СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовимся к ВПР. Математика. 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР по русскому языку.»

Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 1. Диктант. Образец задания № 1.

Диктант.

Запиши текст под диктовку.

Текст диктанта

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ. 

Перед диктантом обязательно повторите все орфограммы и пунктограммы, изученные в начальной школе.

Все пунктограммы (правила постановки знаков препинания).Правила+ примеры.

  • Внимательно слушайте чтение учителя. Помните, что каждое предложение диктанта читается только два раза.

  • Прислушивайтесь к интонации учителя, она поможет вам понять, какой знак препинания ставится в том или ином случае.

  • После того, как весь диктант будет написан, проверьте его.

Способы проверки диктанта.
  • Первый способ. Проверяете каждое предложение (и орфограммы, и знаки препинания в нём).

  • Второй способ. Сначала проверяете правильность написания слов (читаете их по слогам), затем проверяйте поставку знаков препинания.







Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 2. Однородные члены предложения.

Текст диктанта

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

Задание 2.

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Ответ.

Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об однородных членах предложения и о членах предложения.

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

 

Главные члены предложения.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, они составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Оно отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.

Подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Сказуемое.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Оно отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что делает? и др.

Оно подчёркивается двумя чертами.

Сказуемое выражается глаголом.

 

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены предложения.

Определение.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Оно чаще всего выражается именем прилагательным.

Определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть все, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?).

Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

Дополнение подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство.

Обстоятельство отвечает на вопросы где? откуда? куда? как? и обозначает место, время, способ действия.

Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже.

Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • Внимательно прочитайте задание.

  • Поймите, какое предложение вам нужно найти в тексте, с какими однородными членами.

  • Вспомните, что однородны члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же предложению, являются одним и тем же членом предложения.

  • Если вам нужно найти предложение с однородными подлежащими, помните, что они отвечают на вопросы кто? что?

  • Если вам нужно найти предложение с однородными сказуемыми, помните, что они бывают выражены глаголом и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что делает? и др.

  • Если вам нужно найти предложение с однородными определениями, помните, что они отвечают на вопросы какой? чей?

  • Если вам нужно найти предложение с однородными дополнениями, помните, что они отвечают на вопросы косвенных падежей, то есть все, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?).

  • Если вам нужно найти предложение с однородными обстоятельствами, помните, что они отвечают на вопросы где? откуда? куда? как?

  • Выписав предложение, подчеркните в нём однородные члены предложения.

  • Проверьте ответ.















































Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 3. Главные члены предложения и части речи.

Задание 3.

Выпиши из текста 6-е предложение.

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Ответ.

Они поют в дружном хоре лесных птиц.

мест. глаг. предлог прил. сущ. прил. сущ.

подлежащее Они сказуемое поют в дружном хоре лесных птиц.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё о главных членах предложения и частях речи.

Главные члены предложения.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, они составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Оно отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.

Подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Сказуемое.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Оно отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что делает? и др.

Оно подчёркивается двумя чертами.

Сказуемое выражается глаголом.

Вспомним все части речи.

Выучите теорию.

Необходимо хорошо знать:

  • на какие вопросы отвечает часть речи,

  • что обозначает,

  • является она самостоятельной или служебной.

Задавайте вопросы к каждому слову, определяйте часть речи и надписывайте её НАД словом.

Предлагаю таблицу, которая поможет подготовиться к ВПР.

ТАБЛИЦА ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

Часть речи.

Вопросы.

Что обозначает.

Примеры.

Имя существительное.

Предмет.

Кто? Что?

Книга, дождь, молодёжь, счастье.

Имя прилагательное.

Признак предмета.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Красивый (какой?).

Красивая (какая?).

Красивое (какое?).

Красивые (какие?).

 

Имя местоимение.

Указывает на предмет, но не называет его.

Кто? Что? Какой? Сколько? и др.

кто? он (ребёнок).

что? он (дом).

Имя числительное.

Количество.

Сколько?

Порядок предметов при счёте.

Который?

Десять (сколько?).

Десятый (который?).

Глагол.

