СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к решению 22 задания ЕГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к решению 22 задания ЕГЭ по биологии»

Тренажер 22 задания ЕГЭ по Биологии

Тренажер 22 задания ЕГЭ по Биологии

Вариант 1 Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 12 крупных проросших семян фасоли с корнем без его повреждения и разделил на 3 равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, придмирительно замерив и записав длину корня- наименьшего и наибольшего в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с разной температурой: 10-12, 16-18, 24-26 °С. Через 3 дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице. Группы семян фасоли Температура в камере, 1 группа в °С 2 группа Среднее увеличение корня за 3 дня, 10-12 в см 16-18 0,9 3 группа 2,2 24-26 3,5 Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), в какой параментр менялся в зависимости от этого(зависимая переменная)? Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Влияние каких абиотических факторов на развитие корня может экспериментально проверить исследователь? Назовите не менее 3.

Вариант 1

Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 12 крупных проросших семян фасоли с корнем без его повреждения и разделил на 3 равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, придмирительно замерив и записав длину корня- наименьшего и наибольшего в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с разной температурой: 10-12, 16-18, 24-26 °С. Через 3 дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.

Группы семян фасоли

Температура в камере,

1 группа

в °С

2 группа

Среднее увеличение корня за 3 дня,

10-12

в см

16-18

0,9

3 группа

2,2

24-26

3,5

Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), в какой параментр менялся в зависимости от этого(зависимая переменная)? Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Влияние каких абиотических факторов на развитие корня может экспериментально проверить исследователь? Назовите не менее 3.

Ответы: 1) Независимая (выдаваемая экспериментатором) переменная-температура; зависимая(меняющаяся в результате эксперимента)- скорость роста, среднее увеличение длины корня семени фасоли; 2) С повышением температуры скорость роста корня семени фасоли проходит интенсивнее; 3) Влияние света; 4) Влияние состава воздуха(концентрации кислорода, углекислого газа); 5) Влияние влажности.

Ответы:

1) Независимая (выдаваемая экспериментатором) переменная-температура;

зависимая(меняющаяся в результате эксперимента)- скорость роста, среднее

увеличение длины корня семени фасоли;

2) С повышением температуры скорость роста корня семени фасоли проходит

интенсивнее;

3) Влияние света;

4) Влияние состава воздуха(концентрации кислорода, углекислого газа);

5) Влияние влажности.

Вариант 2 Экспериментатор решил установить зависимость объема живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Для эксперимента он использовал клетки эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 10 %-тный раствор повареной соли. Экспериментатор зарисовывал строение клетки в разное время с момента начала эксперимента (о минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут). Результаты эксперимента приведены на рисунке. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему в ходе эксперимента изменяется объём живой части клетки? Что произойдёт, если на стадии двух минут заменить раствор соли на дистиллированную воду?

Вариант 2

Экспериментатор решил установить зависимость объема живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Для эксперимента он использовал клетки эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 10 %-тный раствор повареной соли. Экспериментатор зарисовывал строение клетки в разное время с момента начала эксперимента

(о минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут). Результаты эксперимента приведены на рисунке.

Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему в ходе эксперимента изменяется объём живой части клетки? Что произойдёт, если на стадии двух минут заменить раствор соли на дистиллированную воду?

Ответы: 1) Независимая переменная-концентрация соли в окружающей среде; зависимая-объём живой части растительной клетки(протопласта); 2) Под действием осматических сил вода покидает клетку, вызывая уменьшение её объёма;  ИЛИ 10 %-тный раствор соли является гипертоническим , в таком растворе вследствие осматического закона вода выходит из клетки.

Ответы:

1) Независимая переменная-концентрация соли в окружающей среде;

зависимая-объём живой части растительной клетки(протопласта);

2) Под действием осматических сил вода покидает клетку, вызывая уменьшение её объёма;

ИЛИ

10 %-тный раствор соли является гипертоническим , в таком растворе вследствие осматического закона вода выходит из клетки.

Вариант 3

Экспериментатор решил установить зависимость скорости превращения аксолотля в амбистому от концентрации тиреоидина в пище. Для этого было отобрано 30 самцов одного возраста и массы и разделено на три равные группы, которые были помещены в аквариумы при комнатной температуре. Животных экспериментатор кормил пластинками из сырого мяса, в которые тщательно заворачивал 0,2 г препарата тиреоидин (тироксин). Аксолотли заглатывают пищу, поэтому вероятность обнаружения ими таблетки и отказ от корма минимальна. Первой группе экспериментатор ежедневно давал 1 порцию препарата, а второй 3 такие же порции. В качестве контроля использовал группу животных, не получавших тиреоидин. В результате в первой группе метаморфоз произошел за 3-4 месяца, тогда как во второй за два. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? В какой группе биологически активных веществ следует отнести тиреоидин и почему? Какие морфологические преобразования произойдут у аксолотля при метаморфозе? Назовите не менее двух.

Ответы: 1) Независимая переменная- количество/концентрация тиреоидина (потребляемого с пищей); зависимая-скорость/ время превращения аксолотля в амбистому; 2) Тиреодин- это гормон; 3) Оказывает в небольших количествах/концентрациях значительный физиологический эффект на функционирование организма(усиливает энергетические процессы, повышает потребность тканей в кислороде, стимулирует рост и дифференцировку тканей); 4) Редукция наружных жабр; 5) Изменение формы хвоста; 6) Изменение пигментации кожи.

