СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации методического семинара в рамках школьного этапа всероссийского профессионального конкурса «учитель года-2019».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение различных форм и методов контроля на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации методического семинара в рамках школьного этапа всероссийского профессионального конкурса «учитель года-2019».»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2019».

ТЕМА: «Применение различных форм и методов контроля

качества знаний учащихся на уроках биологии».

« Дитя требует деятельность беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а её однообразием».

К.Д.Ушинский

Модернизация образования в России предусматривает обеспечение раскрытия способностей ребёнка в школе и дальнейшее развитие этих способностей на всех этапах обучения. Биологическая наука и её основы обладают огромной развивающей силой. Живую природу следует активно использовать для познания окружающего мира, для формирования научной картины мира, для творческого подхода к его изучению. Основной формой работы в современной школе является урок с типичными методами и формами опроса и контроля, которые делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники малоактивны, контроль воспринимают как проверку, необходимую учителю, но никак не деятельность, необходимую им самим. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» говорил В.А.Сухомлинский. Следовательно, важным является развитие у учащихся таких мыслительных действий, как анализ, рефлексия, оценивание своей успешности. Поэтому целью своей деятельности я считаю поиск и применение наиболее эффективных методов и форм контроля качества обученности учащихся по биологии.

Основные задачи работы по данному направлению заключаются в следующем:

  • раскрыть актуальность применения всех форм и методов контроля знаний на уроках биологии;

  • установить функции, виды и цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

  • определить место контроля при изучении биологии.

Вопросы выбора методов обучения, форм и функций контроля рассматриваются учёными-педагогами и психологами десятки лет. Но каждым учителем этот выбор определяется самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня компетентности. В традиционных вариантах методы обучения подразделяются на:

-методы преподавания,

-методы учения,

-методы контроля.

Педагогический контроль в обучении выполняет ряд функций:

-оценочную,

-стимулирующую,

-развивающую,

-обучающую,

-диагностическую,

-воспитательную и т.д.

Процесс контроля - это, с одной стороны, один из наиболее трудоёмких и ответственных моментов в обучении, связанный с острым психологическим напряжением, возникающим, как у учащихся, так и у учителя. А с другой стороны, правильный подход к выбору методов и форм проведения контроля способствует улучшению качества обучения школьников.

На своих уроках я использую следующие виды контроля:

- предварительный,

- текущий,

- тематический,

- рубежный,

- итоговый.

Проверку уровня знаний у учащихся по биологии можно разделить на три этапа:

  • предварительный;

  • текущий;

  • окончательный.

Предварительную проверку знаний по биологии провожу с целью диагностирования уровня знаний и навыков за предыдущие годы, четверти, необходимых для восприятия нового материала. Она проводится в начале четверти, учебного года. Результаты предварительной проверки дают мне представление о пробелах в знаниях учащихся и помогают своевременно организовать дополнительные занятия по биологии.

Текущая проверка знаний по биологии - это индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени. Данные этого вида проверки знаний позволяют мне систематически следить за подготовкой учащихся. Чем чаще тот или иной ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интереса к биологии.

Окончательную или итоговую проверку провожу обычно в конце изучения темы или раздела по биологии. Она в полной мере даёт представление о глубине и объёме приобретенных знаний, умений и навыков учащихся. На данный этап проверки уровня знаний обычно отвожу большую часть урока, нежели в предыдущих видах проверки. Поэтому на данном этапе учебного процесса можно сочетать несколько разнообразных методов проверки знаний учащихся.

Проверку знаний необходимо проводить на всех этапах учебного процесса в той или иной форме. Ведь одновременно с процессом проверки происходит уточнение и закрепление знаний. В процессе вербального выражения своего знания по предмету учащийся по-иному, более качественно осмысливает и сам предмет, и конкретную тему ответа. В связи с этим, надо полагать, любая проверка знаний, помимо того, что она несет обучающий характер, еще и, что важно, способствует большей осмысленности материала и, так сказать, прочности знаний учащихся.

Комплекс методов контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, семинары, рефераты, лабораторные работы, отчёты. Эту систему контролирования успеваемости учащихся использую постоянно в своей работе. Выбор формы контроля зависит от методов, содержания, цели, времени и т.д.

Контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии считаю важным звеном учебного процесса, от него зависит успех обучения предмету. Контроль – это «обратная связь» между мною и учеником, этап учебного процесса, когда я получаю информацию об эффективности обучения предмету. В связи с этим выделяю следующие цели контроля знаний и умений:

  • диагностика и корректировка знаний и умений учащихся;

  • учет результативности отдельного урока;

  • повышение мотивации к обучению.

Главным действующим лицом в процессе обучения является ученик. Следовательно, все происходящее на уроке должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. И на этапе контроля ученик должен ориентироваться только на имеющиеся у него знания и убедиться, что они соответствуют предъявленным требованиям. Думаю, это и есть основная цель контроля.

Стараюсь относиться к контролю как к деятельности, необходимой для ученика, в которой он может сам быть и проверяющим, и оценивающим. При такой форме проверки учащиеся оценивают степень собственной теоретической и практической подготовки, ощущают свои достижения, анализируют трудности, у них развивается самокритичность и ответственность.

Изучив и проанализировав современные программы и методические комплекты, я выделила для себя несколько традиционных форм контроля качества знаний и умений учащихся, которые реализую на своих уроках:

  • биологический диктант

  • тесты

  • письменная самостоятельная работа

  • проверочная работа

  • устный опрос-зачёт

  • лабораторная работа.

Биологический диктант - это форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. От остальных форм контроля его отличает краткость ответов. С помощью биологических диктантов я проверяю ограниченную область знаний учащихся: буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин; определения биологических явлений, формулировки научных фактов, биологических законов. Недостатком этой формы контроля считаю то, что биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми учащиеся овладели при изучении конкретной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм и может быть с успехом применена в сочетании с ними.

Тест.

Эта форма контроля предполагает выбор из предложенных вариантов правильного ответа. Тест тоже имеет своё преимущество перед остальными формами контроля: учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Несмотря на очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков, так как дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений учащихся. По результатам выполнения тестов я не могу проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Тестовые задания не могут заменить других форм контроля, но бесспорно, они открывают много новых возможностей при проведении в классе контрольного урока, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Главным недостатком этого метода считаю то, что он не даёт возможности проверить умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Эту проблему стараюсь ликвидировать сочетанием тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

Письменная самостоятельная работа.

Учащиеся должны дать свои обоснованные ответы на некоторое количество вопросов. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, задания по моделированию конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Так как самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, то она должна содержать небольшое количество вопросов.

Проверочная работа - это наиболее распространенная форма контроля. Традиционно проверочные работы по биологии провожу с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная проверочная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся по теме. Проверочные письменные работы содержат творческие задания с разным уровнем сложности, что позволяет проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания, обладают ли необходимым минимумом знаний по этой теме, на каком уровне они усвоили материал.

В проверочные работы стараюсь включать вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную высокую отметку, а я - возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

Лабораторная работа - это форма контроля, которая требует от учащихся не только сообразительности и наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в среднем звене.

Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля знаний в старших классах. Его достоинство в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учащимися позволяет выяснить сформированность биологического мировоззрения, пробелы в знаниях. Это наиболее индивидуализированная форма. Основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, я решаю, какие знания и умения целесообразно проверять и у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, поэтому для его проведения использую помощь ассистентов - наиболее успевающих учеников класса. Ценность зачета вижу в том, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.

В современной школе на выбор форм и методов контроля в рамках образовательного процесса значительное влияние оказывает использование электронных средств обучения. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе способствует повышению эффективности обучения биологии, делает преподавание предмета более современным, интересным и наглядным, а главное, помогает учителю организовать проверку усвоенного материала. На своих уроках я применяю компьютерное тестирование, как одну из возможных форм контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся, не умаляя достоинств и других традиционных форм контроля.

На основании своего личного опыта работы могу утверждать, что применение одной формы контроля не исключает другую, наоборот, предполагает их интеграцию. Нельзя полностью полагаться только на результаты самых лучших тестов и контрольных заданий. Есть много факторов, которые могут помешать ученику выполнить задание в соответствии с уровнем его способностей. Поэтому надо дать ученику выбор для проявления и реализации его способностей. Убеждена в том, что любую деятельность учителя должно сопровождать чувство меры и педагогическая целесообразность. Еще К.Д.Ушинский писал, что в работе учителя «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, настоящая разумная деятельность».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!