Действие или состояние предмета.

Что делать?

Что сделать?

Писать (что делать?).

Написать (что сделать?).

Наречие.

Признак действия.

Как? Когда? Где? Куда?

Откуда?

Очень красивый.

Очень красиво.

Ехал быстро.

Предлог.

Соединяет слова в словосочетании.

Над, из, под, в, от и др.

Союз.

Ставится между однородным членами и двумя простыми предложениями в сложном.

И, или, либо, а, но и др.

Частица.

1.Служит для отрицания, для образования форм слов, для выражения эмоций и чувств.

1.Не.

2.Бы.

3. Да, пусть, пускай, давай, давайте.

4. Же, ка, лишь,

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • Внимательно прочитайте задание.

  • Найдите в предложении главные члены: подлежащее (кто? что?) и сказуемое (что делает? что сделает? и др.)

  • Над каждым словом надпишите, какая это часть речи (вспомните части речи, используя предложенную выше таблицу). Задавайте вопросы, по вопросам определяйте части речи.

  • К служебным частям речи вопросы нельзя задать. Запомните, какие слова являются союзами, предлогами и частицами (см. таблицу).





Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 4. Ударение.

В задании № 4 даны 4 слова.

Вам, ребята, необходимо правильно расставить в них ударение.

Образец задания № 4.

4.Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

                 Алфавит, брала, занята, километр.

 

Ответ: алфавит, брала, занята, километр.

 

Как подготовиться к выполнению задания № 4?
  • Повторите орфоэпический минимум, который вы изучили в 1- 4 классах (Он дан ниже в таблицах).

  • Выделите среди данных слов те, в которых вы могли бы сделать ошибку при произношении.

  • Выпишите эти слова. Обратите на них особое внимание, чаще произносите вслух.

  • Помните, только постоянное повторение слов, правильное их произношение поможет вам запомнить ударение в словах.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Произносите правильно. 2 класс.

алфави́т

арбу́з, арбу́зы

балова́ться

бант, ба́нты

быть, была́, бы́ло

взять, взяла́, взя́ли, взя́ло

воро́та

впереди́

герб, гербы́

дари́ть, да́рит

дать, дала́, да́ли

дире́ктор, директора́

дождь [дощ’] и [дошт’]

зада́ть, за́дал, задала́, за́дали

звала́, зва́ли

звони́ть, звони́л, звони́т, звоня́т

инжене́р, инжене́ры

инструме́нт

киломе́тр, киломе́тры

кле́ить, кле́ю, кле́ит

коне́чно [шн]

кран, кра́ны

краси́вый, краси́вее

лёгкий [х’к’]

магази́н

музе́й [з’]

наро́чно [шн]

нача́ть, начала́, на́чали

о́блако, облака́

повтори́ть, повтори́л

помо́щник [шн’]

по́нял, поняла́

портфе́ль

простыня́, про́стыни

раку́шка

реме́нь

сантиме́тр, сантиме́тры

свёкла

сза́ди

скворе́чник [шн’]

ску́чный [шн]

слу́чай

стака́н, стака́ны

ста́туя

столя́р, столяры́

стро́чная (буква)

творо́г и тво́рог

торт, то́рты

ту́фля, ту́фли

цыга́н

что,

что́бы [шт]

шарф, ша́рфы

шофёр, шофёры

щаве́ль

яи́чница [шн’]

 3 класс.

алфави́т

анте́нна [тэ]

брать, брала́, бра́ли

взять, взяла́, взя́ли

догово́р, догово́ры

досу́г

жа́воронок, жа́воронки

ждать, ждала́, жда́ли

звать, звала́, зва́ли

звони́ть, звони́т, звоня́т

инструме́нт, инструме́нты

киломе́тр, киломе́тры

коне́чно [шн]

кран, кра́ны

краси́вее, краси́вей

лёгкий [х’к’],

легко́ [хк]

магази́н, магази́ны

ме́сяц, ме́сяцы

музе́й [з’]