Ответы:

1) Независимая переменная- количество/концентрация тиреоидина (потребляемого с пищей);

зависимая-скорость/ время превращения аксолотля в амбистому;

2) Тиреодин- это гормон;

3) Оказывает в небольших количествах/концентрациях значительный физиологический эффект на функционирование организма(усиливает энергетические процессы, повышает потребность тканей в кислороде, стимулирует рост и дифференцировку тканей);

4) Редукция наружных жабр;

5) Изменение формы хвоста;

6) Изменение пигментации кожи.

Вариант 4

Экспериментатор решил установить, зависит ли мышечная сила кистей рук от пола человека. В эксперименте участвовали 50 юношей и 50 девушек 17 лет со сходными антропометрическими показателями (рост, вес). В эксперименте каждый испытуемый брал попеременно в правую и левую руку динамометр и, вытягивая руку горизонтально в сторону, сильно сжимал его в ладони. Динамометр позволяет определить силу сжатия в килограммах. Измерение проводилось три раза с небольшой паузой для отдыха. Результаты фиксировались, и средние были внесены в таблицу.

Участники эксперимента

девушки

Средняя сила сжатия правой кисти, кг

Средняя сила сжатия левой кисти, кг

44,8

юноши

42,5

49,1

45,6

Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Основываясь на полученных результатах эксперимента, сформулируйте один из выводов. Во время сжатия ладони в мышцах развивается усилие. За счёт каких сократительных элементов мышечного волокна возможны эти движения? Каков механизм этого процесса?

Ответы: 1) Независимая переменная-пол человека; зависимая-сила сжатия/мышечная сила кисти; 2) Сила рук девушек в среднем меньше, чем у юношей/ сила рук юношей в среднем больше, чем у девушек; 3) Актин и миозин; 4) Во время сокращения мышцы актин скользит по миозину, в результате мышца попременно укорачивается или удлиняется.

Ответы:

1) Независимая переменная-пол человека; зависимая-сила сжатия/мышечная сила кисти;

2) Сила рук девушек в среднем меньше, чем у юношей/ сила рук юношей в среднем больше, чем у

девушек;

3) Актин и миозин;

4) Во время сокращения мышцы актин скользит по миозину, в результате мышца попременно

укорачивается или удлиняется.

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в раствор с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Вариант 5 Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитами в сосуде А? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в сосуд на рисунке А, а какой в сосуд на рисунке Б?

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в раствор с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.

Вариант 5

Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитами в сосуде А? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в сосуд на рисунке А, а какой в сосуд на рисунке Б?

Ответы: 1) Независимая переменная-концентрация соли в растворе(солёность); зависимая-изменение формы(объёма) эритроцитов/ изменение осмотического давления в эритроците; 2) Эритроциты на рис. А увеличиваются; 3) Изменение связано с поступлением воды в эритроцит; 4) Вода поступила в эритроцит по закону диффузии(осмоса); 5) В пробирку Б был добавлен раствор с концентрацией NaCl 0,9% (физиологический раствор), в пробирку А раствор с концентрацией соли меньше 0,9%(гипотонический раствор).

Ответы:

1) Независимая переменная-концентрация соли в растворе(солёность); зависимая-изменение формы(объёма) эритроцитов/ изменение осмотического давления в эритроците;

2) Эритроциты на рис. А увеличиваются;

3) Изменение связано с поступлением воды в эритроцит;

4) Вода поступила в эритроцит по закону диффузии(осмоса);

5) В пробирку Б был добавлен раствор с концентрацией NaCl 0,9% (физиологический раствор), в пробирку А раствор с концентрацией соли меньше 0,9%(гипотонический раствор).

Вариант 6 Экспериментатор решил установить зависимость активности дыхания тараканов от температуры воздуха. Для этого он помещал в замкнутую ёмкость таракана и измерял электронным датчиком концентрацию углекислого газа в ёмкости через 10 минут. Ёмкости помещались в термостатируемую комнату с заданной температурой. Оказалось, что чем выше температура, тем активнее накапливался углекислый газ в ёмкости. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему с ростом температуры усиливалось дыхание у тараканов? Предположите, что будет происходить при более сильном увеличении температуры? Будет ли и дальше расти количество накапливаемого углекислого газа?

Вариант 6

Экспериментатор решил установить зависимость активности дыхания тараканов от температуры воздуха. Для этого он помещал в замкнутую ёмкость таракана и измерял электронным датчиком концентрацию углекислого газа в ёмкости через 10 минут. Ёмкости помещались в термостатируемую комнату с заданной температурой. Оказалось, что чем выше температура, тем активнее накапливался углекислый газ в ёмкости. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему с ростом температуры усиливалось дыхание у тараканов? Предположите, что будет происходить при более сильном увеличении температуры? Будет ли и дальше расти количество накапливаемого углекислого газа?

Ответы: 1) Независимая переменная-температура(в комнате), зависимая-концентрация углекислого газа; 2) Чем выше температура, тем активнее идут все процессы в организме(поскольку активность ферментов растет с температурой); 3) При определенной температуре скорость накопления углекислого газа начнет снижаться; 4) Поскольку активность ферментов начнет снижаться(из-за денатурации, в какой-то момент животное погибнет).

