СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Покаяние - педагогический аспект (в свете учений святоотеческого наследия). Методическая разработка.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Покаяние - педагогический аспект". Методическая разработка может быть использована учителями общеобразовательного цикла во всех- образовательных учреждениях. Раскрыто понятие ПОКАЯНИЕ. Чем оно является по учению церкви? Чем отличается истинное покаяние от ложного? Для чего необходима добродетель ПОКАЯНИЕ? В чем заключается её сущность? Возможно ли покаяние после земной жизни?...

Просмотр содержимого документа
«Покаяние - педагогический аспект (в свете учений святоотеческого наследия). Методическая разработка.»

Воспитание традиционных ценностей. ПОКАЯНИЕ – педагогический аспект.

ПОКАЯНИЕ – ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ

По учению Святой Православной Церкви, покаяние является вторым крещением (1 определение). Возрожденный в Таинстве Крещения человек после совершения греха снова духовно умирает и, если он пребудет в этом состоянии до смерти, то он лишает себя всего того, что даровал Господь человечеству Своим пришествием на землю. Таким образом, по словам святителя Тихона Задонского: «Милосердие Божие не оставляет человека согрешающего и после крещения».

Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание на то, что  редко кто сохраняет благодать крещения, «большая часть принявших Таинство Крещения теряет ее. В иных, может быть, и положены добрые начала, но в ранние лета юноши, по собственному ли влечению или по соблазну от других, забывают их, начинают привыкать к худому. Все таковые не имеют уже в себе жизни истинно христианской; им снова надобно начинать ее. Святая вера наша предлагает для сего Таинство покаяния. Аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника (1 Ин. 2, 1).

Чем является покаяние по учению Церкви?

- вторым крещением

Что происходит с человеком после таинства, когда он совершит грех?

- снова духовно умирает


Что произойдет, если человек в таком состоянии будет находиться до смерти?

- лишит себя дара Господня


ПОКАЯНИЕ - ПРИМИРЯЮЩЕЕ СРЕДСТВО

ПОКАЯНИЕ – ПОСЛЕДНИЙ ДАР

Покаяние - примиряющее средство (2 определение), которое является уже последним даром (3 определение) милости Божией для спасения грешника. Педагогу важно объяснить своим воспитанникам: перед всяким человеком стоит единственный выбор: или каяться и иметь вечную блаженную жизнь, или продолжать творить зло и тем самым навлечь на себя вечное осуждение. Иного пути нет. Следовательно, человек, истинно желающий спасения, обязан прибегать к покаянию.


Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждает: «Мы грешим каждый день, каждый час, грешим мыслями, словами и делами. Грех преследует нас на всех путях нашей жизни, сопутствует нам на всех поприщах нашей деятельности. Некоторые из нас бесстрашно продолжают предаваться грехам и коснеют в них, что может привести нас к полному духовному омерщвлению.



жизнь вечная



покаяние


выбор



оставление себя

в грехах



вечная смерть


ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ



В чем состоит истинное покаяние?

- в исповеди содеянных грехов





Иоанн (Маслов) подчеркивает в своих трудах: «Искреннюю, чистосердечную исповедь старец Амвросий Оптинский считал неотъемлимой частью покаяния. Так, например, он поучает, что тяжелые душевные и телесные недуги большей частью являются следствием тяжких, а также не исповеданных согрешений».


Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь (говорится об исповеди). Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется другихдушевных немощей или греховных привычек и страстей Святой Праведный Иоанн Кронштадский).

Чем должно стать покаяние для человека?


- целожизненным подвигом в нравственном развитии

- спутником в Царство Небесное



Святитель Тихон Задонский говорит: «Считая покаяние одной из основ, на которой должна созидаться духовная жизнь человека (4 определение), он прежде всего старался возбудить в своей пастве чувство покаяния, являющееся началом всех видов христианского подвига

(5 определение)» (1:108; 5:21, 325).



ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ?

- на нем строится жизнь

- духовные подвиги

- (6 определение): является средством для внутреннего усвоения спасительных плодов искупления, совершенного Господом Иисусом Христом


К чему призывает пролитая на кресте кровь Христова?

- к покаянию(2:219)

- она для того и лилась из ран Христовых, чтобы принести людям свои плоды, которыми являются "обращение, покаяние, новая жизнь, отпущение грехов и спасение" (3:167). Господь со Своей стороны сделал все, чтобы спасти человека.


почему искупительная Жертва Христова

не приносит плода в не кающихся





не слышат голоса Сына Божия не оставляют греховной жизни



Такое состояние христианина святитель Тихон называет страшной неблагодарностью по отношению ко Христу Спасителю, "дражайшей Своей Кровью искупившему души наша к вечному животу". Давайте рассмотрим как поступает благодарный человек.


как поступает неблагодарный человек





оставляет небесные Блага, ищет тленные, земные

искупленные кровью Христа блага




В чем сущность земных благ?



-не приносят пользы для спасения души




Исходя из этого, педагогу важно объяснить воспитанникам, что никакие земные сокровища мира не могут сделать человека счастливым, не могут освободить его от греха, напротив еще больше сковывают его в пороках и беззакониях, что неминуемо приведет к угасанию духовной жизни и смерти.


Одежда души

Душа человеческая - безмерной цены, по истине и правде Божией, а люди крайне мало или совсем не ценят, не заботятся о ней, не очищают от терния страстей, не заботятся о покаянии (покайтесь), об очищении, об украшении (брачная одежда), утверждении, о стремлении всеми силами и способностями к небу, к небесному на земле житию, как делали святые: наше жительство на небесах (Флп. 3,20), (Иоанн Кронштадский).