на́чал, начала́, на́чали

повтори́ть, повтори́т

положи́ть, положу́, поло́жит

по́нял, поняла́, по́няли

простыня́, про́стыни

сантиме́тр, сантиме́тры

свёкла

сви́тер [тэ]

сего́дня [в]

скворе́чник [шн’]

ску́чный [шн]

ста́туя

столя́р, столяры́

сча́стье [щ’]

счётчик [щ’]

творо́г и тво́рог

те́ннис [тэ]

те́рмос [тэ]

торт, то́рты

тра́ктор, трактора́ и тра́кторы

ту́фля, ту́фли

фане́ра [н’]

форзац

хво́я

что,

что́бы [шт]

ша́рф, ша́рфы

шкаф, шкафы́

шоссе [сэ]

шофёр, шофёры

щаве́ль

яи́чница [шн’]

 

4 класс.

адрес, мн. ч. адреса

баловать, баловаться

брать, брала, брали

герб, мн. ч. гербы

дать, дала, дали

джемпер

директор, мн. ч. директора

договор, мн. ч. договоры

документ, мн. ч. документы

ждал, ждала, ждали

завидно

занят, занята, занято

запер, заперла, заперли

запломбировать

инженер, мн. ч. инженеры

искра, мн. ч. искры

каталог

километр, мн. ч. километры

клеить, клею, клеит

комбайнер и комбайнёр

компас

компьютер [т]

конечно [шн]

красивее

магазин

музей [з’]

начал, начала, начали

облегчить, облегчит

партер [т]

повторить, повторим

позвонить, позвоним

положить, положу, положим

понять, понял, поняла

портфель, мн. ч. портфели премировать

простыня, мн. ч. простыни

свитер [т]

сирота, мн. ч. сироты

скучно [шн]

средство, мн. ч. средства

статуя

столяр, мн. ч. столяры

творог и творог

теннис [т]

торт, мн. ч. торты

трактор, мн. ч. тракторы

трамвай

туфля, мн. ч. туфли

углубить

фанера [н’]

фольга

форзац, мн. ч.

форзацы

хаос и хаос (беспорядок)

хвоя

хозяин, мн. ч. хозяева

хочешь, хотим, хотят

цемент

что,

чтобы [шт]

шарф, мн. ч. шарфы

шоссе [сэ]

шофёр, мн. ч. шофёры

щавель

яичница [шн’]

 

























Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 5. Согласные звуки.

Задание 5.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

По скатам оврага журчат звонкие ручьи.

Ответ: оврага.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё о звонких и глухих согласных звуках.

Глухие согласные звуки целиком состоят из шума.

В образовании звонких согласных участвует голос — они состоят из шума и голоса.

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:

 

 

Помните, при произношении согласных может происходить оглушение или озвончение.

Оглушение – это произнесение звонкого согласного глухо, например, дуб [п].

Озвончение – это произнесение глухого согласного звонко, например, сделал [з].

 

Вспомним всё о твёрдых и мягких согласных звуках.

Твёрдые согласные произносятся твёрдо, мягкие – мягко.

Для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок ’ справа вверху. Например, ко[н’].

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары:

 Не имеют парных звуков:

твёрдые согласные [ж], [ш], [ц]

мягкие согласные [ч’], [щ’], [й’].

Помните, когда согласные звуки произносятся мягко:

перед Ь знаком: сталь [л,]

перед буквами Е, Ё, Ю, Я

Тема [т,]

Лёд [л,]

Дарю ,]

Взял [з,]

 

 Все правила вспомнили. Что делать дальше?

Внимательно прочитайте задание № 5.

Уясните, слово с какими согласными вам нужно найти: с мягкими, твёрдыми, глухими, звонкими, парными, непарными.

Тихо проговаривайте каждое слово, найдите правильное.

Запишите ответ. Помните, транскрипцию вам писать не нужно, доказывать, почему вы выбрали именно это слово, тоже не нужно. Просто выпишите его.


Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс.

Задание № 6. Основная мысль текста.


ТЕКСТ.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве « ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что … спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне ( и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е.В. Широниной)

 

Задание 6.

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. 

Ответ.

