Согласовано На заседании педагогического совета Председатель _________ | Согласовано На заседании Управляющего совета Председатель _____________ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № ---» _______ |
Протокол № _______ «____»____________20__г. | Протокол № _______ «____»____________20__г. | Приказ №_____ «____» _________ 20__г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья
в Муниципальном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №-----»
Ленинского района г. Саратова
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Образовательная организация:
3.1. Реализует основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.
3.2. Организует проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для детей с ОВЗ в образовательной организации.
3.3. Выявляет потребность в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
3.4. Обеспечивает выполнение мероприятий по созданию равного доступа детей с ОВЗ к обучению: оснащение образовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.
4. Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
5. Под специальными условиями обучения понимается внедрение адаптированных образовательных программ и методов развития и обучения, обеспечение учебниками, учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами, реализация индивидуальных, технических средств развития и обучения и доступность среды обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных детей в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.
6. Инклюзивное обучение, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися, организуется:
6.1. Посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе/группе.
2. Принципы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1.Основными принципами организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- добровольность участия детей с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
- обеспечение условий детям с ОВЗ для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;
- создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к получению ими общего образования;
- готовность педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
3. Порядок направления на инклюзивное (интегрированное) обучение
3.1. Решение о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное обучение принимают родители (законные представители).
3.2. Основанием для рассмотрения на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) вопроса о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное обучение является заявление его родителей (законных представителей).
3.3. На первые четыре месяца с момента организации инклюзивного обучения ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок инклюзивного обучения (пробно) в соответствии с заключением психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность инклюзивного обучения ребенка, инклюзивное обучение продолжается в данной образовательной организации. В случае, если по истечении испытательного срока ПМПк образовательной организации выносит заключение о невозможности в данной организации создать условия для инклюзивного обучения конкретного ребенка, руководитель образовательной организации информирует об этом его родителей (законных представителей).
В этом случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья направляется на ПМПК г. Саратова для решения вопроса о подборе оптимальной для него адаптированной программы либо иной образовательной организации.
3.4. Рекомендуемое количество детей-инвалидов, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, не должно превышать 2-3 человека с нарушением однородного характера, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в классе с детьми, обучающимися по программам общего образования, и не более 3 человек на класс.
4. Организация инклюзивного обучения
4.1. Содержание инклюзивного обучения детей в образовательной организации определяется вариативными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательной организацией самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
4.2. В ходе инклюзивного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и заключением и рекомендациями ПМПК.
4.3. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, включающих логопедическую, психологическую и медицинскую коррекции.
4.4. Общеобразовательная организация самостоятельно выбирает формы, средства и методы инклюзивного обучения и воспитания в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом образовательной организации. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения организация ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание индивидуальной программы реабилитации. При инклюзивном обучении допускается сочетание различных форм получения образования.
4.5. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией образовательной организации.
4.6 Образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья сопровождают педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
4.6. С детьми с ограниченными возможностями здоровья из трех или более параллельных классов организуются коррекционные занятия и уроки по таким учебным предметам федерального компонента учебного плана, как математика, русский язык, литература, которые проводятся учителем.
4.7. На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья выделяется в 1-4 классах – 5 часов, а в 5-11 классах – 6 часов в неделю.
4.8. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
4.9. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Положением об оценивании учащихся с ОВЗ, с учетом их особенностей развития.
4.10. Учащиеся c ограниченными возможностями здоровья, успешно усваивающие адаптированные образовательные программы, по решению школьного ПМПк и педагогического совета переводятся в следующий класс.
4.11. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения по решению школьного ПМПк, обучающиеся в установленном порядке направляются на дополнительную диагностику в ПМПК г. Саратова для получения рекомендаций.
4.12. Государственная итоговая аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.
4.13. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме инклюзивного обучения и успешно освоившие общеобразовательную программу получают документ об образовании установленного образца.
5. Участники образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения
5.1. Участниками образовательного процесса с инклюзивным обучением являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений, медицинские, педагогические работники образовательного учреждения, родители (законные представители).
5.2. При переводе обучающихся на инклюзивное обучение необходимо ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими образовательный процесс (учебным планом, расписанием, программой).
5.3. Права и обязанности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их родителей определяются Уставом организации и иными предусмотренными Уставом актами.
5.4. Образовательный процесс в режиме инклюзивного обучения осуществляется педагогами, прошедшими соответствующую переподготовку.
5.5. Специалистам, работающим в классах инклюзивного обучения, устанавливается доплата из стимулирующего характера из фонда заработной платы работников образовательной организации.
5.6. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги классов с инклюзивным обучением имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Управление образовательной организацией, работающей в режиме инклюзивного обучения
6.1. Управление образовательной организацией, работающей в режиме инклюзивного обучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации.
6.2. Наряду с обязанностями, определёнными Уставом образовательной организации, директор несёт персональную ответственность за создание условий для организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивает создание им необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима труда и отдыха; заключает договор с базовым учреждением, выполняющим роль ресурсного центра, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования.
6.3. Заместители директора образовательной организации несут дополнительную ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам, их обследование на ПМПК; оказывают содействие в работе школьного ПМПк; организуют работу педагогов по обучению и воспитанию этой категории обучающихся; отвечают за оснащение инклюзивного образовательного процесса учебно-наглядными пособиями и дидактическим материалом; оказывают методическую помощь педагогам в повышении их профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной педагогики и психологии; создают условия для выполнения режимных моментов в классах с инклюзивным обучением с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья обучающихся.