Украшения души

Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра, укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде нежели получишь эти слезы, слезами покаяния; укрась себя младенческим, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь царей на душе эту утварь: склоняются к душе — Его милостивые взоры.( Святителя Игнатий Брянчанинов).

Покаяние есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали (Преподобный Ефрем Сирин).

Для того, чтобы подняться по этой лестнице Господь проявляет милость к живущим на земле:

- призывает всех к покаянию

- принимает кающихся

- милует ищущих помощи

- помогает обращающимся

- помогает подвизающимся

- слушает сердечные воздыхания

- исполняет прошения

- оставляет грехи (3:39).



какую великую возможность имеет человек на земле





изменить качества духовно переродиться

своей души через покаяние


Исходя из этого, педагогу важно помочь своим воспитанникам пройти земной путь дверями покаяния. Только тот, кто искренне желает избавиться от всего скверного и порочного, только тот, кто возненавидел грех, - способен стать на путь обновления всех духовных свойств. Святитель Василий Великий пишет: «Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Брось». Ведь, « грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека. Грехи- колючие терние теребящие непрестанно душу; грехи- греховная тьма»(Иоанн Крнштадский).


ПОКАЯНИЕ – ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ

(7 определение).



Возможно ли покаяние для перешедших в иной мир?


- НЕВОЗМОЖНО



Нет покаяния за гробом

Святитель Феофан Затворник предупреждает: « Коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства в грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение».

Святитель Тихон обращает увещевает: «При переходе в иной мир наступает иное времявремя суда и воздаяния, когда правда Божия требует ответа не только за нераскаянные грехи и беззакония, но и за каждое праздное слово (3:276). Если сейчас Господь по Своей милости призывает на покаяние, милует и помогает, то тогда "заключаются двери милосердия", прощение не имеет места, воздыхания и слезы не приносят плода (3:276; срав. 1:194).

На данном этапе, для педагога стоит очень важная и ответственная задача – донести до воспитанников ВСЮ серьезность его ВРЕМЕННОЙ жизни на земле. Очень весомо и образно вразумляет по этому поводу Игнатий Брянчанинов: «Для покаяния есть свой срок, и для чаши горестей есть своя мера. Определеяются вес и мера Богом».


Дорожить временем на земле нужно ежечастно

Отец Иоанн (Маслов) говорит: «Велика, отцы, братия и сестры, тайна времени. Каждая прошедшая минута приближает нас к переходу в иной мир. Наступит час, когда мы предстанем на суд Божий, и великий ужас и страх обымет нас, взирающих, как книги нашей жизни раскрываются, дела наши взвешиваются на весах правосудия Божия, а мы, безответны, стоим пред всевидящим оком Праведного Судии».




перед кем постыжается человек в день Страшного суда



перед всем миром






ангельским человеческим



Схиархимандрит Иоанн (Маслов) напоминает: « Нам, братья и сестры, следует помнить, что Бог, как везде присущий, всегда находится с нами, взирает на нас, видит все наши помышления и дела, что Он будет некогда судить нас на Страшном суде, где обнаружатся все наши мысли и дела, за которые мы должны будем отдать отчет. И, как говорит Священное Писание, одни пойдут в жизнь вечную, а другие — в муку вечную (Мф. 25, 46)».


Чтобы этого не произошло надо быть внимательным к голосу своей совести и слову Божию, которые способны ограждать христианина от греха, удержать его от нарушения заповедей Божиих (2:168). И пока душа пребывает в теле, для человека всегда открыт путь покаяния, а значит, и спасения.



О чем напоминает святитель Тихон грешникам, желая привести их

в покаяние?


- Господь медлит с наказанием грешника

-долготерпит, не желая его погибели и ожидая обращения(4:95)



Что представляет собой человек, который не исправляет свою жизнь?


- презирает закон Божий

- презирает Самого Бога

- прогневляет Творца злодеяниями

- отступает от Бога

- добровольно предается всякому злу

- уготовляет себе погибель(5:66)






как ведет себя нераскаянный грешник по отношению к Богу






противится не слышит призыва

к покаянию


Грешник есть то же, что человек, погруженный в глубокий сон.

Как крепко спящий, какая бы ни приблизилась опасность, не проснется сам и не встанет, если не подойдет кто сторонний и не разбудит его, — так и тот, кто погружен в греховный сон, не опомнится и не встанет, если не придет к нему на помощь Божественная благодать. По беспредельному милосердию Божию, она и готова для всех, всех обходит и всякому внятно взывает: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5, 14)(Святитель Феофан Затворник).      

Какова участь нераскаянных грешников?

- отлучатся от верных чад Божиих

- отлучатся от святых ангелов

- отлучатся от Бога

их ожидает:

- неутешный плач

- ужас

- отчаяние

- вечное мучение(4:97, 310).



Как проявляется кротость Господа на земле?


- терпит бесчиния людей

- не отнимает от них своей милости

- ищет их обращения(4:412).

- отвращающегося не отвращает

- отступившего призывает к покаянию(2:225)

- обращающегося грешника с любовью принимает(1:152)



Поэтому Иоанн (Маслов) говорит: «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать всего того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Самолюбие наше обыкновенно шепчет нам, что мы не хуже других людей, и силится разными способами извинить, оправдать наши злые дела. Под влиянием самолюбия иные люди, если замечают в себе какие-либо добрые расположения, уже считают себя благочестивыми и добродетельными, хотя в душе их скрываются и действуют разные похоти и страсти. По всем этим причинам многие люди совершенно забывают о покаянии.



