В настоящее время, когда массовая культура накладывает свой отпечаток на душу растущего, ещё не совсем сформировавшегося ребёнка, актуальна проблема воспитания детей с учетом национальных традиций. Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества. Кроме того, он будет открыт изучению и осознанию значимости культуры других народов, уважению к ним.
Сейчас большое внимание уделяется изучению мордовского языка. Это необходимо для того, чтобы с уважением относились к мордовскому языку, его истории и культуре, к родному краю. Ведь мы живём в Мордовии, а на мордовском языке порой не общаются даже в семьях, где родители мордва, а дети не только не говорят, но и не понимают мордовский язык. Мне кажется, не будет лишним, если дети будут изучать родной язык своей маленькой родины и познакомятся с обычаями мордовского народа.
Я считаю, что становление человека как полноценной личности неразрывно связано с его национальной культурой. Люди, отбирающие у народа необходимую для их полноценной социализации культурную «платформу», во многом обделяют будущее поколение относительно культуры, а главное, языка и дополнительных возможностей реализации.
Вот уже 5-ый год я занимаюсь проблемой занимательности уроков мокшанского языка в начальной и средней школе. Мне очень хотелось сделать уроки мокшанского языка уроками радости для детей.
На уроках мы знакомимся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, его традициями, обычаями, культурой и бытом мордвы, с праздниками, мордовскими писателями, художниками и т.д. Все это содействует расширению кругозора у учащихся, обогащает знания по географии, истории, литературе, музыке, изобразительному искусству и т.д. И это можно осуществить при условии использования межпредметных связей на уроках.
Для этого необходимо изучать программы и содержание смежного предмета: находить в нем материал, имеющий тематическую связь; привлекать дополнительную информацию на уроках мордовского языка. Большую роль в успешном осуществлении межпредметных связей оказывает также посещение уроков смежных предметов, определение общих учебных задач, совместное планирование отдельных уроков, совместная проверка общих заданий, изучение познавательных интересов и т.п.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Первоначально знания опирались на эмпирический опыт, который обогащался в результате наблюдения человека за явлениями природы и жизнью общества. Наступило время, когда потребовалась систематизация знаний.
Начался процесс дифференциации наук, приведший к раздельному преподаванию учебных дисциплин. В процессе этой дифференциации нарушалась естественная связь между предметами и явлениями реального мира. Выдающиеся педагоги прошлого замечали этот недостаток и делали попытки устранить его, требуя установления взаимосвязей между предметами в процессе обучения.
Так, выдающийся педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: « Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Наиболее подробное раскрытие идея межпредметных связей получила в педагогических сочинениях великого русского педагога К.Д.Ушинского. Использование межпредметных связей, как отмечал он, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей. И учащиеся усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если изучали их без взаимосвязей.
Итак, межпредметные связи – это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.
Межпредметные связи эффективны при использовании различных методических приемов, которые можно разделить на три основные группы:
1. Приемы, организующие межпредметную поисковую деятельность учащихся.
2. Приемы, организующие воспроизведение знаний из других предметов и способствующие решению межпредметных связей.
3. Вспомогательные приемы, обеспечивающие успех в межпредметной познавательной деятельности.
Насыщенность урока межпредметными связями может быть различной: от фрагмента до целиком межпредметного урока, как правило, обобщающего характера с определенной методикой построения.
Межпредметные связи используются на различных этапах урока, а именно:
1) при изучении нового материала;
2) при закреплении и обобщении ранее изученного;
3) в процессе проверки изученного тематического материала.
На основе межпредметных связей базируются нестандартные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
При проведении занятий по мордовскому языку практически на каждом уроке можно включить межпредметную связь с другими предметами.
Межпредметные связи мордовского языка с другими предметами:
1. Счет(Лувкссь). При изучении этой темы в разных классах мы видим межпредметную связь с математикой. Я задаю различные задания связанные с математикой. Например: решить примеры, посчитать количество предметов, решить задачи на смекалку, написать цифры в порядке возрастания или убывания и т.д.
2. Кудонь и вирень жувататне и нармоттне. Когда мы изучаем эти темы, то видим связь с окружающим миром, природоведением, биологией. При изучении животных мы узнаем, кто где живет, чем питаются, как зимуют, какую пользу приносят и т.д. О птицах мы узнаем, какие птицы являются перелетными, как они поют, где живут, какую пользу приносят и т.д.
3. Устное народное творчество. Изучая устное народное творчество мордовского народа на разных этапах обучения, мы обязательно выполняем различные задания, связанные с русским устным народным творчеством. Здесь мы видим межпредметную связь с литературой.
4. Города и села, реки, озера, леса РМ. При изучении этих тем мы упираемся на знания детей по географии, можно придумать много различных заданий на эту тему, например: найти что- то по карте, перечислить реки РМ, узнать с какими областями граничит РМ и т.д.
5. Композиторы РМ. Когда мы изучаем композиторов, мы обязательно слушаем их музыку, анализируем, рисуем картины, которые мы представляем, слушая музыку. Здесь мы видим межпредметную связь между музыкой, изобразительным искусством.
6. Культура и быт мордовского народа. Когда мы работаем над этой темой, мы делаем сравнительную характеристику с культорой и бытом русского народа, опираясь на знания по истории.
Список тем можно еще продолжить. Межпредметную связь можно найти практически по каждой теме.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ.
Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
Я прихожу к такому выводу: межпредметные связи на уроке необходимы. Они сближают предметы и в то же время сохраняют их самостоятельность.
Г.И.Беленький говорил: «Межпредметные связи хороши ещё и тем, что являются одной стороной более общей категории- отношения, другая сторона-отграничение. Сознавая связи между предметами, учащиеся одновременно видят границу между ними, что позволяет глубже и систематичнее осваивать учебный материал».
Межпредметные связи вносят в структуру урока элемент неожиданности, необычности, тем самым разнообразив урок. Сопоставляя и сравнивая материал,учащиеся развивают свои творческие и интеллектуальные способности.
Просмотр содержимого документа
««Использование межпредметных связей в преподавании мордовского языка»»