Урок развития речи
в 5 классе
«Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
Разработала
Оськина Евгения Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Федор Павлович Решетников
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца.
Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник. Он часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Так и появилась любовь к рисованию.
Когда Решетникову исполнилось 14 лет, он покинул дом отца. Настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт.
Московский художественный институт
Москва, 20-30 годы
Картина “Опять двойка” была написана в 1952 г.
Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски.
Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько будет родным.
Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина выставлена в Москве, в Третьяковской галерее.
Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников.
Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки.
Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
Как художник показал, что главный герой картины – ученик?
Мальчик композиционно расположен на переднем плане картины.
Взгляды матери, сестры, братика устремлены на него.
Определите возраст ученика.
Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?
О чём говорит его “бывалый” портфель?
Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?
Каково отношение к мальчику младшего братишки?
Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?
Кто встречает мальчика с радостью?
Собака с радостью бросилась к нему
Словарная работа:
Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.
Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
План сочинения.
- История создания картины.
- Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
- Осуждающий взгляд матери.
- Собака – верный друг мальчика.