Средства выразительности
ОГЭ ( задание №7)
Основные средства
1. Гипербола
2.Метафора
3.Эпитет
4. Олицетворение
5.Сравнение
6.Лексическмй повтор
7. Фразеологизм
8. Просторечная лексика
9. Антитеза
Гипербола
преувеличение
Примеры:
1. Я не могу жить без кофе.
2. Махнула птица одним крылом, закрыла весь свет одним пером.
3. Я сто раз уже это говорила.
Метафора
скрытое сравнение
Примеры:
1. На морозе щёки горят .
2. И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки.
3. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений.
Эпитет
определение в переносном значении
Примеры:
1. Ведь это значит тебя заживо на верную , беспощадную смерть отправить.
2. Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
3. Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня.
Олицетворение
оживление природы
Примеры:
1. Зима недаром злится.
2. Здесь даже камни плачут .
3. Смотри, как пляшет табор звезд .
Сравнение
один предмет сравнивается с другим
Примеры:
1. Мужик глуп, как свинья , а хитёр, как чёрт .
2. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. С трудом одолел ученик задачу и вызубрил, как попугай , главные реки Европы.
Лексический повтор
повторение одного и того же слова
Примеры:
1. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
2.Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза!
3. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
Фразеологизм
устойчивое сочетание слов
Примеры:
1. Вешать лапшу на уши .
2. Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге были .
3.Хозяева души не чаяли в своём четвероногом друге.
Просторечная лексика
грубая лексика
Примеры:
1. Встревает здесь в разговор сосед наш Колька.
2.Ничегошеньки она не поняла.
3.Во дворе валялись брёвна.
Антитеза
противопоставление
Примеры:
1. Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2.Одни верят во что-то, другие ни во что не верят.
3.Так хотелось пойти в театр, но что-то останавливало.
Задание ОГЭ
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
1.Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам!
2.И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы!
3.Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза.
4.Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда!
Задание ОГЭ
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
1.Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили.
2.Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза.
3.Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься.
4.Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь.
Интернет-ссылки
для подготовки к ОГЭ
- https://prooge.ru/oge/russkij-yazyk
2. https://neznaika.info/oge/rus_oge/
3. http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
4. https://saharina.ru/gia/
5. https://examer.ru/oge_po_russkomu_yaziku/2020/
6. https://vk.com/egerustutors
7. https://vk.com/videos-94509295?section=album_3 (видеоуроки)