В России есть много необычных, удивительных или забавных памятников.


РЕКОМЕНДАЦИИ.


Вспомним теорию.

Тема текста – это то, О ЧЁМ в нём говорится (например, о природе, о Родине).

Основная мысль текста – что хотел сказать автор о теме текста, его оценка, отношение к тому, о чём он написал.

(например, природу нужно беречь, любовь к Родине- одно из основных чувств человека).

Внимательно прочитайте текст.

Ответьте себе на вопрос: о чём этот текст (одним словом или словосочетанием), то есть определите тему текста.

Подумайте, для чего автор написал этот текст, что он хотел им сказать, какую мысль донеси, то есть определите основную мысль текста (одно предложение).

Запишите ответ.

Проверьте, нет ли ошибок.
















Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 7. Составление плана текста.


Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1)

2)

3)

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве « ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что … спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне ( и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е.В. Широниной)

Примерный план.

  1. Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске.

  2. Памятник зайцу в Псковской области.

  3. Как заяц спас жизнь А.С. Пушкину.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • Составить план текста – это значит кратко выразить по пунктам его содержание.

Легче всего пункты плана составлять по каждому абзацу.

  • В предложенном тексте вы, ребята, уже определи его основную мысль (задание № 6), прочитали текст, знаете содержание.

  • Теперь внимательно прочитайте каждый абзац, определите его содержание, о чём в нём говорится. Сформулируйте ответ в виде повествовательного предложения.

  • Пункт плана может быть сформулирован и в виде словосочетания.

Подсказка.

Если бы вас спросили, о чём каждый абзац, как кратко вы ответили бы на этот вопрос. Свой ответ красиво сформулируйте одним простым повествовательным предложением.

  • Помните, что по заданию у вас должно быть 3 пункта плана (столько же в тексте будет абзацев).

  • Запишите план.

  • Проверьте, нет ли ошибок.











































Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 8. Вопрос по тексту.

 Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве « ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что … спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне ( и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е.В. Широниной)

Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста.

  • Почему памятник букве «ё» поставлен в Ульяновске?

  • Какую букву придумал русский писатель Н.М. Карамзин?

  • Что писали вместо буквы «ё» до её изобретения?

  • Где находится памятник зайцу?

Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста

РЕКОМЕНДАЦИИ.

По предложенному тексту вы, ребята, уже выполнили два задания: определили его основную мысль (задание № 6), составили план (задание №7). Теперь вам нужно задать вопрос, чтобы узнать, а как текст поняли ваши одноклассники. Это сделать довольно просто, ведь вы сами так хорошо уже знаете, о чём этот текст.

Как составить вопрос по содержанию текста?

  • Самый простой вариант – это использовать пункты вашего плана.

Примеры.

1.Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске.

В каком городе поставлен памятник букве «ё»?

  1. Памятник зайцу в Псковской области.

Где и почему поставлен памятник зайцу?

  1. Как заяц спас жизнь А.С. Пушкину.

Как заяц спас жизнь А.С. Пушкину?

  • Можно составить вопрос, конкретизируя пункты плана.

Пример.

1.Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске.

Почему памятник букве «ё» поставлен именно в Ульяновске?

  • Наконец, вопрос можно задать по содержанию, которое в плане не отражено.

Примеры.

Какую букву придумал русский писатель Н.М. Карамзин?

Что писали вместо буквы «ё» до её изобретения?


Таким образом, задать вопрос несложно, если вы, ребята, хорошо поняли текст.

Будьте внимательны, выполняя задания № 6 и № 7, тогда задание № 8 станет для вас совсем простым.



































Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 9. Определение значения слова.


Как ты понимаешь значение слова «столица» («в столицу») из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.

(9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей.

Примерный ответ.

Столица – это главный город государства.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Лексическое значение слова – это то, какой смысл мы вкладываем в него, чем оно отличается от всех остальных слов.

  • Внимательно прочитайте предложение, в котором находится слово, значение которого вам нужно определить.

  • Помните, что бывают многозначные слова, то есть имеющие несколько значений. Вам нужно определить, в каком значении слов употреблено в данном конкретном предложении.

