СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полтавская битва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Просмотр содержимого документа
«Полтавская битва»

Тема урока: Полтавская битва.

Цели и задачи урока: 1. Раскрыть значение Полтавской битвы как переломной в ходе Северной войны. 2. Выяснить причины победы русской армии под Полтавой. 3. Продол-жить формировать умение учащихся находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий. 4. Формировать умение анализировать и обобщать исторические явления на основе статистических данных. 5. Продолжить формировать умения работать с картой и планом-схемой.

Тип урока: изучение нового.

Основные понятия и термины: редут, гетман, Рада.

Оборудование: карта « Россия в I половине XVIII века», атласы, иллюстрация «Полтавская битва», фотография «Памятник Петру I».

План урока.

  1. Ход боевых действий в Польше.

  2. Битва при Лесной.

  3. Полтавское сражение. Его значение для хода Северной Войны.

  4. Прутский поход ПетраI.

Ход урока.

  1. Проверка д/з.

- В чем выразилось отставание России от передовых европейских стран?

- Пыталась ли Россия завоевать выход в моря?

- Решило ли взятие Азова проблему выхода в море?

-  Какие цели преследовало «Великое посольство»? Были ли они достигнуты?

-Какой была международная обстановка накануне Северной войны?

- Назовите главных участников Северной войны?

- Почему русские войска потерпели поражение под Нарвой?

- Какие новые задачи встали перед страной в связи с поражением?

- Расскажите о создании регулярной армии.

- Где Россия одержала свои первые победы? ( В Прибалтике – Шереметьев, взяты Дерпт и Нарва; победы в Ингрии –между Ладожским озером и Финским заливом; взята крепость Нотебург, отвоеваны земли по реке Неве). Показать на карте.

-Какое значение для хода Северной войны имело основание Петербурга?

II.  Изучение нового материала.

  1. Ход боевых действий в Польше.

- Возвратимся к событиям Северной войны. Если у русских дела шли хорошо, то у Августа II (короля Польши) дела шли все хуже и хуже. Карл XII вторгся в Польшу, захватил Варшаву, посадил на трон Польши своего ставленника Станислава Лещинского, принудил Августа II заключить с ним мир. Таким образом, Россия в борьбе с грозным противником осталась одна.

- В 1706 году Карл XII двинулся к русской границе. Русское войско сконцентрировалось в Гродно, на территории Белоруссии.

- Предположите, как могло отреагировать белорусское население на вторжение шведов? (мнения учащихся)

- А как было на самом деле, найти и прочитать в учебнике.

- Таким образом, русская армия, поддерживаемая белорусскими крестьянами, избегая невыгодного для себя сражения, отступала к Киеву.

2.  Битва при Лесной.

        - Как поступить русскому царю: преследовать Карла XII или встретить        Левенгаупта? (работа с учебником)

        - Почему Петр все-таки решил встретить корпус Левенгаупта и дать сражение?

        Запись в тетради: 28 сентября 1708г.- битва у деревни Лесное, «матерь Полтавской баталии»

        - Почему «матерью полтавской баталии» назвал Петр это сражение?

        Работа с терминами: гетман – начальник казацкого войска, верховный правитель у

                                казаков.

                                Рада – совет казацких старшин.

        - Борьба широко развернулась к весне 1709г., когда войска шведов подошли к Полтаве.

« И грянул бой, Полтавский бой…» (А.С.Пушкин)

3.Полтавская битва.

-Было решено под Полтавой дать генеральное сражение.

- Как вы понимаете, что такое генеральное сражение? В чем его важность? ( Генеральное – большое, главное, где участвуют все силы, важность состоит в том, что можно либо все потерять, либо приобрести).

- Были ли у шведов и русских генеральные сражения после поражения под Нарвой?

Запись в тетради: 27 июня 1709г. – Полтавская битва.

- Посмотрите на план – схему Полтавской битвы, давайте вместе попробуем представить как разворачивались события?  (работа по схеме сражения)

- Что из себя представляла местность, где должно пройти сражение?

- Как укреплен русский лагерь?

-Как расположены войска шведов?

-Что мешало шведам наносить удары с флангов?

