СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ .Выразительные средства языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический и практический материал по средствам выразительности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ .Выразительные средства языка»

Средства выразительности  ОГЭ ( задание №7)

Средства выразительности

ОГЭ ( задание №7)

Основные средства 1. Гипербола 2.Метафора 3.Эпитет 4. Олицетворение 5.Сравнение 6.Лексическмй повтор 7. Фразеологизм 8. Просторечная лексика 9. Антитеза

Основные средства

1. Гипербола

2.Метафора

3.Эпитет

4. Олицетворение

5.Сравнение

6.Лексическмй повтор

7. Фразеологизм

8. Просторечная лексика

9. Антитеза

Гипербола преувеличение Примеры:  1.  Я не могу жить без кофе. 2. Махнула птица одним крылом, закрыла весь свет одним пером. 3. Я сто раз уже это говорила.

Гипербола

преувеличение

Примеры:

1. Я не могу жить без кофе.

2. Махнула птица одним крылом, закрыла весь свет одним пером.

3. Я сто раз уже это говорила.

Метафора скрытое сравнение Примеры: 1.  На морозе  щёки горят . 2. И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки. 3. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений.

Метафора

скрытое сравнение

Примеры:

1. На морозе  щёки горят .

2. И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки.

3. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений.

Эпитет определение в переносном значении Примеры:  1. Ведь это значит тебя заживо на верную , беспощадную смерть отправить. 2. Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? 3. Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня.

Эпитет

определение в переносном значении

Примеры:

1. Ведь это значит тебя заживо на верную , беспощадную смерть отправить.

2. Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?

3. Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня.

Олицетворение оживление природы Примеры:  1.  Зима  недаром  злится. 2. Здесь даже камни плачут . 3. Смотри, как пляшет табор звезд .

Олицетворение

оживление природы

Примеры:

1. Зима  недаром  злится.

2. Здесь даже камни плачут .

3. Смотри, как пляшет табор звезд .

Сравнение один предмет сравнивается с другим Примеры:  1. Мужик глуп,  как свинья , а хитёр, как чёрт .                    2. Снежная пыль  столбом стоит в воздухе. 3. С трудом одолел ученик задачу и вызубрил, как попугай , главные реки Европы.

Сравнение

один предмет сравнивается с другим

Примеры:

1. Мужик глуп,  как свинья , а хитёр, как чёрт .                   

2. Снежная пыль  столбом стоит в воздухе.

3. С трудом одолел ученик задачу и вызубрил, как попугай , главные реки Европы.

Лексический повтор повторение одного и того же слова Примеры:  1. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. 2.Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза! 3. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

Лексический повтор

повторение одного и того же слова

Примеры:

1. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

2.Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза!

3. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

Фразеологизм устойчивое сочетание слов Примеры:  1.  Вешать лапшу на уши  . 2. Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге  были . 3.Хозяева души не чаяли в своём четвероногом друге.

Фразеологизм

устойчивое сочетание слов

Примеры:

1. Вешать лапшу на уши  .

2. Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге были .

3.Хозяева души не чаяли в своём четвероногом друге.

Просторечная лексика грубая лексика Примеры:  1. Встревает здесь в разговор сосед наш Колька. 2.Ничегошеньки она не поняла. 3.Во дворе валялись брёвна.

Просторечная лексика

грубая лексика

Примеры:

1. Встревает здесь в разговор сосед наш Колька.

2.Ничегошеньки она не поняла.

3.Во дворе валялись брёвна.

Антитеза противопоставление Примеры:  1. Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2.Одни верят во что-то, другие ни во что не верят. 3.Так хотелось пойти в театр, но что-то останавливало.

Антитеза

противопоставление

Примеры:

1. Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2.Одни верят во что-то, другие ни во что не верят.

3.Так хотелось пойти в театр, но что-то останавливало.

Задание ОГЭ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  фразеологизм . 1.Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам! 2.И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы! 3.Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза. 4.Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда!

Задание ОГЭ

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  фразеологизм .

1.Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам!

2.И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы!

3.Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза.

4.Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда!

Задание ОГЭ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора . 1.Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили. 2.Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза. 3.Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься. 4.Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь.

Задание ОГЭ

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора .

1.Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили.

2.Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза.

3.Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься.

4.Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь.

Интернет-ссылки для подготовки к ОГЭ https://prooge.ru/oge/russkij-yazyk 2. https://neznaika.info/oge/rus_oge/ 3. http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 4. https://saharina.ru/gia/ 5. https://examer.ru/oge_po_russkomu_yaziku/2020/ 6. https://vk.com/egerustutors 7. https://vk.com/videos-94509295?section=album_3 (видеоуроки)

Интернет-ссылки

для подготовки к ОГЭ

  • https://prooge.ru/oge/russkij-yazyk

2. https://neznaika.info/oge/rus_oge/

3. http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

4. https://saharina.ru/gia/

5. https://examer.ru/oge_po_russkomu_yaziku/2020/

6. https://vk.com/egerustutors

7. https://vk.com/videos-94509295?section=album_3 (видеоуроки)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!