Ответы:

1) Независимая переменная-температура(в комнате), зависимая-концентрация углекислого газа;

2) Чем выше температура, тем активнее идут все процессы в организме(поскольку активность ферментов растет с температурой);

3) При определенной температуре скорость накопления углекислого газа начнет снижаться;

4) Поскольку активность ферментов начнет снижаться(из-за денатурации, в какой-то момент животное погибнет).

Вариант 7 Экспериментатор решил установить зависимость направления роста побегов растения от расположения источника света. Он расположил лампу непосредственно над первой группой горшочков с проростками фасоли. Вторую лампу исследователь расположил сбоку от второй группы горшочков. Лампы располагались на одинаковом расстоянии от соответствующих групп растений. Через некоторое время экспериментатор заметил, что растения первой группы (лампа сверху) растут вертикально, а во второй (лампа сбоку) – наклонены в сторону лампы. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему растения из второй группы оказались изогнуты? Для чего экспериментатор следил за расстоянием от источников света до растений? Ответ поясните.

Вариант 7

Экспериментатор решил установить зависимость направления роста побегов растения от расположения источника света. Он расположил лампу непосредственно над первой группой горшочков с проростками фасоли. Вторую лампу исследователь расположил сбоку от второй группы горшочков. Лампы располагались на одинаковом расстоянии от соответствующих групп растений. Через некоторое время экспериментатор заметил, что растения первой группы (лампа сверху) растут вертикально, а во второй (лампа сбоку) – наклонены в сторону лампы.

Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему растения из второй группы оказались изогнуты? Для чего экспериментатор следил за расстоянием от источников света до растений? Ответ поясните.

Ответы: 1) Независимая переменная-расположение источника света; зависимая-направление роста проростков(растений); 2) Растения растут по направлению к источникову света, чтобы получать максимальное количество солнечной энергии; 3) Поэтому те растения, для которых свет исходит с боку, наклонились и росли в сторону источника света(фототропизм); 4) Расстояние контролировалось, чтобы интенсивность(яркость) света не влияла на результаты эксперемента.

Ответы:

1) Независимая переменная-расположение источника света; зависимая-направление роста проростков(растений);

2) Растения растут по направлению к источникову света, чтобы получать максимальное количество солнечной энергии;

3) Поэтому те растения, для которых свет исходит с боку, наклонились и росли в сторону источника света(фототропизм);

4) Расстояние контролировалось, чтобы интенсивность(яркость) света не влияла на результаты эксперемента.

Вариант 8 Экспериментатор решил установить зависимость количества хлорофилла в листьях растений от степени освещённости, при которой растение растёт. Он посадил в горшочки растения одного вида клевера, а горшочки поставил в тёмные помещения с единственным источником света. По окончании эксперимента оценивалось, насколько тёмный зелёный оттенок имеют листья. Все источники света имели разную интенсивность. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Предположите, какую зависимость обнаружил экспериментатор? Объясните, почему зависимость именно такая.

Вариант 8

Экспериментатор решил установить зависимость количества хлорофилла в листьях растений от степени освещённости, при которой растение растёт. Он посадил в горшочки растения одного вида клевера, а горшочки поставил в тёмные помещения с единственным источником света. По окончании эксперимента оценивалось, насколько тёмный зелёный оттенок имеют листья. Все источники света имели разную интенсивность. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Предположите, какую зависимость обнаружил экспериментатор? Объясните, почему зависимость именно такая.

Ответы: 1) Независимая переменная-интенсивность света/освещенность; зависимая-интенсивность/насыщенность зеленой окраски листьев; 2) Чем ярче был источник света, тем темнее/ интенсивнее была окраска листьев;  ИЛИ В более темном помещении растение накапливает меньше хлорофилла; 3) Для использования света необходим хлорофилл; 4) На ярком свету для более интенсивного фотосинтеза необходимо больше хлорофилла.

Ответы:

1) Независимая переменная-интенсивность света/освещенность; зависимая-интенсивность/насыщенность зеленой окраски листьев;

2) Чем ярче был источник света, тем темнее/ интенсивнее была окраска листьев;

ИЛИ

В более темном помещении растение накапливает меньше хлорофилла;

3) Для использования света необходим хлорофилл;

4) На ярком свету для более интенсивного фотосинтеза необходимо больше хлорофилла.

Вариант 9 Экспериментатор решил установить зависимость качества корнеплодов редис; от количества вносимых азотных удобрений. Для этого он высадил семена редиса в лотки и поливал каждый лоток водой с добавлением азотных удобрений в разной концентрации. В конце лета корнеплоды редиса были выкопаны, определялась их масса . Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Предположите, каким был результат эксперимента? Объясните, почему, по Вашему мнению, азотные удобрения именно так влияют на рост корнеплодов редиса.

Вариант 9

Экспериментатор решил установить зависимость качества корнеплодов редис; от количества вносимых азотных удобрений. Для этого он высадил семена редиса в лотки и поливал каждый лоток водой с добавлением азотных удобрений в разной концентрации. В конце лета корнеплоды редиса были выкопаны, определялась их масса . Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Предположите, каким был результат эксперимента? Объясните, почему, по Вашему мнению, азотные удобрения именно так влияют на рост корнеплодов редиса.