Чем является долготерпение Божие для грешника?


- средством к покаянию


Поэтому кающийся должен приносить сугубое благодарение Богу за то, что ему вместо казни даруется Богом время на покаяние, исправление и творение добрых дел (2:211). Научить детей искренней благодарности – непростая задача. Для этого воспитанник должен опытно ощутить действия Таинства Покаяния внутри своего сердца. «Когда человек в покаянии снимает бремя греха, то иногда говорит: Слава Богу, свалилась гора с плечь!)(Святой Праведный Иоанн Кронштадский).


Как зло старается увести человека от покаяния?

- простирает свои сети

- внушает мысль отложить время покаяния до тяжелой болезни, до старости,

до смерти(1:187).


Как святитель Тихон предостерегает человека от зла?


С одной стороны: человек, откладывающий покаяние

- ожесточается

- не слушает призыва Божия

- подвергает себя опасности при случае внезапной смерти

- лишается надежды на спасение(2:46).


С другой стороны: откладывание покаяния указывает

- на нерадение грешника о своем спасении


В чем заключается опасность отлокладываяния покаяния?

Это является еще большей опасностью, потому что покаяние при тяжелой болезни или при смерти не всегда бывает полноценным. У немощного, говорит святитель, нередко и покаяние бывает немощное, а у умирающего — мертвое (1:116). Кроме того, тяжелобольные иногда теряют дар речи, часто бывают не в полном сознании; эти и многие другие причины являются для них непреодолимым препятствием для принесения истинного покаяния (1:116).


Отлагающий покаяние до конца своей жизни тем самым оскорбляет Бога? Потому что:

- жизнь дана для прославления Имени Божия

- некающийся грешник проводит жизнь для угождения своей плоти

- намерен каяться при окончании земной жизни (когда не может грешить)

- не выполняет своего высокого назначения(2:223; срав. 1:116).


Что из этого следует?

Христианин должен не последние дни, но молодость - лучшую часть своей жизни — посвятить Богу, угождать Ему и каяться в грехах. Только в таком случае он может быть готовым отойти в вечность с доброй надеждой на свое спасение (5:318).


что происходит, когда человек истинным сердцем

и своевременно обращается ко Господу





освобождается видит свои появляется хочет творить

от греховной заблуждения желание плоды, достойные

завесы и погибель исправиться покаяния




Что должен знать христианин, чтобы победить зло?



- зло не может преодолеть всемогущества и благодати Божией




Святитель Тихон предупреждал, чтобы христиане, отстав благодатью Божией от грехов, не смущались при воспоминании об этих грехах, но надеялись на милосердие Божие, потому что грехи их прощены и Господь подает им Свою милость (2:242). Для того и пришел в мир Христос, чтобы грешников спасти, поэтому и "радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся"

(Лк. 15, 7) (1:152).


Чем Господь утвердил свою милость обращающемуся грешнику?

- клятвой (чтобы человек не сомневался в своем спасении)

"Живу Аз, - говорит Господь, - не хощу смерти грешника, но еже обратится нечестивому от пути своего и живу быти ему" (Иез. 33,11) (1:152).


Что происходит, когда грешник со смирением и сокрушением

исповедуется?

- Бог без сомнения, с радостью простит грехи

- покроет своим милосердием

- не помянет на Страшном суде


Педагогу необходимо направить воспитанников на уклонение от всего злого, скверного, порочного. Для этого необходимо как можно чаще приучить учащихся рассматривать свои дела и поступки, строго испытывать их и направлять к спасительной цели.


средства избавления от греха






рассуждение о своей истинное раскаяние

греховности





В чем состоит искренне раскаяние?

- в сожалении и сердечном сокрушении о беззаконных своих поступках

- в стыде и осуждении себя за них перед всевидящим Богом

- в просьбе прощения


В этом случае кающийся признает себя достойным всякого наказания, начинает осуждать свои поступки, укорять, гневаться и негодовать на себя, и, таким образом, его сердце наполняется болезнью и печалью (5:96).



что свидетельствует об истиной печали по Богу





воздыхания слезы плач истинное покаяние



Сердечная печаль "по Богу", по словам святителя Тихона, не только очищает душевную скверну, но и удерживает от поползновения к греху, а слезами, проливаемыми при этом, "сетующая и скорбящая душа прохлаждается, как дождем воздух" (2:230).




Связь покаяния с молитвой

Кто истинно кается, тот с готовностью терпит всякую скорбь: голод и наготу, холод и жар, болезни и нищету, унижения и изгнания, неправды и клеветы, ибо душа стремится к Господу и не заботится о земном, но чистым умом молится Богу (Преподобный Силуан Афонский).

Какую печаль должны иметь кающиеся?

- не страх вечных мучений за свои злодеяния

- а сожаление, что Бога оскорбили(3:260).


Сердцеведец Господь, "исцеляющий сокрушенныя сердцем и обязующий сокрушения их" (Пс. 146, 3), не замедлит посетить в печали находящуюся душу и подать ей Свое спасительное утешение (3:358; срав. 2:301). Только тогда освободившаяся от бремени греха душа, сокрушенная печалью и утешенная благодатью Святого Духа, сможет предстать пред Богом как бы лицом к лицу и не только слушать каждое евангельское слово с вниманием как повеление, исходящее из уст Самого Бога, но и усердно стараться исполнять его (2:58).


