СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поиск и анализ учебной, научной, научно-популярной литературы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план, в котором необходимо указать цели планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

Просмотр содержимого документа
«Поиск и анализ учебной, научной, научно-популярной литературы»

Тема 3. Поиск и анализ учебной, научной, научно-популярной литературы

Задания: Необходимо выделить ключевые слова, отражающие содержание представленной информации, на основе этих ключевых слов осуществить поиск аналогичной литературы с указанием ссылок. На основе выделенных ключевых слов, главного осуществить поиск литературы, содержащей расширенное описание представленного контекста с корректным указанием ссылок. Составление библиографического обзора по теме исследования.

Провести анализ стендовых докладов (введений к проекту) своих одноклассников.

Подбор необходимых ресурсов, в том числе информационных и материально-технических по проекту.

Например. Модель проекта: разделение смеси трех солей с  помощью химических реакций, выделение индивидуальных веществ в  исходном виде, контроль чистоты продукта с  помощью качественных ионообменных реакций.

Что необходимо:

1) составить схему проведения эксперимента;

2) знать последовательность проведения операций;

3) знать качественные реакции для определения различных ионов;

4) уметь провести данные качественные реакции в соответствии

с правилами техники безопасности.

Определение необходимых знаний, умений, навыков для реализации проекта или проведения исследования

Примеры определения знаний, умений, навыков в проекте.

Дан текст повести Н. В. Гоголя «Нос». Нужно сформулировать, что необходимо знать, уметь, а также какие навыки необходимы для реализации проекта-квеста «В поисках Носа». Необходимо знать: 1) алгоритм анализа литературного текста и литературоведческих работ; 2) алгоритм написания сценария квеста; 3) правила проведения квеста. Необходимо уметь: 1) определять стратегию проектной работы (формулировать цель, задачи, выдвигать гипотезу, подбирать методы исследования); 2) владеть аудиторией, быстро реагировать на внештатные ситуации. Необходимо иметь навыки: 1) работы с текстом; 2) работы в команде; 3) работы с незнакомыми людьми. Дана общая модель исследования «Кристаллы — природные многогранники». Нужно сформулировать, что необходимо знать и уметь, чтобы провести исследование. Вариант ответа Необходимо знать: 1) определение многогранников и их элементов; 2) виды симметрии в математике; 3) геометрию кристаллов; 4) основные способы выращивания кристаллов; 5) определения и свойства геометрических фигур на плоскости; 6) особенности строения и свойства кристаллических тел; 7) значение кристаллов в природе и в жизни человека. Необходимо уметь: 1) изображать объемные фигуры на плоскости; 2) выявлять взаимосвязь между строением и значением кристаллов; 3) выращивать некоторые кристаллы в лабораторных условиях; 4) видеть основополагающее значение многогранников в химии; 5) находить нужную информацию различных источниках, пользоваться интернет-ресурсами.

Дана модель проекта «Издание электронного сборника рассказов современных отечественных писателей в жанре фэнтези». Нужно сформулировать, что необходимо знать и уметь для реализации данного проекта. Необходимо знать: 1) творчество лучших современных отечественных авторов фэнтези; 2) технологию издательского процесса. Необходимо уметь: 1) определять цели и задачи проекта, отбирать материал, соответствующий проекту (лучшие в художественном отношении и небольшие по объему рассказы); 2) выбирать принцип расположения материала, составлять предисловие, послесловие, комментарии, аннотации, биографические справки; 3) подбирать иллюстрации; 4) выполнять компьютерную верстку. Необходимо иметь навыки: 1) работы в команде; 2) редактирования, руководства издательским процессом.

Задание учащемуся по продукту проекта: что знает, умеет, чему может научить других, может ли продать продукт, масштабировать проект.

Проведение научного исследования


Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план, в котором необходимо указать цели планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

Пример таблицы:

Метод

исследования

Цель исследования

Место

проведения


Время

проведения

исследования







Процессуально-методологические схемы исследования

Процессуально методологические схемы исследования — это комплекс, сочетание, приоритеты, последовательность основных методологических элементов: концеп ции, гипотезы, подходов, методов, проблемы, анализа, про екта, рекомендаций, модели, цели, решений, способа, обучения.

Любое исследование предполагает определенную схему его проведения. В своем процессуальном осуществлении данные схемы могут иметь различное наполнение, что обусловлено характером исследуемой проблемы.

Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:

1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования.

5. Проведение и описание процесса исследования.

6. Анализ (обсуждение) результатов исследования.

7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования.

Однако различные виды исследования предполагают использование различных процессуальных схем. Например, это может выглядеть как «проблема — гипотеза — способ».

Осуществляется постановка проблемы исследования, выдвигается гипотеза о возможных методах ее решения, разрабатываются конкретные способы достижения результата. Таким образом, процессуально-методологические схемы могут иметь разнообразный вид: Проблема—гипотеза—решение; Гипотеза—модель—проблема—рекомендации; Модель—проблема—образование—решение; Анализ—гипотеза—проблема—решение—концепция и т. д.

Реализация любой схемы исследования в своем итоге имеет определенный результат. Результат — следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход. Научный результат — продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Результаты исследования могут быть непосредственными и опосредованными. Результаты исследования могут быть также основными и дополнительными.

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы:

– цель, задачи, гипотеза исследования;

– критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования;

– последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента);

– порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала;

– порядок и формы представления результатов исследования.

Замысел исследования определяет и его этапы.

Обычно исследование состоит из трех рабочих этапов. Первый этап включает в себя: – выбор научной проблемы и темы; – определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; – разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

– выбор методов и разработку методики проведения

исследования;

– непосредственно специальные процессы самого научного исследования;

– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап является заключительным.

Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Первый этап состоит из выбора области сферы исследования.

Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.

Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте.

Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Например, задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде: Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве. Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);

б) объяснительные (вскрывающие причины его);

в) описательно-объяснительные.

Второй этап исследования связан с реализацией методики исследования. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.

Третий этап – это внедрение полученных результатов в практику с литературным оформлением работы. Литературное оформление материалов исследования является неотъемлемой частью научного исследования и представляется трудоемким и очень ответственным делом.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и
трижды. Вначале — как методическая разработка проекта, которую
руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы
может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1)  Название проекта.

2)  Руководитель проекта.

3)  Консультант(ы) проекта.

4)  Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5)  Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6)  Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7)  Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,           творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9)Заказчик проекта.

10)Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11)Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12)Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на   которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13)Необходимое оборудование.

14)Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,  личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15)Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16)Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму,  продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17)Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.


Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных

выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

-       четко организовать работу каждого участника проектной
группы;

-     стать удобным коллектором информации и. справочником
на протяжении работы над проектом;

-      объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

-      судить о личных достижениях и росте каждого участника
проекта на протяжении его выполнения;

-    сэкономить время для поиска информации при проведении
в дальнейшем других проектов, близких по теме.


В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов*;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета (Приложение 1);

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10)материалы к презентации (сценарий);

11)другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими,
в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!