Ответы: 1) Независимая переменная-количество/концентрация(азотных) удобрений; зависимая-масса корнеплодов(редиса); 2) Чем больше концентрация удобрений, тем крупнее выросли корнеплоды; 3) Азот необходим для синтеза аминокислот(белков) клетками растения; 4) Чем больше соединений азота в почве, тем быстрее растет растение/ тем больших размеров достигает за один сезон.

Ответы:

1) Независимая переменная-количество/концентрация(азотных) удобрений; зависимая-масса корнеплодов(редиса);

2) Чем больше концентрация удобрений, тем крупнее выросли корнеплоды;

3) Азот необходим для синтеза аминокислот(белков) клетками растения;

4) Чем больше соединений азота в почве, тем быстрее растет растение/ тем больших размеров достигает за один сезон.

Вариант 10 Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и расположил в растворы сахарозы с разной концентрацией. Выдержав кусочки в растворах в течение двух часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ объясните.

Вариант 10

Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и расположил в растворы сахарозы с разной концентрацией. Выдержав кусочки в растворах в течение двух часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ объясните.

Ответы: 1) Независимая переменная-концентрация сахарозы(в растворах); зависимая-масса кусочков (картофеля); 2) Если концентрауция сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня, масса клубня будет уменьшаться; 3) Из-за более высокой концентрации сахарозы в растворе вода будет в силу осмоса покидать клетки; 4) В результате масса кусочков картофеля уменьшится.

Ответы:

1) Независимая переменная-концентрация сахарозы(в растворах); зависимая-масса кусочков (картофеля);

2) Если концентрауция сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня, масса клубня будет уменьшаться;

3) Из-за более высокой концентрации сахарозы в растворе вода будет в силу осмоса покидать клетки;

4) В результате масса кусочков картофеля уменьшится.

Вариант 11 Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с инфузорией-туфелькой при действии раствора поваренной соли. Предметное стекло с нанесенной на него каплей культуры инфузорий экспериментатор накрывал покровным стеклом и помещал под микроскоп, наблюдая при этом движение инфузорий. Затем осторожно пипеткой в каплю культуры инфузорий добавлял кристаллик поваренной соли, соединял водяным мостиком каплю культуры инфузорий в соленом растворе и каплю чистой воды и рассматривал препарат при большом увеличением микроскопа. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого ( зависимая переменная)? Что экспериментатор наблюдал в микроскоп? Ответ поясните. Как называется явление, увиденное экспериментатором в микроскоп?

Вариант 11

Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с инфузорией-туфелькой при действии раствора поваренной соли. Предметное стекло с нанесенной на него каплей культуры инфузорий экспериментатор накрывал покровным стеклом и помещал под микроскоп, наблюдая при этом движение инфузорий. Затем осторожно пипеткой в каплю культуры инфузорий добавлял кристаллик поваренной соли, соединял водяным мостиком каплю культуры инфузорий в соленом растворе и каплю чистой воды и рассматривал препарат при большом увеличением микроскопа. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого ( зависимая переменная)? Что экспериментатор наблюдал в микроскоп? Ответ поясните. Как называется явление, увиденное экспериментатором в микроскоп?

Ответы: 1) Независимая переменная- концентрация раствора для приготовления препарата,  зависимая- изменение направления движения инфузории-туфельки; 2) Движение инфузорий в каплю чистой воды; 3) Это ответная реакция на изменение условий среды; 4) Раздражимость (хемотаксис);

Ответы:

1) Независимая переменная- концентрация раствора для приготовления препарата,

зависимая- изменение направления движения инфузории-туфельки;

2) Движение инфузорий в каплю чистой воды;

3) Это ответная реакция на изменение условий среды;

4) Раздражимость (хемотаксис);

Вариант 12 Экспериментатор исследовал активность роста плесени при разных температурах. Для опыта он взял кусочки влажного хлеба, споры белой плесени-мукора и пометсил в чашки Птери в условия с разной температурой: 2-6 ° С, 10-15 ° С, 24-26 ° С. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Что наблюдал экспериментатор в каждой из чашек? Ответ поясните.

Вариант 12

Экспериментатор исследовал активность роста плесени при разных температурах. Для опыта он взял кусочки влажного хлеба, споры белой плесени-мукора и пометсил в чашки Птери в условия с разной температурой: 2-6 ° С, 10-15 ° С, 24-26 ° С. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Что наблюдал экспериментатор в каждой из чашек? Ответ поясните.

Ответы: 1) Независимая переменная- температура окружающей среды, зависимая- скорость роста плесени мукора; 2) Скорость роста плесени мукора, находящейся в температурных условиях 24-26 °С, была значительно выше, чем при температуре 10-15 °С; 3) При температуре 2-6 °С рост плесени мукора не наблюдался (или был практически незаметным); 4) Это ответная реакция на изменение условий среды (24-26 °С- это более благоприятные условия обитания, поэтому скорость роста плесени мукора выше);

Ответы:

1) Независимая переменная- температура окружающей среды, зависимая- скорость роста плесени мукора;

2) Скорость роста плесени мукора, находящейся в температурных условиях 24-26 °С, была значительно выше, чем при температуре 10-15 °С;

3) При температуре 2-6 °С рост плесени мукора не наблюдался (или был практически незаметным);

4) Это ответная реакция на изменение условий среды (24-26 °С- это более благоприятные условия обитания, поэтому скорость роста плесени мукора выше);