( В тылу русских войск был высокий берег реки Ворсклы. Левый фланг упирался в малопроходимый лес до самой Полтавы. Противник не мог атаковать с запада, так как там был лес до деревни Малые Будищи. Между этим лесом и русским лагерем простиралась широкая ровная поляна. На ней и построил Карл свою 30-ти тысячную армию. Но пройти на эту поляну можно между лесами по узкому коридору, ширина которого всего 1,5 км. Петр, выбирая место будущей битвы, решил сузить этот коридор редутами.)

Работа с терминами: Редуты – четырехугольные земляные укрепления для круговой обороны. ( показать иллюстрации редутов)

 

- Посмотрите на расположение редутов, форму какой геометрической фигуры напоминает?

- Почему треугольника? ( раздробить боевой строй шведов)

-Днем, накануне битвы, Петр проводил смотр войск. Он был одет в темно-зеленый мундир с широкими красными обшлагами. Такую форму носила армия.

-Почему Петр надел форму солдат?

- К воинам Петр обратился с речью. Давайте зачитаем ее. К чему призывает Петр?

 ( читаем речь Петра)

- Вечером, проверяя дозоры, Карл был ранен в ногу казаками. Он появился перед своими войсками в носилках. «Несомый верными слугами, в качалке бледен, недвижим, страдая раной Карл явился, вожди героя шли за ним…» (Пушкин)

- Как вы думаете, какую речь мог произнести Карл своим воинам?  О чем им напомнить?

 ( о бывших победах и пообещать обед в русском лагере)

- Полтавский бой прекрасно описал Пушкин, послушаем отрывок.

(наизусть читает подготовленный ученик)

- Что происходило на поле боя?

- Вновь обращаемся к схеме. Шведы прошли редуты, армия Карла значительно поредела. Русская построена в две линии, пехота посередине, на флангах кавалерия, артиллерия впереди, а также между пехотой и конницей. Карл построил пехоту в середине, на флангах кавалерия, второй строй малочислен.  Бой начался в 8 часов утра, русские остановились на расстоянии полета пули, шведы шли вперед, завязалась рукопашная битва. Шведы потеснили левый фланг русских, тогда в атаку повел батальон второй линии сам Петр. Неприятеля остановили, когда в бой вступила кавалерия, шведы отступили. К 11 часам дня битва была выиграна.

- Определите причины победы русской армии. (тщательная подготовка к бою, храбрость воинов, полководческое искусство Петра, умелое перекрытие вероятных путей отступления противника, глубина боевого порядка в две линии, превосходство русской артиллерии, новшество – редуты)

- После победы, Петр пленных шведских офицеров пригласил на обед и первый тост поднял «за здоровье наших учителей – шведов».

- Объясните, что значит этот тост?

- Были бы изменения в русской армии без поражения под Нарвой?

-Предположите, какое значение имела Полтавская битва для всего хода Северной войны? (мнения учащихся)

- Прочитайте в учебнике, дополните свои ответы. (работа с учебником)

- Русских воинов, павших в битве, похоронили в двух братских могилах. Над ними насыпали высокий холм, на вершине которого поставили дубовый крест. Наградами отмечены все герои Полтавской битвы, все участники – памятными медалями. (показать изображение медали – на лицевой стороне изображен Петр, а на оборотной – сражающаяся пехота на фоне Полтавы с надписью «За Полтавскую баталию»).

4.Прутский поход.

- После поражения Карл бежал в Турцию, боясь усиления России Турция объявила России войну, военные действия начались в 1711г.

Запись в тетради: 1711г – Прутский поход.

-У русских было 40 тыс. человек, а турецкая армия насчитывала 110 тысяч. На берегу реки Прут произошла битва. Турки несли большие потери, русские оказались в окружении, они были утомлены, им не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. В этих условиях начались переговоры о мире.  Россия возвращала Турции крепости Азов, Таганрог и другие. После окончания войны с Турцией, все силы России были обращены на завершении борьбы за Балтийское море.

- Могли ли неудачи Прутского похода изменить новое положение России?

III.Итоги урока.

- В чем проявилось полководческое искусство Петра I и других военачальников в Полтавской битве?

-Каковы последствия Полтавской битвы для международного положения России? Для хода Северной войны?

Историческая задача:

Когда в 1812г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: « Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву».

- О чем предупреждал Наполеона русский генерал?

IV.Д/з. 

Подготовить рассказ о ходе Полтавской битвы от имени солдата 1) русской армии                      и 2) солдата шведской армии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!