Подготовка к защите и защита научно-исследовательской работы
С оформленным проектом и рецензией учащийся допускается к публичному выступлению.
Выступление учащегося может проходить на научно-практической конференции школы, города, области. Искусно подготовленный доклад по защите написанной работы гарантирует успех и повышает шансы выступающего на хорошую оценку. Необходимо тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты. Что необходимо при этом учитывать?
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией.
Доклад можно разделить на 3 части.
I часть.
− Обоснование выбора темы, ее актуальность.
− Описание научной проблемы, способов работы над ней.
− Постановка цели и формулировка задач.
II часть. Самая большая часть по объему.− Предоставление краткого содержания глав.
− Круг использованных источников и научных подходов к проблеме.
− Новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенных версий, новые подходы к решению проблемы).
− Изложение основных собственных результатов проведенного исследования.
− Использование заранее подготовленных таблиц, схем, чертежей, графиков, видеороликов, слайдов, видеофильмов.
III часть.
− Кульминация выступления.
− Основные выводы по результатам исследования.
− Предложения по практическому использованию результатов, пути решения исследованной проблемы.
− Перспективы дальнейших исследований.
Несколько советов выступающим на открытой защите исследовательских работ.
Целесообразно заранее составить письменные тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения): изложение существа проблемы, цели, задачи работы, мнения ученых, собственные выводы, общие результаты работы (достигнуты ли цели и задачи).
Полезно накануне «проговорить» вслух свой доклад, засекая время (5-7 минут).
В ходе самого выступления не следует читать по бумажке, чтобы не сложилось впечатление, что выступающий не уверен в себе, в своих знаниях.
Необходимо помнить, что чем лучше оратор знает материал, тем увереннее он держится, яснее и убедительнее выражает свои мысли в устной форме.
Особое внимание обратите на речь, она должна быть грамматически точной, убедительной.
Следует избегать:
− злоупотребления иностранными словами, незнакомыми терминами;
− большого количества цитат, фактов;
− наличия слов-паразитов («так сказать», «значит», «как бы» и др.);
− преувеличенно громкой, эмоциональной, или, наоборот, скованной и невнятной речи;
− монотонности выступления, меняя темп и интонацию речи;
− искажения слова, его смысла или неверного ударения.
Старайтесь использовать простые предложения, точные формулировки. Можно потренировать свою речь и умение выступать перед аудиторией,
записывая себя на аудио или видеокассету.
Научитесь четко, по существу, отвечать на вопросы по теме исследования.
Не забывайте – перед тем, как отвечать на заданный вопрос, принято благодарить его автора.Подготовьте заранее качественный иллюстративный материал – таблицы, карты, рисунки и т.д.
Обратите внимание на культуру оформления представленных материалов (самой работы, наглядных материалов, включая мультимедиа – презентации, газеты, видеофильмы и др.).
Собственный внешний вид должен быть в меру демократичным и в меру
консервативным.