Вариант 13

Эксперементатор исследовал изменения, происходящие с растениями колеуса, в различных условиях освещения. Для опыта он взял три небольших растения колеуса, выращенных из черенков с одного материнского растениия. Первое растение выращивал при нормальном осещении, второе поместил вдали от источника света, где освещенность недостаточна, третье- в световую камеру и выращивал при круглосуточном освещении. Продолжительность опыта 1,5-2 месяца. В конце опыта экспериментатор наблюдал отличия растения, выращиваемого при недостаточном и при избыточном освещении от первого (контрольного) растения по окраске листовых пластинок. У второго растения окраска листовых пластинок стала более темной, с красноватым оттенком, а у третьего растения- очень светлой. Пигмент антоциан при понижении степени освещенности вырабатывается более активно (второе растение), пигмент антоциан на свету разрушается (третье растение). Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Чем, кроме окраски листовых пластинок, будет отличаться второе растение по сравнению с контролем? (сравнить размеры листовых пластинок , длину междоузлий). Какой вид изменчивости наблюдается в проведенном эксперименте? Поясните, почему наблюдается именно этот вид изменчивости.

Ответы: 1) Независимая переменная- степень освещенности, зависимая- формирование листовых и междоузлий разного размера по сравнению с контролем; 2) У второго растения по сравнению с контролем листовые пластинки будут более мелкими; 3) У второго растения по сравнению с котнролем междоузлия будут короче; 4) Фенотипическая изменчивость (модификационная); 5) Потому что изменения формируются под действием меняющихся условий среды обитания у растений с одним генотипом;

Ответы:

1) Независимая переменная- степень освещенности, зависимая- формирование листовых и междоузлий разного размера по сравнению с контролем;

2) У второго растения по сравнению с контролем листовые пластинки будут более мелкими;

3) У второго растения по сравнению с котнролем междоузлия будут короче;

4) Фенотипическая изменчивость (модификационная);

5) Потому что изменения формируются под действием меняющихся условий среды обитания у растений с одним генотипом;

Вариант 14 Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с семенами растений, помещенными в разные условия проращивания. Экспериментатор для опыта взял семена фасоли, положит их на влажную ватку в чашки Петри и поместил в условия с разной температурой: чашка Петри № 1 2-6 °С, чашка Петри № 2 10-15 °С, чашка Петри № 3 24-26 °С. Продолжительность опыта 5-7 дней. Что наблюдал экспериментатор в каждой чашке Петри? Ответ поясните. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какай меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие условия необходимы для проращивания семян, кроме соответствующей температуры?

Вариант 14

Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с семенами растений, помещенными в разные условия проращивания. Экспериментатор для опыта взял семена фасоли, положит их на влажную ватку в чашки Петри и поместил в условия с разной температурой: чашка Петри № 1 2-6 °С, чашка Петри № 2 10-15 °С, чашка Петри № 3 24-26 °С. Продолжительность опыта 5-7 дней. Что наблюдал экспериментатор в каждой чашке Петри? Ответ поясните. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какай меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие условия необходимы для проращивания семян, кроме соответствующей температуры?

Ответы: 1) Независимая переменная- температура окружающей среды, зависимая- скорость проращивания семян; 2) Чашка Петри №1- семена не проросли; 3) Чашка Петри №2- проростки мелкие; 4) Чашка Петри №3- активный рост проростков; 5) Это ответная реакция на изменение условий среды; 6) Влажность, наличие кислорода, живой зародыш семени;

Ответы:

1) Независимая переменная- температура окружающей среды, зависимая- скорость проращивания семян;

2) Чашка Петри №1- семена не проросли;

3) Чашка Петри №2- проростки мелкие;

4) Чашка Петри №3- активный рост проростков;

5) Это ответная реакция на изменение условий среды;

6) Влажность, наличие кислорода, живой зародыш семени;

Вариант 15 Экпериментатор исследовал реакцию эвглены зеленой на действие света. Половину сосуда с культурой эвглены зеленой экспериментатор обернул светонепроницаемой бумагой, а другую половину сосуда поместил под сильный источник света( настольная лампа с лампочкой 60-100 Вт). Как изменится направление движения эвглен? Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Поясните происходящее в сосуде. Как называется явление, увиденное экспериментатором в сосуде?

Вариант 15

Экпериментатор исследовал реакцию эвглены зеленой на действие света. Половину сосуда с культурой эвглены зеленой экспериментатор обернул светонепроницаемой бумагой, а другую половину сосуда поместил под сильный источник света( настольная лампа с лампочкой 60-100 Вт). Как изменится направление движения эвглен? Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Поясните происходящее в сосуде. Как называется явление, увиденное экспериментатором в сосуде?

Ответы: 1) Независимая переменная- степень освещенности, зависимая- изменение направления движения эвглены зеленой; 2) Эвглены будут двигаться в сторону источника света; 3) Свет необходим эвглене зеленой для осуществления процесса фотосинтеза; 4) Раздражимость (фототаксис);

Ответы:

1) Независимая переменная- степень освещенности, зависимая- изменение направления движения эвглены зеленой;

2) Эвглены будут двигаться в сторону источника света;

3) Свет необходим эвглене зеленой для осуществления процесса фотосинтеза;

4) Раздражимость (фототаксис);

Вариант 16 Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с определенным видом кораллов с Большого Барьерного рифа, в условиях разной кислотности воды. Для этого опыта было собрано много фрагментов этого виды кораллов с Большого Барьерного рифа, которые экспериментатор разделил на три группы. Кораллы в контейнере А были помещены в морскую воду с Большого Барьерного рифа, коралллы в контейнерах Би В- в воду с разными уровнями кислотности, отличными от контейнера А. Через восемь недель экспериментатор проверил каждый фрагмент и обнаружил разную степень отбеливания кораллов. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какая группа кораллов в данном эксперименте является контрольной? Ответ поясните. Какой вид изменчивости наблюдается в проведённом эксперименте? Поясните, почему наблюдается именно этот вид изменчивости.