Почему для немощного человека восстать от греховного сна

бывает трудно и даже невозможно?


- необходимо особое действие Божие


В связи с чем особобо обращает на себя поучения Иоанна Кронштадского: «Для спасения нас от греха Сыну Божию надо было смирить Себя до крайней степени. Он благоволил родиться в пастушеских яслях, так как ни в каком доме не нашлось места для Его Рождения; терпел гонения от Ирода и иудеев; жил в бедности, "не имея где главы подклонити" (Мф. 8, 20); ходил из города в город, из села в село; учил, проповедуя всем Евангелие царствия Божия; благотворил всем, исцелял болящих различными недугами, всем сочувствовал; всех спасти хотел и, приняв на Себя проклятие за грехи всех людей, благоволил претерпеть казнь на кресте самую ужасную, самую поносную и мучительную. Вот как грех противен Богу! Вот какой великой жертвы потребовала правда Божия за грехи человеческие! Невозможно грешнику примириться с Богом без веры и покаяния.»


Заблудиться от истинного пути и погибнуть

человек может сам, но восстать,

обратиться и спастись без Бога не может.




Господь каждому человеку дает свою БЛАГОДАТЬ:


- призывающую

- обращающую от греха




что происходит, что происходит,

если человек если человек

принимает благодать противится






спасается силой Божией не может спастись



Работа над собой совершается внутри, незримо для людей, она ведома только совести и Богу. Внешнее тут ничто. Оно есть конечно приличная оболочка, но не решительный свидетель, и тем менее производитель внутреннего.

Внешнее исправное поведение как часто бывает прекрасною наружностью гроба, полного костей!(Святитель Феофан Затворник).


Для вразумления грешников Господь посылал грешникам пророков

Святитель Тихон, ссылаясь на Священное Писание Ветхого Завета, говорит, что для вразумления грешников Господь посылал к ним пророков, дабы возвестить им путь спасения. Затем, приняв на Себя плоть, и Сам Он вступил на это великое и чудное дело, лишь бы "взыскать и спасти погибшего" (Лк. 19, 10) (2:227).



как Господь вразумляет грешников






посылает пророков сам принял на себя плоть


какими способами Господь призывает к покаянию







через внутренний обещаниями напоминанием напоминанием

голос совести временных и о смерти о вечных муках

вечных благ



Свободной же воле человека предоставляется опять таки выбор: или откликнуться на Божий призыв, или остаться глухим к нему и коснеть в бездне своих грехов (1:150; срав. 2:217).В данном контексте педагогу важно донести до воспитанников следующее: мысль человека не может быть нейтральной – она направлена либо на добро, либо обращена во зло. Мысли от ражаются в наших поступках и делах. Цель покаяния – обрести чистоту помыслов и все чтобы все поступки и дела были добрыми. Для этого понадобится перелом воли - огромная работа над собой.



Покаяние - болезненный перелом воли

Больше всего истинное покаяние характеризует болезненный перелом воли. Человек привык к худому; надобно теперь как бы раздирать себя. Он оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда беспристрастного . Кающийся испытывает болезни рождающих и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада(Феофан Затворник).

Далее святитель Феофан показывает болезненную внутреннюю борьбу человека, вступившего на путь обновления собственной души путем покаяния: «В кающемся — то страх, то легкая надежда, то болезнование, то легкое утешение, то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими и поставляют или держат его в состоянии разлагающегося, или расстающегося с жизнью, в чаянии, однако ж, восприятия новой.  Это болезненно, но спасительно, и так неизбежно, что кто не ощущал такого болезненного перелома, тот не начинал еще жить чрез покаяние».  «На данном этапе покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как творим зло всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное» (Иоанн Кронштадский).


КАКОЙ ПОСЛЕДНИЙ СПОСОБ УПОТРЕБЛЯЕТ БОГ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕРАСКАЯННЫМ ГРЕШНИКАМ?


- обличение от людей



С чем Святитель Тихон сравнивает такое обличение?

- с зеркалом, которое показывает все пороки на лице



как может подействовать на грешника обличительное слово







раскрывает душевные заставляет совесть

пороки загладить пороки просыпается

покаянием

Через сильное обличительное слово удобнее возбуждается его спящая совесть, которая может привести человека в покаянное чувство, а затем и к истинному покаянию (2:167—168).


действие совести




приводит в покаянное чувство к истинному покаянию



Совесть упрекает

Но "бывает, — учит о. Амвросий, — что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести».


Предостерегая своих воспитанников от страшной участи,приведем поучения святителя Тихона, который призывает всех к спасительным размышлениям о содеянных грехах. А это в свою очередь сможет привести человека к познанию мерзости греха и тяжелых его последствий, к осознанию, что грех есть величайшее зло, что все бедствия временные и вечные происходят от него, что именно он есть корень всех зол как в этой, так и в будущей жизни.



Да для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на страшном суде Христовом.

ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО, помогающее прийти к спасительному сокрушению сердца, служит сопоставление своей греховной жизни с законом Божиим (3:13), которое, как "молотом, печалью сокрушает сердце", а к сокрушенному сердцу не замедлит прийти и Евангельское утешение (5:104).



к чему приходит грешник, познавший свои немощи







к самоуничижению к самоуничижению видит видит

перед Богом перед людьми свой оскверненную

помраченный душу

ум и тело


Познав, таким образом, свои немощи, человек, "вменяет себя как дом или град опустошенный и разграбленный, или как путника, впадшего в разбойники" (5:26).


