Просмотр содержимого документа
«ГИА 2016 вар 1 Конфликты»
ГИА 2016 Вариант 1
Часть 2
Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания 26-31.
«Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если говорить о самом общем определении конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные.
Разумеется, конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций и невозможность сведения их окончательно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Всё же исторический опыт и социальная практика позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовём четыре основных источника конфликтов, достаточно распространённых во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах.
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворённости существующим положением дел, возрастание притязаний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворённости идёт медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворённости. Неудовлетворённость, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым.
Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социальной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А. Царская. В. Г. Зарубин и др.; Под ред. В. В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. С. 311-313.).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Что такое конфликт? Какие причины его возникновения названы в тексте?
28. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
29. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии конфликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
30. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, ученик утверждал, что конфликт нельзя признать нормальным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напряжённость и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
31. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Просмотр содержимого документа
«ГИА 2016 вар 12 НТР»
ГИА 2016 Вариант 12
Часть 2
Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания 26-31.
«Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства.
Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы.
Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), я затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня; с принятием ответственных решений»
(Адаптировано по книге: 06-ществознание: пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 426, 427, 431.).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Чем, по мнению авторов, характеризуется современная НТР?
28. К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите объяснение в тексте.
29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.
30. Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
31. Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту твоей позиции.
Просмотр содержимого документа
«ГИА 2016 вар 15 Человек биосоц»
ГИА 2016 Вариант 15
Часть 2
Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания 26-31.
«Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в ускоренном развитии детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рождения от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.
Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду»
(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; Под ред. В.В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. С. 11-12.).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Чем, согласно тексту, по своей сути является человек? Что представляют собой биологическая природа и социальность для человека?
28. Как, по мнению авторов, соотносятся биологическое и социальное в человеке? Какими примерами в тексте это проиллюстрировано?
29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите три свойства, раскрывающие социальную сущность человека.
30. Познакомьтесь со следующими точками зрения.
Первая точка зрения | Вторая точка зрения |
«Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояние с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно» | «Человек - изолированная личность, он сам творец своей жизни, творец самого себя. Жизнь человека независима от изменений в обществе, от его экономического развития. В достижении личного счастья, в овладении культурой человеку не нужны посредники в виде государства, общественных учреждений. Свободная творческая активность индивида развивается по законам, заложенным в нём самом» |
Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
31. Согласны ли вы со следующим утверждением таджикского поэта Фирдоуси:
«В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём»?
С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Просмотр содержимого документа
«ГИА 2016 вар 3 Религия»
ГИА 2016 Вариант 3
Часть 2
Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания 26-31.
«...Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.
Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные - обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью»
(Адаптировано по книге: Тимоненко Ю. Н., Скопинцева Ю. Н., Юкина И. В., Волохова Е.А. Культурология. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 18-20.).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
28. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
29. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
30. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
31. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Просмотр содержимого документа
«ГИА 2016 вар 4 Межличн отношения»
ГИА 2016 Вариант 4
Часть 2
Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания 26-31.
«Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся (у людей по отношению друг к другу...
Естественно, что «набор» этих чувств безграничен, однако все их можно свести в две большие группы: 1) сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случает такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.; 2) разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая... по отношению к которой не возникает желания к сотрудничеству и т. д.
Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности группы»
(Адаптировано по книге: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. С. 85).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Найдите в тексте объяснение того, почему межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
28. Используя содержание текста, заполните таблицу.
Наименование группы чувств | Отношение к другой стороне | Последствия для совместной деятельности |
| | |
| | |
29. Почему поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
30. На уроке ученик утверждал, что деловые отношения свободны от чувств симпатии или антипатии, а, следовательно, чувства никак не скажутся на результатах этих отношений. Деловые отношения зафиксированы в документах, а привязанность, вражда, антипатия, товарищество не повлияют на них. Не все учащиеся класса поддержали данное мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
31. Согласны ли вы с тем, что симпатия или антипатия между людьми зависят от их понимания друг друга? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.