Вариант 16

Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с определенным видом кораллов с Большого Барьерного рифа, в условиях разной кислотности воды. Для этого опыта было собрано много фрагментов этого виды кораллов с Большого Барьерного рифа, которые экспериментатор разделил на три группы. Кораллы в контейнере А были помещены в морскую воду с Большого Барьерного рифа, коралллы в контейнерах Би В- в воду с разными уровнями кислотности, отличными от контейнера А. Через восемь недель экспериментатор проверил каждый фрагмент и обнаружил разную степень отбеливания кораллов.

Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какая группа кораллов в данном эксперименте является контрольной? Ответ поясните. Какой вид изменчивости наблюдается в проведённом эксперименте? Поясните, почему наблюдается именно этот вид изменчивости.

Ответы: 1) Независимая переменная- кислотность воды, зависимая- отбеливание кораллов; 2) Контрольной группой является группа А; 3) Так как кораллы этой группы помещены в типичные условия их обитания в отличие от других групп; 4) Фенотипическая изменчивость (модификационная); 5) Потому что изменения формируются под действием меняющихся условий среды обитания у кораллов с одним генотипом;

Ответы:

1) Независимая переменная- кислотность воды, зависимая- отбеливание кораллов;

2) Контрольной группой является группа А;

3) Так как кораллы этой группы помещены в типичные условия их обитания в отличие от других групп;

4) Фенотипическая изменчивость (модификационная);

5) Потому что изменения формируются под действием меняющихся условий среды обитания у кораллов с одним генотипом;

Вариант 17 Экспериментатор исследовал активность фермента каталазы при ферментативном расщеплении пероксида водорода. Для этого в пробирки с кусочками сырого( пробирка №1) и вареного картофеля (пробирка №2) он капнул по 4-5 капель пероксида водорода. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произойдут в пробирках с разными обьъектами? Ответ поясните.

Вариант 17

Экспериментатор исследовал активность фермента каталазы при ферментативном расщеплении пероксида водорода. Для этого в пробирки с кусочками сырого( пробирка №1) и вареного картофеля (пробирка №2) он капнул по 4-5 капель пероксида водорода. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произойдут в пробирках с разными обьъектами? Ответ поясните.

Ответы: 1) Независимая переменная- целостные и поврежденные растительные ткани, зависимая- наличие фермента каталазы в клетках сырого картофеля и в вареном картофеле; 2) Пробирка №1- активная работа фермента каталазы (бурное образование пузырьков – «вскипание»); 3) Образование пузырьков в пробирке с сырым картофелем объясняется присутствием в клетках фермента пероксидазы (или каталазы), который расщепляет пероксид водорода (до воды и кислорода), образующийся в качестве побочного продукта метаболизма; 4) Пробирка №2- пероксид водорода не расщепляется (пузырьки не выделяются) 5) При варке фермента (вещества белковой природы) денатурируют- происходит нарушение структуры фермента и утрата его каталитической активности;

Ответы:

1) Независимая переменная- целостные и поврежденные растительные ткани, зависимая- наличие фермента каталазы в клетках сырого картофеля и в вареном картофеле;

2) Пробирка №1- активная работа фермента каталазы (бурное образование пузырьков – «вскипание»);

3) Образование пузырьков в пробирке с сырым картофелем объясняется присутствием в клетках фермента пероксидазы (или каталазы), который расщепляет пероксид водорода (до воды и кислорода), образующийся в качестве побочного продукта метаболизма;

4) Пробирка №2- пероксид водорода не расщепляется (пузырьки не выделяются)

5) При варке фермента (вещества белковой природы) денатурируют- происходит нарушение структуры фермента и утрата его каталитической активности;

Вариант 18

Фермент каталаза катализирует реакцию расщепления перекиси водорода с образованием воды и кислорода. Как и любой фермент, каталаза имеет оптимальную температуру для реакции. Марина решила проверить, при какой температуре каталаза из клубня картофеля будет иметь наибольшую активность. Марина наливала в пробирку раствор с определенным уровнем рН (кислотности), нагретый до определенной температуры кусочек клубня картофеля, добавляла аптечный раствор перекиси водорода. После этого немедленно закрывала пробирку пробкой с подключенным датчиком давления. Марина измеряла увеличение давления за одно и тоже время во всех повторах эксперимента. Какой параметр задается экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какую зависимость получила Марина в ходе эксперимента? Назовите параметр, который необходимо контролировать (поддерживать постоянным) при проведении эксперимента. Объясните почему. Объясните, почему активность каталазы зависит от рН (кислотность) среды. Как можно поддерживать рН?