Душу христианина, проводящего жизнь греховную, иеросхимонах Амвросий Оптинский уподобляет вертепу мысленных разбойников. Душа же, очистившаяся покаянием и понуждающая себя к смирению, к кротости и любви как бы другим небом, потому что вселяется в нее благодать Божия и Сам Бог. "Христианские души, — пишет он в одном из писем, — пока добровольно предаются сластолюбию и другим телесным страстям, бывают подобны скотским яслям, заботятся только о корме и питании и ином телесном угождении; а когда обратятся к Богу с искренним покаянием и будут заботиться о воздержании и проводить жизнь благочестивую, тогда уподобятся небесному вместилищу, в котором обитает невместимый небесами Христос Бог".


Что начинает понимать грешник, имея такие чувства?

Имея в себе такие чувства, человек начинает понимать, что и на слово обличительное не должно ему никогда гневаться, потому что оно направлено не с целью унизить его человеческое достоинство, но против его пагубных привычек (2:167—168). В данном случае педагогу необходимо направить усилия, чтобы воспитанник учился в первую очередь следить за своими мыслями и поступками и никого не осуждал.


Иоанн Кронштадский предупреждает: «Говорил к уху вор вору, блудник блуднице, советуясь на грех; а тогда эти скверныя слова протрубятся, как в громогласную трубу, во услышаиие всей вселенной! О! какой стыд будет нам грешным! Но особенно постыдят нас те, которые, быв в этой жизни подобными нам грешниками, потом исправились истинным покаянием и сподобились быть во святых, между тем как мы остались без покаяния. А что сказать о тех, которые в этой жизни почитаются добрыми, правдивыми и святыми, а других осуждают? Не крайне ли они будут постыжены, когда тех, коих они осуждали и над коими смеялись и считали за грешников, увидят во славе, как праведников, а себя - пристыженными и, как антихристов, низверженными в бездну, потому что всяк, осуждающий брата своего, есть антихрист».


Что служит средством возбуждения от греха?

- воспоминания о вечных мучениях

"Вечная смерть или адское мучение сильно есть подвигнути человека к обращению", — пишет святитель Тихон (2:221).


Покаяние от веры неотлучно

Несомненная вера в то, что будут, по слову Господа, вечные муки для нераскаянных грешников, способствует коренному изменению, обновлению и очищению всех помышлений и чувствований человека.


как исправляется внутреннее состояние чело



появляется сердечная внимание к себе

молитва



Решительное и живое противление греху бывает только от ненависти к нему; ненависть к нему — от чувства зла от него; чувство же зла от него испытывается во всей силе в этом болезненном переломе в покаянии)(Феофан Затворник ).

Как поступает грешник, осознающий суетность земных благ?

- отвращается от мирских удовольствий

- борется с греховной скверной



Что приводит к истинному покаянию?

- размышление о Царствии Небесном

- о блаженной жизни праведных


Что возбуждает в человеке памятование о блаженной вечности?

- сильное желание оставить грех

- провести дни земной жизни в доброделании


А это, в свою очередь, не только настраивает душу на истинное покаяние (5:109), но и способствует к возвышению мыслей человека от вещей временных к вечным.

От рассуждения вечности разбойники, убийцы, грабители, блудники и блудницы и прочие тяжкие грешники сделались святыми и избранниками Божиими (5:209—210). (Симфония, с.724).


В чем заключается цель этих душеспасительных размышлений?

- создать в душе постоянное покаянное настроение


Педагогу необходимо учитывать главное: истинное покаяние есть не кратковременное или периодическое воспоминание и сокрушение о своих грехах, но целожизненный подвиг, постоянная душевная настроенность, занимающая исключительно важное место в деле спасения каждого человека.

Иоанн Маслов говорит: « На покаяние мы должны смотреть как на существующий наш долг, который должен быть постоянным и непрерывным подвигом всей земной жизни».


Старец иеросхимонах Амвросий Оптинский учит, что вся жизнь христианина должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека, так как без покаяния не может человек черпать силы из благодатного источника, Поэтому очень часто старец предостерегал от нечувствия и бесстрашия. "Если на одном конце деревни будут вешать, — говорил он, — на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдет».


Чем является для человека покаянное настроение?


Покаянное настроение является первейшим средством и в деле подготовления человека к принятию бесповоротного решения исправить свою жизнь, дать ей совершенно другое направление, чтобы стать действительно новым человеком во Христе (5:161), и всячески беречь себя от новых падений, как от смертоносного яда (2:231; срав. 2:127).


На основании этого схиархимандрит Иоанн (Маслов) дает следующие определения: покаяние есть полный духовно-нравственный переворот в человеке (8 определение), кардинальная перемена его внутренних настроений, стремлений и самой жизни ( 9 определение) (1:36).


Три момента в обращении грешников

В обращении грешников к Богу есть три момента: 1) возбуждение от греховного сна; 2) восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению; 3) облечение силою свыше на дело сие в Таинствах покаяния и причащения. (Святитель Феофан Затворник).

В чем заключается умирание греху?

- в окончательном оставлении греха


В чем заключается жизнь для Бога?

-в творении плодов, достойных покаяния


Что представляют собой эти плоды?


Эти плоды, или добродетели, являются следствием полной духовно-нравственной перемены и исправления сердца и всего внутреннего состояния в лучшее (1:144). Как сосуд, очищенный и наполненный благовонием, и вне себя издает благоухание, так и душа, очищенная от зла и наполненная добрыми мыслями и нравами, естественно, и вне себя творит все доброе, сообразное внутреннему состоянию (3:199).



