Поурочный план по географии
Дата 10.11.2020 Класс 6 № урока 9
Тема урока. «Подземные воды и ледники»
Цель урока. — сформировать понятие «подземные воды»;
— выявить причины образования подземных вод;
— выявить причины образования ледников;
Планируемые результаты
1.Предметные
1. Работать с понятиями подземные воды; водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа делать выводы.
2. Метапредметные:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
4Формировать умение работать в паре.
3. Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование : физическая карта полушарий, физическая карта России; фотографии ледников, подземных вод, ключей, курортов минеральных источников.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания (10 мин)
1. Что такое озеро?
2. В каких котловинах образуются озёра?
3. Как вы считаете, является ли озеро частью Мирового океана? Ответ обоснуйте.
4. Назовите и покажите самое большое, самое глубокое, самое высокогорное, самое солёное озеро.
5. Почему в одних озёрах вода солёная, а в других — пресная?
6. Каково значение болот?
II.Изучение нового материала (15 мин)
Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?”
Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.
Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики) (запись в тетрадь)
- У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)
- Какие условия необходимы для образования подземных вод?
Атмосферные осадки в достаточном количестве.
Способность горных пород пропускать воду.
Проведем опыт:
Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.
- Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)
- Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).
- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)
Далее в тетрадь переносим схему, иллюстрирующую различие горных пород по пропускной способности
Используя рис. 82 в учебнике и по схеме на доске, объясняю, как образуются подземные воды, при этом говорю, что они бывают грунтовыми, межпластовыми.
Физминутка
Ключи и родники - выходы подземных вод на поверхность (записываем в тетрадь)
Затем учащиеся выясняют, какие родники и ключи имеются в их местности (источник Сергия Радонежского). Какие легенды и предания связаны с ними?
Далее учащиеся переносят в тетрадь схему залегания подземных вод
Говоря о минеральных водах, подчёркиваю их лечебные свойства, привожу пример известного курорта «Пятигорский Нарзан». Из информации на этикетках от бутылок с минеральной водой, учащиеся узнают, какими целебными свойствами обладает эта вода
Формируя знания о ледниках, объясняю их строение, условия образования (рис 83), говорю о том, что ледники бывают покровными и горными, показываю по карте, где они располагаются.
III Закрепление (10 мин)
1.Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.
Состав водопроницаемых слоёв
Уровень грунтовых вод
Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)
Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)
2.Далее учащиеся самостоятельно читают фрагмент § 36«Что мы знаем о ледниках?» и составляют его план. (с взаимопроверкой)
Что мы знаем о ледниках?
1. Ледник - крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению
2. Условия образования- недостаток тепла снег не успевает полностью растаять (за полярными кругами, на больших высотах в горах)
3. Бывают- покровные и горные (Антарктида, Гренландия- покровные, горные- Беринга(Аляска), Федченко (Памир), Безенги (Кавказ))
7. От ледников откалываются айсберги
4. Питают реки
5. «Неприкосновенный запас пресной воды»
6. Объект туризма
Рефлексия
IV. Итог урока: (3 мин)
Выясняю у учащихся то, что нового они узнали на уроке и чем для них материал полезен, понравился ли им урок.
Ш.Домашнее задание (2мин)
1. Изучить § 36.
2. Ответить на вопросы 1—5.
3. Выполнить задание 6.
Что изучает география?
Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.
Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.
Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.
Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.
В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.
Физическая география
В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.
Землеведение изучает общие закономерности географической оболочки.
Геоморфология занимается рельефом, процессами его изменения.
Гляциология – наука о современных ледниках планеты, ископаемых льдах, ледяном покрове океанов.
Палеогеография изучает климат и поверхность Земли во время прошлых геологических эпох.
Биогеография выявляет принципы распространения экосистем, их изменение.
Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.
Социально-экономическая география
Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.
К социальной географии относятся науки о населении:
демография изучает процессы изменения численности населения в стране, возрастные особенности регионов;
этногеография – наука о народах, их культуре;
урбанистика занимается городской средой, ее развитием;
к рекреационной географии относятся материалы о местах отдыха и оздоровления.
Что мы узнали?
Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.