СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и юридические особенности договоров об оказании образовательных услуг.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие и юридические особенности договоров об оказании образовательных услуг.»

Понятие и юридические особенности договоров об оказании образовательных услуг.

Договор об оказании платных образовательных услуг является одним из видов гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, законодательством РФ об образовании, а также иными соответствующими подзаконными актами и локальными нормами образовательных организаций.

Образовательными организациями заключаются различные гражданско-правовые договоры на оказание образовательных услуг, такие как договоры на обучение по дополнительным образовательным программам, договоры на преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, договоры об оказании образовательных услуг по углубленному изучению отдельных учебных дисциплин, договоры на подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда и др.

Договоры об оказании образовательных услуг следует рассматривать как договоры об оказании возмездных услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг - это договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, взаимным, возмездным договором. Такую же характеристику дает и судебная практика Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 № 05АП-352/2008 по делу № А24-1457/2008 // СПС «КонсультантПлюс»..

Договор возмездного оказания услуг относится к числу консенсуальных договоров, это следует из легального определения, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статус, 1997. С. 308..

Договоры об оказании образовательных услуг как разновидность договоров возмездного оказания услуг являются консенсуальными, поскольку права и обязанности у сторон считаются возникшими в момент достижения соглашения между заказчиком образовательной услуги и ее исполнителем.

Анализ ст. 53 Закона об образовании показывает, что образовательные отношения, оформленные договором возмездного оказания услуг, возникают не с момента заключения договора, а после издания распорядительного акта (приказа) учебного заведения о приеме лица на обучение (п.1 ст. 53) и прекращаются с даты издания приказа об отчислении обучающегося из образовательного учреждения (п.1 ст.61 Закона об образовании) в связи с получением образования (завершением обучения). Данный промежуток времени Минобрнауки обозначило как период предоставления образовательной услуги (период обучения) Приказ Минобрнауки России от 21.11.2013 № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // Российская газета, № 48, 28.02.2014. Таким образом, Минобрнауки, разрабатывая ведомственные документы во исполнение Закона об образовании, выработало собственную интерпретацию словосочетания, применяемого в Законе об образовании. Трактовка данного словосочетания не представлена в ст. 2 Закона об образовании и п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг. Но в то же время обнаруживается изобилие различных вариантов обозначения одного и того же процесса (период обучения, период прохождения обучения, срок освоения образовательной программы, продолжительность обучения, срок обучения) и более широко - период получения образования (обучения и воспитания), применяемых при регулировании общественных отношений, возникающих в сфере образования. Конечно, такое положение только способствует правовой неопределенности в регулировании указанных общественных отношений, что и подтверждает имеющаяся судебная практика.

Для создания условий добросовестной конкуренции и соблюдения прав и законных интересов потенциальных получателей образовательных услуг образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также стоимость платных образовательных услуг должны быть размещены на официальном сайте образовательной организации (независимо от формы собственности). Причем сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора (ч.4 ст. 54). Однако специальные правовые последствия невыполнения данного требования в Федеральном законе № 273-ФЗ не закреплены.

В цивилистической литературе возмездные и безвозмездные сделки (договоры) различаются по соотношению возникающих из сделки прав и обязанностей. Возмездные сделки порождают правоотношения, в которых каждая из сторон вправе требовать от другой так или иначе определенного имущественного предоставления. В правоотношениях, возникающих из безвозмездных сделок, обязанность совершить то или иное имущественное представление лежит лишь на одной стороне, которой никакого встречного удовлетворения не причитается. Сделки возмездные те, в которых юридическое действие совершается за эквивалент, т.е. действию одной стороны соответствует действие другой, равносильное первому, почему и называется эквивалентом. Сделки безвозмездные не представляют эквивалента. Возмездный договор можно определить как такой, в котором обе стороны имеют имущественный интерес.

Договор возмездного оказания услуг - договор возмездный, что следует как из названия гл. 39 ГК РФ, так и из названия ст. 779 ГК РФ, а также из определения договора возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Исследуемые договоры являются разновидностью договора возмездного оказания услуг, следовательно, договоры об оказании образовательных услуг являются договорами возмездными.

Договоры об оказании образовательных услуг относятся к числу двусторонних взаимных договоров, ибо каждая сторона в них наделена правами и несет соответствующие этому праву обязанности.

Договоры об оказании образовательных услуг также относятся к договорам, заключаемым по воле сторон, т.е. к свободно заключаемым договорам, хотя возможны исключения для ряда случаев.

По способу заключения договоры могут быть договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ). Договор присоединения - это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Основное преимущество договоров присоединения состоит именно в быстроте их заключения, так как не требуется согласовывать условия договора с каждым контрагентом в отдельности. Кроме того, использование индивидуальной формы заключения некоторых договоров является нецелесообразным.

В законе указано два таких признака: во-первых, условия договора должны быть определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах; а во-вторых, такие условия могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Только при соблюдении указанных признаков конкретный договор можно считать договором присоединения, при этом необходимо сочетание обоих признаков.

Разумеется, легальное определение договора присоединения не свободно от недостатков. Из-за неоднозначной формулировки норм закона зачастую встает вопрос о том, что является критерием для отнесения того или иного договора к договору присоединения и как именно контрагент должен узнать о том, что он не вправе обсуждать, а тем более изменять предлагаемые условия договора. Наличие стандартной формы само по себе не свидетельствует о том, что контрагент не вправе влиять на содержание предлагаемого договора.

Отмечается, что квалифицирующим признаком договора присоединения является то, что единственным способом его заключения является полное и безоговорочное согласие с его условиями, т.е. полное принятие стандартной формы, «стандартных» условий договора. В отношении рассматриваемого договора законодатель прямо не установил требований относительно формы договора присоединения в ст. 428 ГК. Как следствие, подлежат применению условия о форме заключаемого договора, установленные для конкретной сделки.

Анализ юридических признаков договора об оказании образовательных услуг позволяет сделать вывод о том, что он существенно отличается от других смежных договорных обязательств и является самостоятельной разновидностью договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), хотя формально и назван в п. 2 ст. 779 ГК, т.е. относящимся к услугам по обучению.

Таким образом, договор об оказании образовательных услуг относится к так называемым непоименованным договорам, существенно отличается от других смежных гражданско-правовых договорных обязательств и является возмездным, консенсуальным, свободно заключаемым договором.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!