Что представляет собой внутреннее перерождение при покаянии?


- источник добрых дел и слов

- основное условие приближения ко Христу и единения с Ним




"Не ногами, но сердцем приходим ко Христу, — говорит святитель,— не пременением места, но пременением воли и нравов" (4:308). Тогда и Христос, как Отец чадолюбивый, Сам приходит к ищущему Его грешнику и подает ему Свою милость (2:37).


Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари

Первые погибают, вторые спасаются. Берегите сознание своей греховности. Это самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись (Преподобный Варсонофий Оптинский).

Что представляет собой человек, который не заботится о стяжании

плодов покаяния и повторяет те же грехи?

-далек от спасительного пути

- прельщает свою совесть

- остается духовным мертвецом (2:235).


Только по безумию люди не идут на покаянный призыв Церкви. Безмерно долготерпение Божие, зовущее всех к покаянию, полное и совершенное прощение ниспосылается на воспользовавшихся благодатным покаянием (Иоанн Кронштадский).



ЛОЖНОЕ ПОКАЯНИЕ

Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная(Иоанн Кронштадский).

Что представляет собой истинно кающийся человек?

- всем существом стремится к Спасителю

- имеет твердую веру

- имеет надежду, что Господь примет его и простит, как блудного сына

Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы (Иоанн Кронштадский).

Вот почему святитель Тихон Задонский предостерегает нас:

« Возвращающийся после покаяния к тому же греху тем самым показывает не только свою неблагодарность Богу, но и маловерие. Вот почему, по словам святителя, Господь не прощает ему грехи (1:115), а покаяние в таком случае остается только церемонией, обрядом, совершаемым перед духовником и не приносящим никакой пользы» (3:347).


Что необходимо, чтобы покаяние стало основой духовно-нравственной жизни?


Чтобы покаяние стало действительно основой духовной жизни христианина, для этого ему необходимо контролировать каждый свой поступок, слова и мысли, так чтобы при малейшем нарушении заповедей Божиих спешить возвратиться с греховной стези на праведный путь к Богу. Так постепенно покаяние сможет перейти в навык, способствующий постоянной, повседневной духовной трезвенности (10 определение).


Почему повседневное покаяние должно быть как перед смертью?

- человек не знает дня своей смерти (5:319).



При этом святитель советует христианину учитывать, что Господь не столько смотрит на время, проведенное в покаянии или на слова молитв, сколько на усердие и сердечное расположение кающегося (1:8, срав. 1:151).


Как святительТихон показывает кающимся действенность покаяния, его силу и результат?

- в своих сочинениях приводит много примеров из Ветхого Завета


Что наглядно показывают эти примеры?

- Господь не отверг ни одного кающегося грешника

- ждет покаяния

- всякому обращающемуся подает Свою Божественную благодать

- помогает в земном пути

Покаяние подобно горе, на которой спасся праведный Лот от гнева Господа, попалившего Содом и Гоморру. На эту спасительную гору призывает святитель всех хотящих спастись: "Бежи убо, бежи, грешниче, в сию гору, пока еще гнев Божий, как огнь от Господа с небесе, не спал, и не озирайся вспять" (2:220). Бог также простил ниневитян, беззаконновавших, но покаявшихся, помиловал Манассию, царя Иудейского, и принимал после покаяния народ израильский, многократно отступавший от Него. В Новом Завете также имеется бесчисленное множество примеров, являющих милосердие Божие к кающимся грешникам: апостол Петр, трижды отвергшийся от своего Учителя и плакавший о своем согрешении, с любовью принят в лик апостольский; разбойнику, на кресте покаявшемуся, двери рая отворены. И вообще Господь устами пророка говорит: "Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быта ему" (Иез. 33, 11) (1:8; срав. 2:229)

Отец Иоанн(Маслов) пишет: «Многие святые утверждают, что и Иуда получил бы прощение, если бы решился приносить покаяние, но через сие (покаяние) получившему только прощение своего греха, но и прежнее апостольское достоинство... Евангелие тем начинается и оканчивается: покайтеся!» (Лекции по пастырскому богословию, с. 331).


СПАСИТЕЛЬНАЯ СИЛА ПОКАЯНИЯ

Раскрывая на приведенных примерах величайшую спасительную силу покаяния, святитель Тихон призывает всех христиан совлечься греховного рубища и покаянными слезами "убелить ризы душ (4:378).

Покаяние не только готовит христианина к вечной жизни и указывает путь в нее, но, сопровождая до гроба, отверзает ему и самые врата рая (5:105). Как пишет святой отец, покаяние есть и воскресение духовное

(11 определение). Пока человек находится во грехах, он, хотя и живой телесно, но духовно мертв. Поэтому через покаяние ему следует воскреснуть духом еще при жизни на земле, чтобы и в день всеобщего воскресения воскреснуть не для осуждения, но для вечной жизни на небесах (Ин. 5, 29)

«Тебе говорю, встань!»

Кроме того, слова Господа Иисуса Христа: «Тебе говорю: встань» относятся не столько к воскресению тела, сколько к душе человека, к этой бесценной жемчужине, которая по своему происхождению есть не что иное, как искра Божественной жизни. И поэтому человек должен больше заботиться о ней, нежели о теле, потому что смерть души гораздо важнее смерти телесной. Эта смерть духовная причиняется грехом, и этой смерти подвергается бесчисленное множество людей. По словам Священного Писания, человек был создан Творцом бессмертным. Смерти как таковой Он никогда бы не был причастен, если бы наши прародители не нарушили заповедь своего Творца. Смерть пришла в мир вместе с грехом и стала уделом для каждого человека. И если мы весьма сокрушаемся о потере наших родных и знакомых, которых похитила смерть, то это естественно. Но христианское учение этот вопрос рассматривает глубже и определеннее. Оно учит обращать больше внимания на бессмертную душу и всячески ограждать ее от греховной скверны, которая способна бывает умертвить в ней все доброе и святое и тем самым лишить ее вечной жизни в Боге .(Иоанн (Маслов)Избранные письма и проповеди, с.157).


