СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Полифункциональное развивающее оборудование/ игровое пособие для дошкольников "Волшебная полянка"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровое пособие для дошкольников "Волшебная полянка":

  • стимулирует сенсорные процессы;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Просмотр содержимого документа
««Полифункциональное развивающее оборудование/ игровое пособие для дошкольников "Волшебная полянка"»

МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый »






Методическая разработка


«Полифункциональное развивающее оборудование/

игровое пособие для дошкольников


«Волшебная полянка»






Выполнила:

Немна Светлана Александровна,

учитель-логопед



Пояснительная записка

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей их творческую активность.

Предметно-развивающая среда должна обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

Такой предметной средой может и должно стать полифункциональное оборудование и игрушки, которые могут быть изготовлены из различных материалов.

Использование полифункционального развивающего оборудования «Волшебная полянка» в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в образовательных областях:

  1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками. С помощью полифункционального оборудования дети учатся взаимодействовать друг с другом. У них формируются простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, замечают действия соседа.

  1. Речевое развитие - через обогащение словаря, в процессе увлекательной игры с оборудованием у детей формируются навыки общения.

  2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, количестве, части и целом.

  3. Художественно-эстетическое развитие - развитие сенсорного восприятия.

  4. Физическое развитие - через развитие мелкой моторики обеих рук повышается произвольность и координированность движений руки, формируется осознанность действий.

Чем больше вариантов использования одного пособия, тем больше функций оно выполняет, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.

Цель: Обогащение условий для полноценного развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

  • Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуального развития на основе практических действий, развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

  • Развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти, воображения, любознательности, творческой активности, формирование мелкой моторики и умелости рук;

  • Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве);

  • Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие способности к сочинительству, развитие связной речи и звукопроизношения;

  • Развитие восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного;

  • Закрепление положительных эмоциональных состояний;

  • Воспитание коммуникативных навыков.

Игровое пособие - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Оно многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач, может быть использовано для детей разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Подходит для работы с детьми ОВЗ. Деятельность с таким развивающим оборудованием у детей с особыми образовательными потребностями:

  • стимулирует сенсорные процессы;

  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

  • возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Вариации игр не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами и секторами.

Принципы создания игрового пособия:
  • Привлекательность для детей;

  • Доступность;

  • Многофункциональность;

  • Стимулирование познавательной активности детей;

  • Соответствие гигиеническим требованиям.











Паспорт методической разработки «Полифункциональное развивающее оборудование/ игровое пособие для дошкольников «Волшебная полянка»

Показатели

Характеристика разработки

Название развивающей игрушки/игрового

пособия

«Волшебная полянка»

Целевое назначение развивающей игрушки/игрового пособия

Обогащение условий для полноценного

развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Полифункциональность развивающей игрушки/игрового пособия

Использование в решении задач всех образовательных областей

Целевая группа развивающей игрушки/игрового пособия (возрастная группа (группы) дошкольников, для которых она подходит)

Может использоваться в работе с детьми от 2-х до 7-ми лет как в индивидуальной, так и в групповой форме

Краткое описание развивающей игрушки/игрового пособия

Бумажное многофункциональное развивающее игровое пособие. Состоит из картонного основания с отверстиями, разноцветных макетов цветов из картона на палочке, бабочек из цветной бумаги, макета пчелки из цветной бумаги.

Наличие технологической карты изготовления

развивающей игрушки/игрового пособия

Форма, материал, и дизайн для изготовления

пособия может быть разнообразным.

Экологические характеристики и безопасность материала игрушки/игрового пособия

Цветной картон и цветная бумага, клей и гуашь для изготовления полянки приобретены в магазине и соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормативам: не выделяют в атмосферу вредные вещества, не имеют неприятного запаха. Таким образом, процесс изготовления изделия не нанёс вред окружающей среде и жизнедеятельности человека.

Экономические характеристики (бюджет)

игрушки/игрового пособия

500 руб.

Аналоги развивающей игрушки/игрового

пособия (если есть)

есть






Методика использования развивающего оборудования/

игрового пособия для дошкольников.


Игровое развивающее пособие «Волшебная полянка» состоит из двух частей.

Первая часть «Разноцветные цветочки» предназначена как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми 2-4 лет. Осваивая цвет, малыши испытывают определенные трудности. Они путают синий и зеленый цвета, ошибаются в определении оттенков и т.п. В данном возрасте необходимо проводить игры с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей, а также отрабатывать четкое произношение почти всех звуков родного языка, исключая только шипящие и сонорные звуки, наиболее трудные для произношения. Варианты игры данного пособия помогут ребятам освоить материал.

Вторая часть «Собери цветы для Маши» предназначена как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми 4-7 лет в разных образовательных областях. Как известно, речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Также к этому возрасту у ребят формируется речевое дыхание, т.е. умение делать короткий вдох и умеренный выдох. Это позволяет им произносить фразу, состоящую из 4-6 слов на одном выдохе, без пауз. Также для детей старшего дошкольного возраста возможно использовать данное пособие для совершенствования умения считать в пределах 10 и дальше; для закрепления навыков порядкового счета; формирования понимания отношений рядом стоящих чисел; совершенствовать умение сравнивать предметы.


