Ведь она, действительно, настоящее сокровище.


Задание для 3 группы

Придумать и записать разные по цели высказывания предложения (по 1 предложению), подчеркнуть грамматическую основу.


  1. Физкультминутка.


  1. Закрепление изученного.


  • Творческая работа. (слайд)

Рассмотрите репродукцию картины Василия .Поленова «Золотая осень».

  1. Составьте её описание (4-5 предложений), используя простые распространённые предложения, можно с причастными оборотами.

  1. Обратная связь.

- Придумайте предложение со словом ОСЕНЬ.

Вывод: само слово ОСЕНЬ тоже является предложением.

Чтение стих-я про осень

  1. Домашнее задание.

Выучить теорию на стр.44 – 45; упр. 64 (1 уровень сложности); напишите мини-сочинение на тему «Осень», используя разные по цели высказывания предложения (2 уровень сложности).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что называется предложением?

- Что нового вы узнали о предложении?

- Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения?

Учащиеся выбирают карточку с эмоциональной характеристикой, которая, по их мнению, соответствует их работе на уроке.








































Приложение.


Задание для 1 группы

Выписать из текста восклицательные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

На нашей улице живёт старейшая жительница села Екатерина Игнатьевна Твердохлеб. Да ты видел её прошлым летом! Ей сто лет. Представляешь, сколько старинных песен она знает?! Именно она помогла сберечь это народное богатство… Много лет Твердохлеб выращивала в местном хозяйстве сахарную свёклу, трудилась на животноводческой ферме. Многими орденами и медалями награждена эта удивительная женщина! А какая у неё красивая душа! Об этом рассказали нам сами песни, которые пела она в тот вечер. Обычно хлеб называют духом дома. Я бы добавил, что и песня является душой дома! А душой целого села являются такие люди, как Екатерина Игнатьевна Твердохлеб.






Задание для 2 группы

Выписать побудительные и вопросительные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

Старайся наблюдать окружающий мир. Вот сильный ветер раскидал скирды сена. Хочешь пробежаться утром по росе, как в детстве? Дыши полной грудью, лесной воздух чист и приятен. Загляни, дружок, в заросли черники. Правда, они густые? Может быть, слагая легенду, люди имели в виду саму ягоду чернику? Ведь она, действительно, настоящее сокровище.







Задание для 3 группы

Придумать и записать разные по цели высказывания предложения (по 1 предложению), подчеркнуть грамматическую основу.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!