Когда кающийся грешник может духовными очами увидеть Бога?

- когда в глубине сердца осознает свою греховность

- обратится к Богу

- воздаст Ему благодарение как своему Создателю и Искупителю


Тогда он сможет духовными очами увидеть перед собой Бога, по слову Псалмопевца: "Предзрех Господа предо мною выну" (Пс. 15, 8), и это будет верным признаком его "истинного покаяния и воскресения духовного" (4:156).


Существует ли смерть для истинно покаявшихся?

-Нет. Она утратила над ними свою силу



Иными словами, истинное обращение к Богу с сокрушенным сердцем, сожалением и плачем о своих согрешениях действительно освобождает человека от горести вечных мучений в жизни будущего века, ибо Господь судит не по прошлой греховной жизни, но по настоящей, и "не множество грехов погубляет грешника, но нераскаянное житие" (5:29; срав. 4:94).


Что предпочтительнее для человека, который несет покаянный подвиг и всеми силами уклоняется от зла?

- бедствовать

- терпеть всякую напасть

- принять смерть, чем согрешить


И если таковому по немощи и случится в чем согрешить, то он сокрушается и печалится, как бы что великое потерял, с глубочайшим смирением повергает себя перед Богом и богобоязненно взывает: "Отврати Лице Твое от грех моих" (Пс. 50, 11) (2:233).


Что бывает после исповеди, когда человек начинает новый образ

жизни?

- как бы вновь рождается

- начинает питать свою душу

- вместо пищи греха и страстей Питает душу: словом Божиим

Святыми Тайнами Христовыми

как действуют в человеке богоподобные свойства души,

освободившегося от гнета греха






человек становится терпеливым милостивым не осуждает вспоминает молится

сострадательным свое

окаянство



В очищенное от грехов и сокрушенное печалью сердце его приходит Христос со Своим утешением, которое состоит в отпущении грехов, даровании благодати Святого Духа и обетовании вечной жизни (5:104).



как преображает благодать человека





обновляет его украшает плодами делает храмом

добродетелей Духа Святого



Воспитанинники должны осознать:человек с обновленным сердцем становится чутким ко всякому доброму делу. Христианин находит в слове Божием для себя силы, чтобы "дела Божий делать и во пути заповедей Его идти" (2:232).


Чем более человек работает над своим внутренним устроением, очищает свою душу от пороков, тем яснее в ней начинает блистать образ Божий, "прекрасная и любезная его доброта" (3:89). И как стекло по мере очищения становится прозрачным и более способным пропускать через себя поток света, так и душа, обратившаяся от грехов к Богу, чем более покаянием и верою во Христа очищается от грехов, тем более и более просвещается благодатью Божией (2:47). Человек в таком состоянии сподобляется мира с Богом, благодатно воссоединяется с Ним и, будучи обновленным во всем нравственном своем существе, становится для Отца Небесного любимым сыном, для которого временная смерть уже не страшна (1:78).

Рекомендации педагогам, воспитывающих в детях покаянное чувство



По учению Святой Православной Церкви, покаяние является вторым крещением. Так случается в жизни, что человек, возрожденный в Таинстве Крещения, после совершения греха снова духовно умирает и, если он пребудет в таком состоянии до смерти, то он лишает себя всего того, что даровал Господь человечеству Своим пришествием на землю. Таким образом, по словам святителя Тихона Задонского: «Милосердие Божие не оставляет человека согрешающего и после крещения». Педагогу на первых порах важно посеять в воспитанниках надежду на обновление души.

Далее воспитанники должны прийти к главному. Перед каждым из них стоит единственный выбор: или каяться и иметь вечную блаженную жизнь, или продолжать творить зло и тем самым навлечь на себя вечное осуждение. Иного пути нет. Следовательно, ученик, истинно желающий спасения, обязан прибегать к покаянию.


Глинский старец, великолепный педагог схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждает: «Мы грешим каждый день, каждый час, грешим мыслями, словами и делами. Грех преследует нас на всех путях нашей жизни, сопутствует нам на всех поприщах нашей деятельности. Некоторые из нас бесстрашно продолжают предаваться грехам и коснеют в них, что может привести нас к полному духовному омерщвлению. В своих трудах отец Иоанн также подчеркивал: «Искреннюю, чистосердечную исповедь старец Амвросий Оптинский считал неотъемлимой частью покаяния. Так, например, он поучает, что тяжелые душевные и телесные недуги большей частью являются следствием тяжких, а также не исповеданных согрешений». Об этом надо знать не только детям, но и взрослым: педагогам, воспитателям, родителям.


Часто человек по слепоте своей духовной ищет только земных благ и удовольствий от них, который по словам Тихона Задонского «не приносят пользы для души». Педагогу необходимо приложить огромные усилия, чтобы отвратить детей от жестко навязываемого в наше время гламура, ломающего и извращающие вековые духовно-нравственные традиции русского общества. Для подвижников веры и благочестия было очевидно: никакие земные сокровища мира и заморские «новшества» не могут сделать человека счастливым, не могут освободить его от греха, напротив, еще страшнее сковывают его в пороках и беззакониях, что неминуемо приведет к угасанию духовной жизни и смерти.


