СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку вм 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План подготовки к устному собеседованию.Советы.Рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к устному собеседованию по русскому языку вм 9 классе»

Выступление на тему: «Подготовка учащихся 9-ых классов к устному собеседованию по русскому языку»


Итоговое собеседование было проведено в феврале 2021 года.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий:

  • чтение текста вслух;

  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

  • диалог с экзаменатором-собеседником.


  Лучше всего учащиеся справились с заданиями по чтению текста вслух (94% выполнения задания), созданием монологического высказывания (около 75% выполнения задания) и участием в диалоге (около 90% выполнения задания). Более трудным оказалось задание, связанное с пересказом текста (около 65% выполнения). При оценивании правильности речи к числу типичных следует отнести речевые и грамматические ошибки.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику даётся около минуты, само собеседование занимает около 15 минут. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют в апробации на добровольной основе, для них продолжительность проведения собеседования увеличивается вдвое (до 30 минут).

Все тексты для чтения, которые предложены участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России.  
В проведении собеседования участвует экзаменатор-собеседник и один эксперт, оценивающий ответ. В качестве экспертов могут выступать только учителя русского языка и литературы. Эксперт оценивает выполнение заданий непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Во время ответа участника ведется аудиозапись. Рекомендованное время проведения итогового собеседования – с 9.00 до 14.30 часов.  
По итогам апробации, регионам необходимо будет провести детальный анализ результатов, разработать систему мер, направленную на повышение качества преподавания русского языка и в новом учебном году приступить к её реализации.

На федеральном уровне проводится анализ предложений регионов по совершенствованию процедуры проведения итогового собеседования, критериев оценивания устной речи, методического обеспечения работы всех участников собеседования.

Как уже было сказано выше, итоговое собеседование состоит из четырёх заданий, которые направлены на проверку спонтанной (неподготовленной) речи: чтение текста, пересказ прочитанного, монологическое высказывание и диалог (беседа с экзаменатором по вопросам). Все виды предложенной на выполнение работы, казалось бы, известны ученикам в отдельности и не должны вызывать затруднения. Но когда доходит дело до конкретного вида работы, особенно если это новая форма проверки знаний, к примеру, итоговое собеседование в этом году, дети чувствуют себя не очень уверенно. И причины здесь различные. Порой к 9 классу не все дети научились бегло, а тем более выразительно читать, что вызывает трудности в понимании прочитанного текста и в его пересказе. Сложность в неумении непрерывно говорить на предложенную тему в течение минуты ясно, разборчиво, не сбиваясь, не используя «слова-паразиты», как-то: «блин», «ну и»… Слабое владение навыками ораторского искусства, малый опыт публичных выступлений; с трудом некоторые учащиеся выстраивают диалоги. Сюда же можно отнести боязнь не уложиться во времени, ведь на всю работу отводится 15 минут! Да и времени на подготовку оказалось совсем немного – 1-2 минуты.

По традиции вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг таких видов деятельности, которые связаны с коммуникацией и работой над информацией: слушание, говорение, чтение, письмо. Большая часть работы как раз отводится чтению и письму, что необходимо при сдаче экзамена в форме ОГЭ в 9 классе, написании итогового сочинения и ЕГЭ в 11 классе. Рассуждают дети, вступают в диалог в большей части письменно. Не всегда хватает времени и на уроке выслушать ученика, а вот проверить письменную работу можно у всего класса. Бывает и такая ситуация, когда ребёнок боится в связи с чем-либо отвечать у доски, ему комфортнее сформулировать ответ письменно. На это есть тоже причины: дефекты речи, психологические причины…

1 задание. Чтение текста.

Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Целесообразно распечатать текст для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, он имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память). Тексты сложные, познавательного характера, о выдающихся людях России, о чём было известно из информации, выложенной на сайте ФИПИ. Так на собеседовании учащиеся читали, а затем пересказывали тексты о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове и советском конструкторе, создателе первого в мире искусственного спутника Земли Глебе Юрьевиче Максимове. На сайте 4ege.ru выложены варианты итогового собеседования . Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.