В развивающем оборудовании заложен громадный потенциал.

Это не только замечательное пособие, но и возможность с его помощью, в игровой форме, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения и сенсорное восприятие, а также развивать память, мышление, внимание, речь и творческие способности.

Полифункциональное оборудование используется в решении задач всех образовательных областей. В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи). Пособие может использоваться для организации совместной деятельности педагога с обучающимися как в совместной деятельности в ходе режимных моментов, так и при организации непосредственно образовательной деятельности.

Пособие обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников.

Дети могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее "Я", проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе. Также может использоваться в период адаптации ребенка в детском учреждении. В уголке уединения ребенок может поиграть с ней.

Познавательное развитие

Задачи: формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира; расширение кругозора детей; развитие всех компонентов речи.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

  1. Совершенствование навыка счета в пределах 10-ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом;

  1. Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой.

  2. Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);

  3. Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;

  4. Развитие внимания, памяти, наблюдательности;

  5. Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету;

  6. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

Речевое развитие

Задачи: развитие речи как средства общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Физическое развитие

Задачи: сохранение, укрепление физического и коррекция психического здоровья детей.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная.

Социально-коммуникативное развитие

Задачи: формирование готовности к совместной деятельности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Художественно - эстетическое развитие

Задачи: развитие цветовосприятия, эстетического отношения к окружающему миру; восприятие искусства, художественной литературы (рассказывание и прослушивание стихов и загадок по теме).

Приложения

  1. Варианты игр (занятий) с использованием развивающего пособия «Волшебная полянка»


Первая часть

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЦВЕТОЧКИ»

Цель: изучить и закрепить названия основных цветов и их оттенков, употребление их в речи; уточнить и закрепить математические представления у детей данного возраста; развитие речевого дыхания.

Задачи:

- образовательные: учить детей различать и называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый); учить детей сортировать, группировать по цвету; формирование элементарных математических представлений;

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, развивать зрительное восприятие, умение концентрировать внимание;

- воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: картонная полянка, разноцветные картонные цветы на палочке; бабочки из бумаги разноцветные, круги из цветной бумаги; макет пчелы из бумаги.

Ход игры:

- Послушай(те) и отгадай(те) загадку:

Они пахучи и милы,

Из них плетут венки,

На праздники дарят,

Как их называют? (Леонов В.А.) (Цветы)

1 вариант игры:

«А ну-ка подуй(те)!»

Игра на развитие речевого дыхания.

С помощью сильного и плавного выдоха подуть на листочки или цветочки, чтобы она зашевелились, а также можно подуть в трубочку, чтобы улетел цветочек.

2 вариант игры:

- «Найди(те) цветок для бабочки»

- «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

- Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д. Все бабочки спрятались их не видно».

- «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

- «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок. Они сели на такие же цветки, спрятались, их не видно. Молодцы, ребята, помогли всем бабочкам найти «свой» цветок. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, зелёная бабочка села на жёлтый цветок (не такой), теперь её хорошо видно».

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

- «Молодцы, ребята, помогли бабочкам! Теперь все видят, какие бабочки красивые, разноцветные.

3 вариант игры:

«Разноцветные кружочки»

Педагог показывает ребенку круг и говорит: Какого цвета? (Синий). Найди(те) такой же цветочек. (Ребенок подбирает цветок такого же цвета). Какого цвета круг? (Синий). Какого цвета цветок? (Синий). То же самое проделывается с кругом другого цвета.

4 вариант игры:

«Формы»

Нужно найти цветы по форме, а не по цвету.

5 вариант игры:

«Последовательность или что изменилось?»

Нужно повторить последовательность цветов.

Раскладываются круги разноцветные, ребенок должен выложить цветы в такой же последовательности.

Или поставить несколько цветов, ребенок должен запомнить, потом попросить закрыть глаза и убрать один цветок.

6 вариант игры:

«Один-много»

Можно выставить несколько цветов и попросить ребенка посчитать количество.

Также можно попросить собрать определенное количество цветов на полянке.

Закрепление понятий «один» - «много».


7 вариант игры:

Фонематическая гимнастика

Необходима для отрабатывания четкого произнесения звуков.

Пока Пчелка летит над полянкой и выбирает цветок, с которого собрать пыльцу, ты(вы) должен(ны) произносить звук а-а-а-а-а (или любой другой звук).

Вторая часть

«СОБЕРИ ЦВЕТЫ ДЛЯ МАШИ»

Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, навыков звукового анализа, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука (на примере [Р] и [Р`]) в словах, совершенствование математических умений, развитие речевого дыхания и сильного плавного выдоха.

Задачи:

- образовательные: уточнение и расширение словарного запаса; развитие понимания речи; формирование обобщающих понятий;

- развивающие: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением, творческого воображения;

- воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: картонная полянка, разноцветные картонные цветы на палочке; контурные изображения картинок, в названии которых есть звук [Р] и [Р`], макет пчелы из бумаги.