Главное, что должны понять дети и подростки: «душа человеческая - безмерной цены, по истине и правде Божией, а люди крайне мало или совсем не ценят, не заботятся о ней, не очищают от терния страстей, не заботятся о покаянии (покайтесь), об очищении, об украшении

(брачная одежда), утверждении, о стремлении всеми силами и способностями к небу, к небесному на земле житию, как делали святые: наше жительство на небесах» (Флп. 3,20), (Иоанн Кронштадский).

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра, укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде, нежели получишь эти слезы, слезами покаяния; укрась себя младенческим, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь царей на душе эту утварь: склоняются к душе — Его милостивые взоры».

Помочь ученикам пройти путь дверями покаяния – самая главная жизненная задача для педагога. Только тот, кто искренне желает избавиться от всего скверного и порочного, только тот, кто возненавидел грех, - способен стать на путь обновления всех своих духовных свойств. Святитель Василий Великий пишет: «Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Брось». Ведь, «грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека. Грехи - колючие терние теребящие непрестанно душу; грехи- греховная тьма» (Иоанн Крнштадский).


Святитель Тихон обращает наше внимание: «При переходе в иной мир наступает иное время — время суда и воздаяния, когда правда Божия требует ответа не только за нераскаянные грехи и беззакония, но и за каждое праздное слово (3:276). Эта суровая правда жизни, о которой должны знать все педагоги и воспитанники. Очень весомо и образно вразумляет по этому поводу Игнатий Брянчанинов: «Для покаяния есть свой срок, и для чаши горестей есть своя мера. Определяются вес и мера Богом». Вот почему необходимо научить детей дорожить временем на земле ежечастно.


Иоанн (Маслов) говорит: «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать всего того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Самолюбие наше обыкновенно шепчет нам, что мы не хуже других людей, и силится разными способами извинить, оправдать наши злые дела. Под влиянием самолюбия иные люди, если замечают в себе какие-либо добрые расположения, уже считают себя благочестивыми и добродетельными, хотя в душе их скрываются и действуют разные похоти и страсти. По всем этим причинам многие люди совершенно забывают о покаянии.


Очень вразумительно Святитель Тихон Задонский отвечает нам: «В чем заключается опасность откладывание покаяния?» Покаяние при тяжелой болезни или при смерти не всегда бывает полноценным. У немощного, говорит святитель, нередко и покаяние бывает немощное, а у умирающего — мертвое (1:116). Кроме того, тяжелобольные иногда теряют дар речи, часто бывают не в полном сознании; эти и многие другие причины являются для них непреодолимым препятствием для принесения истинного покаяния (1:116). Эти предостережения касаются всех без исключения: малых и великих, богатых и бедных.


«Человек должен не последние дни, но молодость - лучшую часть своей жизни — посвятить Богу, угождать Ему и каяться в грехах. Только в таком случае он может быть готовым отойти в вечность с доброй надеждой на свое спасение»(5:318).


Заблудиться от истинного пути и погибнуть человек может сам, но восстать, обратиться и спастись без Бога не может.


Свободной воле человека предоставляется выбор: или откликнуться на Божий призыв, или остаться глухим к нему и коснеть в бездне своих грехов (1:150; срав. 2:217). В данном контексте педагогу важно донести до воспитанников следующее: мысль человека не может быть нейтральной – она направлена либо на добро, либо обращена во зло. Мысли отражаются в наших поступках и делах. Цель покаяния – обрести чистоту помыслов , чтобы все поступки и дела были добрыми. Для этого понадобится огромная работа над собой. Это болезненно, но спасительно, и так неизбежно, что кто не ощущал такого болезненного перелома, тот не начинал еще жить чрез покаяние».  «На данном этапе покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как творим зло всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное» (Иоанн Кронштадский).


Если воспитанник преобрел покаянный чувства, он начинает понимать, что и на слово обличительное не должно ему никогда гневаться, потому что оно направлено не с целью унизить его человеческое достоинство, но против его пагубных привычек (2:167—168). В данном случае педагогу необходимо

направить усилия, чтобы воспитанник учился в первую очередь следить за своими мыслями и поступками и никого не осуждал.


Педагогу необходимо учитывать: истинное покаяние есть не кратковременное или периодическое воспоминание и сокрушение о своих грехах, но целожизненный подвиг, постоянная душевная настроенность, занимающая исключительно важное место в деле спасения каждого человека.

Иоанн Маслов говорит: « На покаяние мы должны смотреть как на существующий наш долг, который должен быть постоянным и непрерывным подвигом всей земной жизни».


На основании этого схиархимандрит Иоанн (Маслов) дает следующие определения: покаяние есть полный духовно-нравственный переворот в человеке кардинальная перемена его внутренних настроений, стремлений и самой жизни (1:36).


При этом святитель советует христианину учитывать, что Господь не столько смотрит на время, проведенное в покаянии или на слова молитв, сколько на усердие и сердечное расположение кающегося (1:8, срав. 1:151).


Воспитанники должны осознать: человек с обновленным сердцем становится чутким ко всякому доброму делу. Христианин находит в слове Божием для себя силы, чтобы "дела Божий делать и во пути заповедей Его идти" (2:232).




Литература

  1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.

  2. Иоанн(Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002.

  3. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1995.

  4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.

  5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.

  6. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1995.









33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!