Ответы: 1) Независимая переменная– температура. Зависимая переменная – увеличение давления в пробирке. 2) Марина в ходе эксперимента получила зависимость изменения давления в пробирке от температуры, при которой шла реакция. 3) На постоянном уровне необходимо поддерживать параметры, которые обеспечат объективное сравнение результатов в пробирках. рН, размер кусочка картофеля, количество перекиси водорода, количество раствора, в котором находится картофель, объем пробирки. 4) Каталаза активна строго при определенном рН. При изменении рН каталаза денатурирует, изменяется пространственная конфигурация белковой молекулы, фермент не подходить к субстрату как «ключ к замку» и не может работать (теряет активность). 5) рН можно поддерживать с помощью буферных растворов.

Ответы:

1) Независимая переменная– температура. Зависимая переменная – увеличение давления в пробирке.

2) Марина в ходе эксперимента получила зависимость изменения давления в пробирке от температуры, при которой шла реакция.

3) На постоянном уровне необходимо поддерживать параметры, которые обеспечат объективное сравнение результатов в пробирках. рН, размер кусочка картофеля, количество перекиси водорода, количество раствора, в котором находится картофель, объем пробирки.

4) Каталаза активна строго при определенном рН. При изменении рН каталаза денатурирует, изменяется пространственная конфигурация белковой молекулы, фермент не подходить к субстрату как «ключ к замку» и не может работать (теряет активность).

5) рН можно поддерживать с помощью буферных растворов.

Вариант 19 Фосфор необходим для жизнедеятельности всех организмов. Исследователи изучали влияние фосфорсодержащих веществ в питательных средах на количество продуцируемых грибами антибиотиков. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: при увеличении концентрации фосфорсодержащих веществ в питательных средах в 3,5 раза количество выделяемого пенициллина увеличивалось в 2,2 раза. При повышении концентрации фосфорсодержащих веществ в питательной среде в 15 раз количество выделяемого пенициллина возрастало только в 3 раза (по сравнению с контрольной группой). Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого(зависимая переменная)? Какова роль фосфора в организме гриба? Предположите, как может повлиять увеличение концентрации фосфорсодержащих веществ в 20-30 раз на количество выделяемого антибиотика.

Вариант 19

Фосфор необходим для жизнедеятельности всех организмов. Исследователи изучали влияние фосфорсодержащих веществ в питательных средах на количество продуцируемых грибами антибиотиков. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: при увеличении концентрации фосфорсодержащих веществ в питательных средах в 3,5 раза количество выделяемого пенициллина увеличивалось в 2,2 раза. При повышении концентрации фосфорсодержащих веществ в питательной среде в 15 раз количество выделяемого пенициллина возрастало только в 3 раза (по сравнению с контрольной группой). Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого(зависимая переменная)? Какова роль фосфора в организме гриба? Предположите, как может повлиять увеличение концентрации фосфорсодержащих веществ в 20-30 раз на количество выделяемого антибиотика.

Ответы: 1) Независимая переменная – количество фосфорсодержащих веществ в питательных средах. Зависимая переменная – количество продуцируемого грибами пенициллина. 2) Фосфор входит в состав фосфолипидов, нуклеиновых кислот, АТФ. 3) Большой избыток даже полезного вещества подавляет жизнедеятельность организмов, поэтому при увеличении концентрации фосфорсодержащих веществ в 20-30 раз может произойти снижение количества продуцируемого антибиотика.

Ответы:

1) Независимая переменная – количество фосфорсодержащих веществ в питательных средах. Зависимая переменная – количество продуцируемого грибами пенициллина.

2) Фосфор входит в состав фосфолипидов, нуклеиновых кислот, АТФ.

3) Большой избыток даже полезного вещества подавляет жизнедеятельность организмов, поэтому при увеличении концентрации фосфорсодержащих веществ в 20-30 раз может произойти снижение количества продуцируемого антибиотика.

Вариант 20 В 1880 г. русский врач Н.И.Лунин провёл эксперимент. Одну группу лабораторных мышей он кормил натуральным молоком (эти мыши хорошо росли и были здоровыми), а мыши второй группы получали белки, жиры, углеводы и минеральные соли, выделенные из молока и очищенные от примесей (эти мыши болели и умирали). Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какой вывод мог сделать Н.И.Лунин по итогам своего эксперимента? Как называются примеси, удалённые из пищи второй группы мышей? Какую функцию в организме они выполняют? Почему их отсутствие или недостаток приводят к болезням и смерти?

Вариант 20

В 1880 г. русский врач Н.И.Лунин провёл эксперимент. Одну группу лабораторных мышей он кормил натуральным молоком (эти мыши хорошо росли и были здоровыми), а мыши второй группы получали белки, жиры, углеводы и минеральные соли, выделенные из молока и очищенные от примесей (эти мыши болели и умирали). Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какой вывод мог сделать Н.И.Лунин по итогам своего эксперимента? Как называются примеси, удалённые из пищи второй группы мышей? Какую функцию в организме они выполняют? Почему их отсутствие или недостаток приводят к болезням и смерти?

