Изучение нового материала - Чем отличается народная сказка от литературной ? - Значит, сегодня мы узнаем, что такое литературная сказка. Чтение текста: Хорошая сказка всегда правдива, хотя и действуют в ней волшебники. В поведении сказочных героев скрыт намек – «добрым молодцам урок». Ведь для того писатели сказки придумывают, чтобы научить нас добру, узнавать друзей и врагов, бороться за справедливость. Во всех литературных сказках мы чувствуем великую детскую доброту авторов, которые умеют дарить людям радость. Когда в далекие времена сочинялись сказки, они не записывались, а сохранялись в памяти народа. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ, а сказки назывались народными. Но есть сказки, авторы которых нам хорошо известны. Сами себя они называют писателями – сказочниками. По образцу народных сказок они создали свои сказки. Такие сказки сохраняют имя автора и называются литературными. В литературной сказке нельзя ничего менять, у нее есть автор. Все мы любим сказки А.С.Пушкина, П.Ершова, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро. Создавая свои сказки, они обращались к народному творчеству, учились у народа. Литературные сказки похожи на народные, но мы узнаем автора, видим, что каждый писатель пишет по-своему. У каждого писателя своя манера сказочного повествования, свой неповторимый голос, своя интонация. Но всех их объединяет то, что они умеют разглядеть в обычном необыкновенное, умеют разговаривать с нами на языке сказки весело и занимательно. Задания к тексту. Выборочное чтение: Чему учат сказки? Какие сказки называются народными? Какие сказки называются литературными? Каких авторов сказок вы знаете? Как писатель пишет свои сказки? Для чего писатели – сказочники придумывают свои сказки? Составление диаграммы Венна: Народная Общие признаки Литературная
Нет автора учат добру, есть автор, добро побеждает зло, ничего нельзя менять, борьба за справедливость Прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию «А. С. Пушкин» разделить на известную, новую, интересную, непонятную. (Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - Я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно). - Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой. Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки. - Что понятно из текста, что нового в нем? А что непонятно вам в этом тексте? (Объяснение учителем непонятных моментов из текста и дополнение о поэте с демонстрацией слайдов.) - Откуда черпал Пушкин сюжеты для своих сказок? - Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. - Давайте знакомиться со «Сказкой о Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде». Знакомство с фольклорным вариантом сказки (народным). Арина Родионовна рассказывает маленькому Саше «Сказку о царе Салтане». Выразительное чтение текста. Прослушивание аудиозаписи оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - Ребята, знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков под большим впечатлением от сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане», которая до сих с огромным успехом ставится на сценах оперных театров. 4. Метод «Яркое пятно» (Работа по сказке) - На какие части можно разделить сказку? Выбор невесты. Обман царя. Чудесное спасение. (Учащиеся получают опережающее задание – выучить наизусть отрывки из «Сказки…») - Мы определили, что это волшебная литературная сказка. А какие жанровые особенности вы можете назвать? *троекратные повторы *волшебство и волшебные предметы *приключения *конфликт, борьба добра и зла *зачин, концовка Викторина по сказке (по вопросам, иллюстрациям) - Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста 1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? (В те поры война была) 2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) (Неведому зверушку) 3. Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу, и приплод … (что сделать?) (Тайно бросить в бездну вод) 4. Какую песенку пела белка? (Во саду ли, в огороде) 5.Разом пушки запалили, В колокольнях зазвонили, К морю сам идет Гвидон… Кого он встречает? Царя Салтана |