СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ . Рабочий лист .задание 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ . Рабочий лист .задание 2»

Рабочий лист ОГЭ русский язык

Задание 2. Грамматическая основа. Члены предложения.

Грамматическая основа — это подлежащее и сказуемое. Без нее предложение существовать не может. Если основа одна, то предложение называют простым, а если две и более — сложным.


Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».




Упражнение 1.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.




Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков он? и пр.

Упражнение 2.

Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.


1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать — жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина)

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

Упражнение 3.

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  язык  — (это) зеркало (предложение 1)

2)  которые казались важными (предложение 2)

3)  существует множество названий снега (предложение 3)

4)  состояние, цвет важны (предложение 4)

5)  язык отражает (предложение 5)

В исправленной официальной демоверсии слово «это» дано в скобках.


Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Язык  — это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам  — носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков  — существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.



2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного.

1)  испытывает давление (предложение 1).

2)  современники отказываются (предложение 2).

3)  общество выдает (предложение 3).

4)  они пытаются (предложение 4).

5)  нравственность оказывается подчинена (предложение 5).


Прочитайте текст и выполните задание.


(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.

3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного

1)  считались монастыри (предложение 1).

2)  археологами найдено (предложение 2).

3)  учёные смогли предположить (предложение 3).

4)  славяне писали (предложение 4).

5)  сообщение было (предложение 5).



Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте  — недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре  — бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.



4.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного.

1)  особенность  — их способ (предложение 1).

2)  млекопитающие общаются (предложение 2).

3)  находится друг, опасность (предложение 3).

4)  напоминает человека (предложение 4).

5)  особенность стала причиной (предложение 5).



Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов  — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

5. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного.

1)  география  — наука (предложение 1).

2)  пути являются (предложение 2).

3)  которые способствовали (предложение 3).

4)  верно реконструировать (предложение 4).

5)  требуется работа (предложение 5).



Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Историческая география населения  — наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2)Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3)Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4)Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.



6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  появление стало (предложение 1)

2)  проблема возникновения жизни (предложение 2)

3)  следы жизни обнаружены (предложение 3)

4)  имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5)  они безжизненны (предложение 5)



Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы  — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых  — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс  — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.






Рабочий лист ОГЭ русский язык

Задание 2. Грамматическая основа. Члены предложения.

Ответы

Упражнение 1.

  1. Пятнадцатилетний -прилагательное

  2. Я-местоимение

  3. Ничто-местоимение

  4. Великое множество судов -словосочетание (прилаг.+сущ.)

  5. Население -существительное

  6. Семеро -числительное

  7. Иных-определенное местоимение, те-указательное местоимение

  8. Но- союз

  9. Одиннадцать - числительное

  10. Некоторые из присутствующих - словосочетание (мест.+сущ.)

Упражнение 2.

  1. Не ходи, вышит, не мурлыч, услышит ПГС

  2. Надо петь и плакать , должен биться, виться СГС

  3. Не буду проклинать ПГС, печален СИС, хочу целовать СГС

  4. Не думаю ПГС, жить не захочется СГС

  5. Взгяни ПГС, смотреть не стоит СГС

  6. Думала спросить СГС, понял ПГС

  7. Легли, ждем ПГС, начнет светлеть СГС

  8. Прошу садиться, выпить СГС

Упражнение 3.

1.125 5. 135

2.235 6. 45

3. 34

4.25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!