  • Своё понимание значения слова запишите в виде предложения.

Примеры.

Столица – это главный город государства.

Столица – это главный город государства, в котором находятся Правительство и Президент.





















Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 10. Синонимы.

Задание 10.

Замени слово «известный» из 3-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё».

Ответ.

Известный – знаменитый

РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • Сначала вспомним всё о синонимах

Синонимы – это слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Примеры.

Родина, Отечество.

Чудесный, сказочный.

Шалить, баловаться.

  • Внимательно прочитайте предложение, помните, синонимов может быть несколько, вам нужно подобрать такой, который лучше всего подходит по смыслу в данном контексте.

  • Подберите к слову синонимы (2-3), подумайте, какой выберете для ответа.

  • Запишите ответ.



















Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 11. Состав слова.


В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

 корень, суффикс, окончание. Выпиши это слово, обозначь его части.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.

Ответ.

памятников

памят- корень

-ник- суффикс

-ов- окончание

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё о составе слова.

Часть слова.

Определение.

Корень.

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Приставка.

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс.

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Окончание.

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание образует форму слова.

Основа.

Часть слова без окончания.

Вспомните, как графически обозначаются части слова.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • Внимательно прочитайте задание.

  • Поймите, какое слово вам нужно найти в предложении, по какой схеме.

  • Выпишите слово, обозначьте графически части слова в нём.



Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 12. Имя существительное.


Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(7)Монумента заяц удостоился за то, что спас великого русского поэта.

Ответ.

Монумента, заяц, поэта.

Заяц – м.р.;2 скл.; ед.ч.; им.п.


РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об имени существительном.

Имя существительное.

Что обозначает?

Предмет.

Девочка.

Книга.

На какие вопросы отвечает?

Кто? Что?

Девочка (кто?)

Книга (что?)

Собственное, нарицательное.

Собственное – все названия, пишутся с прописной (большой) буквы).

Нарицательное – не названия, пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Ирина, Москва – собственные существительные.

 

Книга, туман — нарицательные существительные.

Одушевлённое, неодушевлённое.

Одушевлённое существительное отвечает на вопрос кто? Обозначает предмет живой природы.

 

Неодушевлённое существительное отвечает на вопрос что? Обозначает предмет неживой природы.

.

Девочка (кто?)

 

 

 

 

 

Книга (что?)

Существительные бывают 3-х родов.

Мужской род.

Женский род.

Средний род.

Мальчик (он, мужской род).

Девочка (она, женский род).

Небо (оно, средний род).

Существительные бывают 3-х склонений.

Склонение – это изменение существительных по числам и падежам.

I склонение – м. и ж. род с окончаниями -а, -я.

 

II склонение – ср. род и м.род с нулевым окончанием.

 

III склонение – ж. р. с ь знаком на конце.

I склонение.

Девочка (ж.р., окончание -а),

юноша (м.р., окончание -а).

 

II склонение.

Небо (ср. род),

мяч (м.р. нулевое окончание).

 

III склонение.

Дочь (ж.р. с ь знаком на конце).

Существительное изменяется по падежам.

Именительный — кто? что?

Родительный – кого? чего?

Дательный — кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чём?

девочка, книга

девочки, книги

девочке, книге

девочку, книгу

девочкой, книгой

о девочке, о книге

Изменяются по числам.

Единственное число (один предмет)

Множественно число (несколько предметов)

Книга – ед.ч.

Книги – мн.ч.

  • Внимательно прочитайте указанное предложение.

  • Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы имени существительного (кто? что? или другие падежные вопросы) и обозначают предмет.

  • Выпишите эти слова через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.

  • На новой строчке запишите любое из этих слов, укажите его род, склонение, число, падеж.

  • Проверьте ответ.




























Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс.

Задание № 13. Имя прилагательное.



Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).


Ответ.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.

Необычных памятников, удивительных памятников.

Удивительных (памятников) – мн.ч.; Р.падеж.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об имени прилагательном.

 

Имя прилагательное.

Что обозначает?