Ответы: 1) Независимая переменная – концентрация (количество) витаминов в пище, а зависимая переменная- изменение уровня обмена веществ и состояния организма мышей. 2) Вывод, который мог сделать Н.И.Лунин: помимо белков, жиров, углеводов и минеральных солей в пище обязательно должны присутствовать вещества, отсутствие которых нарушает обмен веществ и приводит к болезням и смерти. 3) Примеси, удаленные из пищи второй группы мышей – витамины. 4) Витамины активируют ферменты, являясь их активными центрами, а также усиливают действие гормонов, повышают иммунитет и сопротивляемость организма стрессу, стимулируют рост и регенерацию тканей. 5) Отсутствие витаминов (авитаминоз) или их недостаток (гиповитаминоз) снижает активность ферментов, что приводит к замедлению или прекращению обмена веществ, и как следствие – к болезням или смерти.

Ответы:

1) Независимая переменная – концентрация (количество) витаминов в пище, а зависимая переменная-

изменение уровня обмена веществ и состояния организма мышей.

2) Вывод, который мог сделать Н.И.Лунин: помимо белков, жиров, углеводов и минеральных солей в пище

обязательно должны присутствовать вещества, отсутствие которых нарушает обмен веществ и приводит к

болезням и смерти.

3) Примеси, удаленные из пищи второй группы мышей – витамины.

4) Витамины активируют ферменты, являясь их активными центрами, а также усиливают действие гормонов,

повышают иммунитет и сопротивляемость организма стрессу, стимулируют рост и регенерацию тканей.

5) Отсутствие витаминов (авитаминоз) или их недостаток (гиповитаминоз) снижает активность ферментов,

что приводит к замедлению или прекращению обмена веществ, и как следствие – к болезням или смерти.

Вариант 21 Исследователь изучал работу натрий-калиевого насоса, являющегося интегральным мембранным белком. Он обнарушил зависимость: при увеличении количества кислорода в клетке белок работал активнее, а при снижении количества кислорода активность значительно уменьшалась. Какой папаметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого(зависимая переменная)? Объясните полученный результат.

Вариант 21

Исследователь изучал работу натрий-калиевого насоса, являющегося интегральным мембранным белком. Он обнарушил зависимость: при увеличении количества кислорода в клетке белок работал активнее, а при снижении количества кислорода активность значительно уменьшалась. Какой папаметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого(зависимая переменная)? Объясните полученный результат.

Ответы: 1) Независимая переменная – количество кислорода, зависимая – активность транспортного белка (количество переносимых ионов калия и натрия). 2) Интегральные мембранные белки выполняют функцию переноса веществ. На работу таких белков требуется энергия АТФ (они осуществляют активный транспорт). 3) Большая часть АТФ формируется в митохондриях в процессе клеточного дыхания, для которого необходим кислород. 4) В условиях недостатка кислорода в клетках вещества разрушаются анаэробно, при это выделяется значительно меньше АТФ, работа Na+ -K+ -насоса подавляется.

Ответы:

1) Независимая переменная – количество кислорода, зависимая – активность транспортного белка (количество переносимых ионов калия и натрия).

2) Интегральные мембранные белки выполняют функцию переноса веществ. На работу таких белков требуется энергия АТФ (они осуществляют активный транспорт).

3) Большая часть АТФ формируется в митохондриях в процессе клеточного дыхания, для которого необходим кислород.

4) В условиях недостатка кислорода в клетках вещества разрушаются анаэробно, при это выделяется значительно меньше АТФ, работа Na+ -K+ -насоса подавляется.

Вариант 22 Экспериментатор использовал для проведения опыта два растения традесканции. Он смазал вазелином верхнюю поверхность листьев у первого растения, нижнюю поверхность листьев - у второго растения. Спустя неделю первое растение выглядело нормально, а листья второго растения пожелтели, и оно погибло. Объясните результаты эксперимента. Расположение каких структур кожицы листа показывает данный эксперимент? Какие функции они выполняют? Почему погибло второе растение? Какие процессы обмена веществ были в нем нарушены? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Вариант 22

Экспериментатор использовал для проведения опыта два растения традесканции. Он смазал вазелином верхнюю поверхность листьев у первого растения, нижнюю поверхность листьев - у второго растения. Спустя неделю первое растение выглядело нормально, а листья второго растения пожелтели, и оно погибло. Объясните результаты эксперимента. Расположение каких структур кожицы листа показывает данный эксперимент? Какие функции они выполняют? Почему погибло второе растение? Какие процессы обмена веществ были в нем нарушены? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Ответы: 1) В кожице на нижней стороне листа располагаются устьица (в большем количестве, чем на верхней стороне); 2) Функции устьиц – регуляция газообмена и транспирации; 3) Перекрывание устьиц нарушило процесс фотосинтеза, так как в растение не поступал углекислый газ; 4) Нарушен процесс дыхания, так как не поступал кислород; 5) Нарушен процесс транспорта воды по ксилеме, так как транспирация – один из факторов восходящего тока воды; 6) Независимая переменная – выбор поверхности листа, смазываемой вазелином; зависимая переменная – состояние растения (выжило/погибло)

Ответы:

1) В кожице на нижней стороне листа располагаются устьица (в большем количестве, чем на верхней

стороне);

2) Функции устьиц – регуляция газообмена и транспирации;

3) Перекрывание устьиц нарушило процесс фотосинтеза, так как в растение не поступал углекислый газ;

4) Нарушен процесс дыхания, так как не поступал кислород;

5) Нарушен процесс транспорта воды по ксилеме, так как транспирация – один из факторов восходящего тока

воды;

6) Независимая переменная – выбор поверхности листа, смазываемой вазелином; зависимая переменная –

состояние растения (выжило/погибло)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!