Тема 3. Поиск и анализ учебной, научной, научно-популярной литературы
Задания: Необходимо выделить ключевые слова, отражающие содержание представленной информации, на основе этих ключевых слов осуществить поиск аналогичной литературы с указанием ссылок. На основе выделенных ключевых слов, главного осуществить поиск литературы, содержащей расширенное описание представленного контекста с корректным указанием ссылок. Составление библиографического обзора по теме исследования.
Провести анализ стендовых докладов (введений к проекту) своих одноклассников.
Подбор необходимых ресурсов, в том числе информационных и материально-технических по проекту.
Например. Модель проекта: разделение смеси трех солей с помощью химических реакций, выделение индивидуальных веществ в исходном виде, контроль чистоты продукта с помощью качественных ионообменных реакций.
Что необходимо:
1) составить схему проведения эксперимента;
2) знать последовательность проведения операций;
3) знать качественные реакции для определения различных ионов;
4) уметь провести данные качественные реакции в соответствии
с правилами техники безопасности.
Определение необходимых знаний, умений, навыков для реализации проекта или проведения исследования
Примеры определения знаний, умений, навыков в проекте.
Дан текст повести Н. В. Гоголя «Нос». Нужно сформулировать, что необходимо знать, уметь, а также какие навыки необходимы для реализации проекта-квеста «В поисках Носа». Необходимо знать: 1) алгоритм анализа литературного текста и литературоведческих работ; 2) алгоритм написания сценария квеста; 3) правила проведения квеста. Необходимо уметь: 1) определять стратегию проектной работы (формулировать цель, задачи, выдвигать гипотезу, подбирать методы исследования); 2) владеть аудиторией, быстро реагировать на внештатные ситуации. Необходимо иметь навыки: 1) работы с текстом; 2) работы в команде; 3) работы с незнакомыми людьми. Дана общая модель исследования «Кристаллы — природные многогранники». Нужно сформулировать, что необходимо знать и уметь, чтобы провести исследование. Вариант ответа Необходимо знать: 1) определение многогранников и их элементов; 2) виды симметрии в математике; 3) геометрию кристаллов; 4) основные способы выращивания кристаллов; 5) определения и свойства геометрических фигур на плоскости; 6) особенности строения и свойства кристаллических тел; 7) значение кристаллов в природе и в жизни человека. Необходимо уметь: 1) изображать объемные фигуры на плоскости; 2) выявлять взаимосвязь между строением и значением кристаллов; 3) выращивать некоторые кристаллы в лабораторных условиях; 4) видеть основополагающее значение многогранников в химии; 5) находить нужную информацию различных источниках, пользоваться интернет-ресурсами.
Дана модель проекта «Издание электронного сборника рассказов современных отечественных писателей в жанре фэнтези». Нужно сформулировать, что необходимо знать и уметь для реализации данного проекта. Необходимо знать: 1) творчество лучших современных отечественных авторов фэнтези; 2) технологию издательского процесса. Необходимо уметь: 1) определять цели и задачи проекта, отбирать материал, соответствующий проекту (лучшие в художественном отношении и небольшие по объему рассказы); 2) выбирать принцип расположения материала, составлять предисловие, послесловие, комментарии, аннотации, биографические справки; 3) подбирать иллюстрации; 4) выполнять компьютерную верстку. Необходимо иметь навыки: 1) работы в команде; 2) редактирования, руководства издательским процессом.
Задание учащемуся по продукту проекта: что знает, умеет, чему может научить других, может ли продать продукт, масштабировать проект.
Проведение научного исследования
Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план, в котором необходимо указать цели планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
Пример таблицы:
Метод исследования | Цель исследования | Место проведения | Время проведения исследования |
| | | |
Процессуально-методологические схемы исследования
Процессуально методологические схемы исследования — это комплекс, сочетание, приоритеты, последовательность основных методологических элементов: концеп ции, гипотезы, подходов, методов, проблемы, анализа, про екта, рекомендаций, модели, цели, решений, способа, обучения.
Любое исследование предполагает определенную схему его проведения. В своем процессуальном осуществлении данные схемы могут иметь различное наполнение, что обусловлено характером исследуемой проблемы.
Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования.
5. Проведение и описание процесса исследования.
6. Анализ (обсуждение) результатов исследования.
7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования.
Однако различные виды исследования предполагают использование различных процессуальных схем. Например, это может выглядеть как «проблема — гипотеза — способ».
Осуществляется постановка проблемы исследования, выдвигается гипотеза о возможных методах ее решения, разрабатываются конкретные способы достижения результата. Таким образом, процессуально-методологические схемы могут иметь разнообразный вид: Проблема—гипотеза—решение; Гипотеза—модель—проблема—рекомендации; Модель—проблема—образование—решение; Анализ—гипотеза—проблема—решение—концепция и т. д.
Реализация любой схемы исследования в своем итоге имеет определенный результат. Результат — следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход. Научный результат — продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Результаты исследования могут быть непосредственными и опосредованными. Результаты исследования могут быть также основными и дополнительными.
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы:
– цель, задачи, гипотеза исследования;
– критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования;
– последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента);
– порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала;
– порядок и формы представления результатов исследования.
Замысел исследования определяет и его этапы.
Обычно исследование состоит из трех рабочих этапов. Первый этап включает в себя: – выбор научной проблемы и темы; – определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; – разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработку методики проведения
исследования;
– непосредственно специальные процессы самого научного исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап является заключительным.
Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования.
Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.
Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте.
Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Например, задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде: Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве. Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);
б) объяснительные (вскрывающие причины его);
в) описательно-объяснительные.
Второй этап исследования связан с реализацией методики исследования. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.
Третий этап – это внедрение полученных результатов в практику с литературным оформлением работы. Литературное оформление материалов исследования является неотъемлемой частью научного исследования и представляется трудоемким и очень ответственным делом.
Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и
трижды. Вначале — как методическая разработка проекта, которую
руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы
может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант(ы) проекта.
4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
9)Заказчик проекта.
10)Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11)Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12)Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13)Необходимое оборудование.
14)Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
15)Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16)Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17)Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных
выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
- четко организовать работу каждого участника проектной
группы;
- стать удобным коллектором информации и. справочником
на протяжении работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
- судить о личных достижениях и росте каждого участника
проекта на протяжении его выполнения;
- сэкономить время для поиска информации при проведении
в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов*;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета (Приложение 1);
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10)материалы к презентации (сценарий);
11)другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими,
в форме небольших набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.