Признак предмета.

Красивый

На какие вопросы отвечает?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Красивый (какой?)

Красивая (какая?)

Красивое (какое?)

Красивые (какие?)

Изменяется по родам

(во множественном числе род не определяется)

Мужской род.

Женский род.

Средний род.

Красивый (он).

Красивая (она).

Красивое (оно).

Изменяется по падежам.

Именительный — кто? что?

Родительный – кого? чего?

Дательный — кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чём?

Красивая (картина).

Красивой (картины).

Красивой (картине).

Красивую (картину).

Красивой (картиной).

О красивой (картине)

Изменяются по числам.

Единственное число (признак одного предмета

Множественно число (признаки нескольких предметов)

Красивая (картина) – ед.ч.


Красивые (картины) – мн.ч.


  • Внимательно прочитайте указанное предложение.

  • Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы имени прилагательного (какой? какая? какое? какие?) и обозначают признак предмета.

  • Выпишите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Запишите их через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.

  • На новой строчке запишите любое из этих прилагательных, существительное возьмите в скобки, укажите число, род (если есть, род можно определить только в единственном числе).

  • Проверьте ответ.





Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 14. Глагол. Образец задания № 14.

Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

(3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё».

Ответ.

Назывался, родился, придумал.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё о глаголе

Глагол.

Что обозначает?

Действие или состояние предмета.

Писать,

придумать

На какие вопросы отвечает?

Что делать?

Что сделать?

Писать (что делать?

Придумать

(что сделать?)

Изменяются по временам.

Прошедшее время (действие происходило, уже произошло).

Настоящее время (действие происходит сейчас).

Будущее время (действие будет происходить).

Написал (прошедшее время).

Пишет (настоящее время).

Будет писать, напишет (будущее время).

Изменяются по числам.

Единственное число (действие совершает один человек, предмет и т.д.).

Множественно число (действие совершают два и более предметов, человек и т.д.).

Пишет (ед.ч.).

Пишут (мн.ч.)

В прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

Мужской род.

Женский род.

Средний род.

Писал (он, м.р.)

Писала (она, ж.р.)

Писало (оно, ср.р.)

 

  • Внимательно прочитайте указанное предложение.

  • Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы глагола (что делать? что сделать?) и обозначают предмет. Помните, что в личных формах глаголы отвечают на вопросы что делает? что делал? и т.д.

  • Выпишите эти слова через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.

  • Проверьте ответ.

 



Г отовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 15. Значение пословицы и употребление её в речи.

Образец задания № 15.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение «Любишь кататься – люби и саночки возить».


Примерный ответ.

Выражение «Любишь кататься – люби и саночки возить» будет уместно в ситуации, когда мой младший брат после игры не хочет убирать за собой игрушки.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Ребята, вам будет дано выражение, чаще всего это пословица. Необходимо привести пример ситуации, в которой данное выражение будет уместно, то есть правильно использовано.

Помните: вам НЕ нужно объяснять значение данного выражения, надо только привести пример ситуации, в которой оно может быть использовано.

  • Сначала внимательно прочитайте выражение, вдумайтесь в его значение.

  • Помните, что в пословицах за словами скрыт иной, нравоучительный смысл. Пословицы всегда учат чему-то.

Например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» речь идёт не только о саночках, которые надо возить, но и о том, что нужно потрудиться, прежде чем отдыхать или играть, а также что нужно после игры всё убрать за собой, навести порядок.

  • Поняв скрытый смысл пословицы, придумайте ситуацию, в которой можно её употребить. Легче всего представить действия своих друзей, одноклассников, членов семьи или свои собственные.

  • Ответ начните фразой, данной в задании: «Выражение «Любишь кататься – люби и саночки возить» будет уместно в ситуации…».

  • Помните, что ваш ответ должен быть корректным с этической точки зрения, то есть выражать своё мнение нужно культурно, без грубых слов, не унижая и не оскорбляя никого.

  • Достаточно одного- двух предложений для ответа.

  • Запишите ответ.

  • Проверьте, нет ли ошибок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!