Ход игры:

- Послушай(те) и отгадай(те) загадку:

Они пахучи и милы,

Из них плетут венки,

На праздники дарят,

Как их называют? (Леонов В.А.) (Цветы)


1 вариант игры:

«Собери(те) звуки»

- У Маши День Рождения и Миша решил подарить ей букет цветов. Помоги(те) Мише. Выбирай(те) любой цветок, называй(те) картинки, которые изображены на нем, четко произнося звук [Р] и [Р`].

2 вариант игры:

«Найди(те) спрятанный звук»

- Выбери(те) только те цветы, в названии картинок которых звук [Р] и [Р`]) слышится в середине слова (либо в начале слова, либо в конце слова).

3 вариант игры:

«Живое-неживое» или «Съедобное-несъедобное»

- Выбери(те) цветы и назови(те) на картинках слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы или сначала съедобные предметы, а потом несъедобные.

4 вариант игры:

«Признак»

- Выбери(те) цветы, сгруппируйте картинки на них по определенному признаку: животные, цветы, фрукты, овощи и т.п.

5 вариант игры:

«Назови(те) ласково»

- Выбери(те) цветок. Я назову большой предмет, изображенный на картинке, а ты(вы) назовешь(те) маленький. Образец: ведро-ведерко.

6 вариант игры:

«А теперь похлопаем…»

- Выбери(те) цветок, прохлопай(те) в ладоши количество слогов в слове, изображенного на картинке.

7 вариант игры:

«Мой, моя, мои, моё»

- Выбери(те) цветок, назови(те) те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои, моё).

8 вариант игры:

«Ориентирование в пространстве»

Поставить по одному цветку по краям подставки и попросить определить положение цветов по отношению к себе (к преподавателю, относительно стены и т.д.) (Слева, справа, вверху, внизу, в правом верхнем углу и т.д.)

9 вариант игры:

Фонематическая гимнастика.

Пока Пчелка летит над полянкой и выбирает цветок, с которого собрать пыльцу, ты(вы) должен(ны) произносить звук р-р-р-р-р-р-р (или любой другой звук).

10 вариант игры:

«А ну-ка подуй(те)!»

Игра на развитие речевого дыхания

С помощью сильного и плавного выдоха подуть на листочки и цветочки.

11 вариант:

«Составь(те) рассказ» или «Продолжи предложение»

11 вариант:

С помощью данной игры можно автоматизировать любой другой звук.

Также можно использовать для дифференциации звуков.

12 вариант:

«Английский язык»

Также пособие может быть использовано при изучении английского языка. Темы: цвета, цифры, буквы.



13-… вариант:

Можно выставить несколько цветов и попросить ребенка посчитать общее количество, а затем на сколько больше или на сколько меньше цветов.

Также можно попросить собрать определенное количество цветов на полянке для закрепления навыков порядкового счета.

Возможны различные варианты игры:

«Отсчитай столько же»

«Найди пару»

«Посчитай, сколько?»

«Который по счету?»

«Угадай, что изменилось?»

«Что исчезло?»

«Один-много»


















  1. Технология изготовления «Волшебной полянки».
Разработка эскизов.

Эскиз. При создании эскиза необходимо найти композиционные решения, определить пропорции, форму, цвет, функциональность.

Этапы:

  1. Выбор и создание эскиза модели;

  2. Приготовить шаблоны из картона;

  3. Подготовка основания для полянки;

  4. Склеивание и покраска основания и цветов;

  5. Печать контуров изображений картинок;

  6. Подготовка дополнительного оборудования: бабочки, пчелка, кружочки.

Размеры, форма, материал и дизайн для изготовления игрушки может быть разнообразным.

Техника изготовления изделия - аппликация.

  1. В качестве основы для изготовления пособия я выбрала большие лотки из-под куриных яиц. 2 лотка склеила вместе, покрасила в зеленый цвет гуашью. Затем проткнула выступы в упаковке, для того чтобы в них можно было вставлять цветы.

  2. Далее из цветного картона вырезала макеты цветов разнообразных по цвету и форме, склеила по два шаблона вместе и вставила между коктейльную трубочку и приклеила листочки. Количество цветочков можно сделать любое в зависимости от заданий.

  3. Также подготовила из цветной бумаги и картона необходимое оборудование для занятий: макет пчелки, разноцветные круги, макеты бабочек.

  4. В итоге все элементы пособия поместила в большую пластиковую коробку, только сгруппировав по разным признакам в разные отделы.


Материалы:

1. Лотки из-под куриных яиц.

2. Цветной картон.

3. Цветная бумага.

4. Гуашь.

5. Клей ПВА.

6. Коктейльные трубочки.

7. Пластиковый ящик.

8. Пластиковый ящичек с отделениями.

9. Папка-скоросшиватель для характеристики оборудования и инструкции по изготовлению.



















  1. Фотографии игрового пособия «Волшебная полянка».

Полифункциональное пособие для дошкольников «Волшебная полянка»



Вариант игры «Разноцветные кружочки» и «Цвета и формы»

Вариант игры «Съедобное-несъедобное» или «Живое-неживое»



Вариант игры «Собери(те) звуки» или «Найди(те) спрятанный звук»



Вариант игры «Цветок для бабочки» и Фонетическая гимнастика

Игровая деятельность дошкольников










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!