СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подземные воды и ледники

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подземные воды и ледники»


Поурочный план по географии

Дата 10.11.2020 Класс 6 № урока 9

Тема урока. «Подземные воды и ледники»

Цель урока. — сформировать понятие «подземные воды»;

— выявить причины образования подземных вод;

— выявить причины образования ледников;


Планируемые результаты

1.Предметные

1. Работать с понятиями подземные воды; водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

2. Метапредметные:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

4Формировать умение работать в паре.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Оборудование : физическая карта полушарий, физическая карта России; фотографии ледников, подземных вод, ключей, курортов минеральных источников.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания (10 мин)

1. Что такое озеро?

2. В каких котловинах образуются озёра?

3. Как вы считаете, является ли озеро частью Мирового океана? Ответ обоснуйте.

4. Назовите и покажите самое большое, самое глубокое, самое высокогорное, самое солёное озеро.

5. Почему в одних озёрах вода солёная, а в других — пресная?

6. Каково значение болот?

II.Изучение нового материала (15 мин)

 Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?” 

Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.

Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики) (запись в тетрадь)

- У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)

- Какие условия необходимы для образования подземных вод?

  1. Атмосферные осадки в достаточном количестве.

  2. Способность горных пород пропускать воду.

Проведем опыт:

Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.

- Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)

- Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).

- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)

Далее в тетрадь переносим схему, иллюстрирующую различие горных пород по пропускной способности

Используя рис. 82 в учебнике и по схеме на доске, объясняю, как образуются подземные воды, при этом говорю, что они бывают грунтовыми, межпластовыми.

Физминутка

Ключи и родники - выходы подземных вод на поверхность (записываем в тетрадь)

Затем учащиеся выясняют, какие родники и ключи имеются в их местности (источник Сергия Радонежского). Какие легенды и предания связаны с ними?

Далее учащиеся переносят в тетрадь схему залегания подземных вод

Говоря о минеральных водах, подчёркиваю их лечебные свойства, привожу пример известного курорта «Пятигорский Нарзан». Из информации на этикетках от бутылок с минеральной водой, учащиеся узнают, какими целебными свойствами обладает эта вода

Формируя знания о ледниках, объясняю их строение, условия образования (рис 83), говорю о том, что ледники бывают покровными и горными, показываю по карте, где они располагаются.

III Закрепление (10 мин)

1.Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.

  1. Состав водопроницаемых слоёв

  2. Уровень грунтовых вод

  3. Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)

  4. Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)

2.Далее учащиеся самостоятельно читают фрагмент § 36«Что мы знаем о ледниках?» и составляют его план. (с взаимопроверкой)

Что мы знаем о ледниках?

1. Ледник - крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению

2. Условия образования- недостаток тепла снег не успевает полностью растаять (за полярными кругами, на больших высотах в горах)

3. Бывают- покровные и горные (Антарктида, Гренландия- покровные, горные- Беринга(Аляска), Федченко (Памир), Безенги (Кавказ))

7. От ледников откалываются айсберги

4. Питают реки

5. «Неприкосновенный запас пресной воды»

6. Объект туризма

Рефлексия

IV. Итог урока: (3 мин)


Выясняю у учащихся то, что нового они узнали на уроке и чем для них материал полезен, понравился ли им урок.


Ш.Домашнее задание (2мин)

1. Изучить § 36.

2. Ответить на вопросы 1—5.

3. Выполнить задание 6.



















Что изучает география?

Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.

Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.

Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.

Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.

В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.

Физическая география

В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.

  • Землеведение изучает общие закономерности географической оболочки.

  • Геоморфология занимается рельефом, процессами его изменения.

  • Гляциология – наука о современных ледниках планеты, ископаемых льдах, ледяном покрове океанов.

  • Палеогеография изучает климат и поверхность Земли во время прошлых геологических эпох.

  • Биогеография выявляет принципы распространения экосистем, их изменение.

Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.

Социально-экономическая география

Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.

К социальной географии относятся науки о населении:

  • демография изучает процессы изменения численности населения в стране, возрастные особенности регионов;

  • этногеография – наука о народах, их культуре;

  • урбанистика занимается городской средой, ее развитием;

  • к рекреационной географии относятся материалы о местах отдыха и оздоровления.

Что мы узнали?

Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!