Большую роль играет так называемый человеческий фактор. Учащиеся в одной и той же ситуации могут поступать и проявлять себя по-разному. Так одни дети пугаются работы и выполняют задания необдуманно, другие в такой же стрессовой ситуации мобилизуют все свои силы и выдают такие результаты, на которые не рассчитывали ранее.

Следует сказать, что УМК по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской позволяет обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Здесь представлены параграфы, которые позволяют работать над выразительным чтением по основным направлениям («Устная и письменная речь», «Монолог, диалог», «Стили речи», «Интонация сложного предложения», «Публичная речь»):

  • смысловое (осмысление идеи произведения и донесение ее до слушателя);

  • интонационное (специальная работа над компонентами интонации);

  • техническое (тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата);

  • тренировочное (упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа).

Подготовку вела к итоговому собеседованию, пользуясь материалами сайта https://ruso-oge.sdamgia.ru/ «Решу ОГЭ»: итоговое собеседование. ОГЭ: задания, ответы, решения. Каждый месяц здесь выкладываются новые варианты для собеседования. Ещё одно пособие – это сборник под редакцией И.П. Цибулько «ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые задания». Здесь предложено 20 вариантов для работы. Каждому ученику также дала таблицу склонения имён числительных (Приложение 1). Тема эта изучалась в 6 классе, поэтому перед собеседованием материал нужно вспомнить и отработать. В этом случае использую карточки, материал из которых беру из стареньких пособий – «Дидактического материала к учебнику русского языка» (Приложение 2).

Тексты для работы подбирала не только сама, но и давала задания детям. Они готовили сообщения о тех людях, которые им лично чем-то интересны, о ком хотелось бы сообщить одноклассникам (футболисты, музыканты, общественные деятели). Если встречались незнакомые слова, то вместе, а большей частью индивидуально искали значение в словарях, сообщая результат всем ученикам.

Отрабатывая орфоэпические нормы, можно обратиться к сайту http://uchimcauchitca.blogspot.com/2013/06/1_6066.html По уши в ОГЭ и ЕГЭ!, где даны интересные «орфоэпические запоминалки» (Приложение 3).

2 задание. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Подготовка 1 минутаПересказ 3 минуты. В данном задании сложность в точной и полной передачи информации текста – пересказе. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Возникает вопрос и о введении цитаты. Задание: при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.

Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения в ОГЭ). Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.

Работу с цитатой можно проводить и на уроках литературы. Даётся задание: самостоятельно подобрать цитаты к образу литературного героя. Причём нужно рассказать о персонаже, о его поступке в какой-либо ситуации, уместно вставив цитату. К примеру, к рассказу М. Шолохова «Судьба человека», когда Андрей Соколов берёт на себя ответственность за мальчика Ванюшу, ученики предлагали такие высказывания: «Высушить одну слезу – больше доблести, чем пролить целое море крови» (Д. Байрон); «Мужество – добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела» (Аристотель).

Можно к уже данным цитатам подобрать материал, подтверждающий или опровергающий высказывание: « …в, «Онегине» блещет остроумие; однако ж, читая, остроумные стихи, стихи Пушкина, читатель, тем не менее, устаёт в лабиринте отступлений» (Б. Фёдоров); «Характер Татьяны есть одно из лучших созданий нашего поэта…» (И.В. Киреевский)

3 задание. Монологическое высказывание.

Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну. 1 минута подготовки + 3 мин. на ответ. Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются фоновые знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт.

От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д. Плюс: есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них. Минус: тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения.

Это задание вызывает определённые сложности. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа. При подготовке к выполнению 3 задания повторяем особенности каждого типа речи (повествование, описание, рассуждение). Большое внимание уделяется речевому оформлению.

Мои ученики выбрали для монолога описание фотографии. Здесь неудобство вызывает то, что фото чёрно-белое (в демоверсии представлен вариант в цвете), а ведь есть такие снимки, которые, не видя цвета, трудно описать.

На уроках русского языка мы работаем над описанием картины, и когда дети описывают фотографию, то часто путают и называют фотографию картиной, полотном. Необходима работа с синонимами, например:

Фотография – фотокарточка, фото, снимок, кадр

Фотографировать – снимать, делать снимок

Фотограф – автор снимка (кадра)

Увидеть – рассмотреть, заметить, увидать, различить, уловить, разглядеть

Изобразить – показать, представить, описать, выразить, воспроизвести, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать

Пользуемся правилами-помощниками:

Обратите внимание!

Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.

Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.

Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.

Рассмотрите фотографию (предметы)

  • Что вы видите на фотографии?

  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?

  • Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?

  • Что характерно для композиции снимка:

а) что изображено крупным планом в центре?

б) что вы видите на заднем плане снимка?

в) на каком фоне всё изображено?

г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?

5. Опишите предметы (цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Рассмотрите фотографию (люди, события)

  • Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

  • Кто (что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?

  • Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его/их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Конструкции-помощники для описания фотографии

Вступление

  • На этом снимке изображен…

  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…

  • На данной фотографии фотограф запечатлел…

  • На фотографии мы видим…

  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …

  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Цель фотографа –

  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…

  • Фотограф запечатлел один из моментов…

  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …

  • Фотограф поместил в центр снимка…

  • Прямо перед нами изображены…

  • На переднем плане привлекает внимание…

  • Задний план снимка занимает…

  • Слева/справа от… виднеется…

  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…

  • Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…

  • (Какой?) Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…

  • Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …

  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…

  • Завершая описание, хочется отметить…

  • Фотография произвела на меня ….впечатление.

  • Фотография заставила задуматься о…

Работа над фотографией более-менее ясна. В качестве домашнего задания можно предложить детям описать фотографию из семейного альбома. На уроках литературы описать кадр из фильма по произведению.

Для повествования на основе жизненного опыта детям давала список распространённых тем: музей, зрелищное мероприятие, посещение театра (оперы, балета), поход, школьный праздник. Ученики готовили к определённому дню сообщение по одной из тем, и затем коллективно разбирали собранную информацию. Большой минус у наших детей, проживающих в сельской местности, в том, что нет возможности посетить театр, послушать оперу… Хорошо, что есть Краеведческий музей в Эртиле и этнографический музей под открытым небом «Деревенька 17-19 веков», да и то не все посетили и эти культурные центры. Поэтому разбираем вначале те темы, которые близки детям, а те, которые вызывают затруднение рассматриваем более подробно. На уроках литературы становимся «зрителями театра» и знакомимся с пьесами, например, «Ревизор» по Н.В. Гоголю. Слушаем фрагменты оперы «Борис Годунов», «Снегурочка». Работая над картиной, отправляемся на выставку полотен художника, посещаем музеи. И во всём этом, конечно же, помогает Интернет.

4 задание. Участие в диалоге.

Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты. Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.

Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он не только следит за временем, но и должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику.

Какие виды работы можно использовать при подготовке?

– Форма, когда один ученик читает текст от первого лица, а второй пересказывает в третьем (и наоборот); чтение для всего класса текстов, с которыми предстоит работать на уроке (например, текст предстоящего диктанта, изложения, главы из прикольного пособия, научно-популярного журнала или сайта и т.д.), подготовленные короткие выступления (на 2-3 минуты) перед классом на интересные и интересно-полезные темы (об изобретениях, биографии, о фильмах, об истории знаков препинания, о фразеологизмах, об интересных лингвистических явлениях, например, о неологизмах и мемах); парные выступления, «антинаучный бои», «суды», диспуты, ответы на вопросы, выступления с докладом по интересующей ученика теме с последующим ответы на вопросы одноклассников и приглашенных слушателей -заодно учим задавать вопросы), пересказы после 5-минутной подготовки и после домашней подготовки коротких текстов (новостных, увлекательных, ироничных, содержательных, разностилевых и пр. -сделайте подборку), интервью

–коллоквиумы

–апелляция

–участие в конференциях

–запись на видео и разбор публичного выступления

–просмотр и обсуждение ярких публичных выступлений

–одно занятие с разбором заданий итогового собеседования и одно (показательное) пробное, где успеют выступить 6-12 учеников, выполняя по одному заданию, тому, за которое больше всего переживают.

Как подготовиться к итоговому собеседованию?

(Советы ученикам)

Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию!

  • большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;

  • отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;

  • ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;

  • читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!