Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Новотулка Питерского района Саратовской области»
Номинация: «Истории священные страницы»
Тема : «Поклонимся великим тем годам»
методическая разработка библиотечного урока
Автор разработки
Иванова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы,
библиотекарь МОУ «СОШ с. Новотулка»
мобильный телефон: 89179870321
электронная почта: olgaivanova82@yandex. ru
Цель:
воспитать патриотические чувства к историческому прошлому нашей
Родины, чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества,
память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил Великую Отечественную войну 1941 - 1945 годов.
Задачи:
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов;
привлечь внимание учащихся к чтению литературы патриотической тематики;
сохранить память о подвиге людей в Великой Отечественной войне1941- 1945 годов;
воспитать у учащихся понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне.
Форма проведения: Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
Оборудование зала: На стенах портреты воевавших дедов и прадедов детей, картинки с изображением солдат идущих в бой.
Подготовительная работа. За месяц до проведения данного библиотечного урока для учащихся организуется презентация книг «Поклонимся великим тем годам». После чего дети читают представленные произведения.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.
1 ученик:
Люди!
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена Война!
Ценою жизни куплена Победа.
Пусть это помнит шар земной всегда!
II. Вводная беседа.
Педагог – библиотекарь:
- Ребята, сегодня наше мероприятие посвящается 75 - летию Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне.
- Скажите мне, пожалуйста, ваше детство можно назвать счастливым? Почему?
- А как вы думаете, всегда ли детство детей было таким счастливым? (ответы детей)
- Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война — история. В 2020 году исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.
75 лет назад Неожиданно, без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия.
(звучит голос Левитана о начале войны)
Произнесите медленно слово В-О-Й-Н-А.
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(боль, голод, холод, разруха, страх, смерть, страдание, отчаяние)
- Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война. В воскресенье 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война…
Ведущий:
- 22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась наша Родина.
2 ученик.
Война!...Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы,
Все встали на борьбу – и стар, и мал.
Ведущий: Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень, разрушили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек.
– Четыре года войны.
– 1418 дней.
– 34 тысячи часов.
– И более 27 млн. погибших советских людей.
–А сколько было раненых, искалеченных войной судеб?! Сколько осталось вдов и сирот после войны?!
1 ученик
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена.
У многих на груди.
Кто носит орден боевой,
За подвиги в бою.
А кто – за подвиг трудовой,
В своем родном краю.
III. Постановка темы, целей.
Педагог - Библиотекарь. О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших, героями написано много рассказов, повестей и стихов.
Сегодня мы познакомимся с произведениями, рассказывающими о жизни детей, подростков во время войны. Перечитаем отрывки из этих произведений.
IV. Основная часть (представление произведений, беседа по прочитанным книгам, чтение отрывков).
Ведущий. Во время войны юные граждане наравне с взрослыми мужественно встали на защиту своей страны. Кто-то был разведчиком, кто-то партизаном, кто-то радистом.
1. «Рассказ танкиста», Твардовский Александр Трифонович
Педагог - Библиотекарь. В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.
- Расскажите, как мальчишка помог танкистам.
- О чём сожалел танкист?
2. «Сын полка», Катаев Валентин Петрович
Педагог - Библиотекарь. В известной повести «Сын полка» писатель Катаев В.П. рассказывает о мальчике, который осиротел в годы войны и стал сыном полка.
- Назовите главного героя произведения.
- Как жил Ваня до встречи с разведчиками?
- Какие чувства испытывали к нему разведчики?
- В каких эпизодах Ваня Солнцев проявил мужество, смелость?
3. «Девочка из города», Воронкова Любовь Фёдоровна
Педагог - Библиотекарь. Трудно жилось детям во время войны в городах и сёлах, занятых немцами. Тысячи детишек погибли в блокадном Ленинграде. А кто уцелел – были истощены голодом, измучены болезнями. Про жизнь девочки из блокадного Ленинграда рассказывается в произведении Любови Воронковой «Девочка из города».
4. «Посылка», Михалков Сергей Владимирович
Педагог - Библиотекарь. Известный детский писатель Михалков Сергей Владимирович в годы войны был на фронте, защищал свою Родину от врага. Тема войны находит отражение и в его творчестве.
- Какое произведение Михалкова Сергея Владимировича вы читали на часе чтения?
- Ребята, о чём говорится в произведении «Посылка»?
- Какую помощь оказывали дети фронту?
V. Обобщающая беседа.
- Какие произведения были представлены?
- О ком говорится в этих произведениях?
- Какие произведения вас взволновали? Почему?
VI. Разгадывание кроссворда.
Название стихотворения Михалкова С.В.:
Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита -
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!
(«Посылка»).
Автор произведения «Девочка из города», в котором говорится о судьбе ленинградской девочки (Воронкова).
Автор произведения «Девочка из Марьиной рощи» (Бринский).
Фамилия главного героя повести «Сын полка» (Солнцев).
Поэт, автор стихотворения «Рассказ танкиста» (Твардовский).
Поэт-фронтовик, детский писатель, автор гимна России (Михалков).
VI. Итог. Рефлексия.
Библиотекарь. Ребята, наш библиотечный урок заканчивается.
- Дополните, пожалуйста, предложения:
Ведущий: Пусть не будет тревожен вечный сон павших, пусть чистым и мирным будет рассвет живых. Пусть цветы, возложенные к подножию обелиска, будут доброй и светлой памятью тем, кто не вернулся с полей сражений, в сердцах и памяти людей герои будут жить вечно.
Педагог – библиотекарь
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Приложение
Краткое содержание произведений
Бринский А. «Девочка из Марьиной рощи».
В произведении автор рассказывает о радистке Наташе, девчонке из Марьиной роще, погибшей смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.
Воронкова Л. «Девочка из города».
В произведении рассказывается о судьбе девочки из блокадного Ленинграда. Главная героиня Валя потеряла во время войны родителей, а затем обрела новую семью.
Катаев В.П. «Сын полка».
Действие повести разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Советские разведчики обнаруживают осиротевшего мальчика Ваню Солнцева и приводят его в полк. Мальчик отказывается от отправки на фронт и остаётся на передовой. Мальчик становится сыном полка, разведчиком и артиллеристом. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовские училище. Юные суворовцы участвуют в военном параде на Красной площади.
Михалков С.В. «Посылка».
В стихотворении говорится о том, как пионеры собирали посылки для солдат, воевавших на фронте.
Твардовский А.Т. «Рассказ танкиста».
В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.