СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие коммуникативных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскроет понятие коммуникативных УУД. Познакомит с видами и группами коммуникативных универсальных учебных действий школьников.

Просмотр содержимого документа
«Понятие коммуникативных универсальных учебных действий»

Понятие коммуникативных универсальных учебных действий.

С понятием коммуникативных универсальных учебных действий мы впервые встретились, с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, вошедшего в учебную деятельность школ.

Если анализировать всевозможные источники информации, то мы можем заметить, что понятие коммуникативных универсальных учебных действий каждый трактует по-разному. Например, в педагогическом словаре под редакцией А.Ю. Коджаспирова понятие «коммуникативные умения», трактуется как процесс трансляции педагогом информации по средствам речи и соответствующего поведения, оказывающий содействие установлению контактов с классом, воздействующий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала.

Г.А. Урунтаева трактует «коммуникативные умения» как освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умения входить в контакт с человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что разрешает считать эти термины эквивалентами. Так, А.А. Леонтьев подчеркивает, что «общение есть не только взаимодействие людей в обществе, а в первую очередь взаимодействие людей как членов общества», тем самым, определяя общение как вид деятельности.

Все определения несут одну смысловую нагрузку, что общение и коммуникация имеют тесную взаимосвязь и взаимопроникновение. Хотя рассматривают коммуникацию как процесс обеспечения многофункциональности общения. А что же представляют из себя универсальные учебные действия?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию методом осознанного и деятельного присвоения нового социального опыта. В более узком, психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов воздействия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[5]

Большой Энциклопедический словарь трактует слово "универсальный" - общий, всеобщий, разносторонний; всеобъемлющий; пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "универсальный" - охватывающий всё или многое; многфункциональный всеобъемлющий; обладающий разными знаниями, навыками; разносторонний; выполняющий всевозможные функции.

Значит универсальные учебные действия - обобщенные действия, способствующие широкой ориентации обучающихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осмысление учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. [15]

Если соединить два определения и обобщить и конкретизировать, то получается, что коммуникативные универсальные учебные действия – это универсальные способы деятельности, которые взаимодействуют с познавательной и социальной учебной мотивацией, определяют характер учебного диалога на уроке, обеспечивают целенаправленную организацию учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, вырабатывают научный стиль мышления.

Следовательно, коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействия между обучающимися, которые обнаруживают возможность широкой ориентации

Рассмотрим все виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия снабжают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение сопоставлять поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также возможность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий.

Самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен ставить перед собой вопрос о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Нравственно-этическая сторона — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, снабжающий личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности. К ним относятся.

Целеполагание — как постановка учебной задачи на основе сопоставления того, что уже известно и постигнуто учащимся, и того, что еще незнакомо.

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.

Контроль в форме сверки способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ воздействия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Оценка — вскрыть и осознать учащимся того, что уже постигнуто и что еще подлежит изучить, рефлексия качества и уровня усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия охватывают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и развитие познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осмысленное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее действенных способов решения задач в зависимости от конкретной ситуации;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование;

реорганизация модели с целью раскрытия общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия: анализ; синтез;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

упорядоченное построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельная организация способов решения проблем творческого и поискового характера.

Остановимся и рассмотрим более подробно коммуникативные универсальные учебные действия, они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[45].

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - обнаружение, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

подчинение поведения партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы.

1.Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, нацелены на учет позиции собеседника или партнера по деятельности).

2.Коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели).

3. Коммуникация как условие интериоризации, коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Младший школьный возраст благоприятен для формирования коммуникативного компонента. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые раскрывают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является организация наилучших условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.[11]

Чтобы достичь этих целей, нужно модифицировать роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать настоящим организатором совместной работы с учениками, содействовать переходу к истинному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Сотрудничество - это совокупность способностей, сконцентрированных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности.

В современном, постоянно преображающемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро видоизменяется. Человек должен уметь быстро находить выход из положения, ориентироваться в пространстве, стремительно создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.[47]

В качестве параметров выступают:

·когнитивный характер - умение определять личные коммуникативные проблемы;

·поведенческий характер – умение управлять поведением; успешность коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией.

·эмотивный характер – умение владеть эмоциями.

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников и имеют практическое применение в образовательной среде.[10]

Когнитивный параметр: умение проявлять интерес к общению; протягивать руку помощи и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; не теряться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализация через всевозможные виды творчества в учебной деятельности.

Поведенческий характер: умение располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, тянуться к успеху, умение владеть речью, мимикой или жестами. Высказать свое мнение к происходящему, понимать качество своего поведения в коллективе, соблюдать нормы и принципы поведения.

Эмотивный: умение держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, контролировать силу голоса и темп речи не зависимо от ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.[14]

Из публикаций О.Н. Мостовой и И.Н.Агафоновой по стилю общения младшие школьники подразделяются на три типа.

Эгоцентрический тип - для них характерен высокий уровень положительного отношения к себе при возвышенной степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения в разных формах. Учащиеся этой группы ощущают наибольшие трудности в развитии коммуникативных универсальных учебных действий, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группе.

Дружелюбный тип - эту группу школьников отличает ярко выраженное поведение и наличие положительного отношения к одноклассникам. Основанием этого также является значительный уровень показателей дружелюбия, основательного социометрического статуса в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, значительный уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие и средние показатели эгоцентризма и эгоистических проявлений.

Неуверенный тип - эти учащиеся имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, при негативной Я-концепции и крайне недоверчивом, настороженном отношении ко всем окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Для них характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности в себе и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма. Эти обучающиеся испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных навыков.

В связи с этим можно считать, что создание в школе благоприятной среды приведет к успешному формированию навыков эффективного сотрудничества со сверстниками (и, как следствие выстраивание более ровных и эмоционально благоприятных отношений между ними) послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!