СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Духовная сфера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Духовная сфера.»

 Подготовка к ГИА по обществознанию  « Сфера духовной культуры»

Подготовка к ГИА по обществознанию « Сфера духовной культуры»

Элементы содержания, проверяемые заданиями ГИА:  Раздел «Сфера духовной культуры» включает темы: Тема 1. Понятие « культура» Тема 2. Духовная жизнь общества Тема 3. Образование, самообразование Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека Тема 5. Наука в современном обществе Тема 6. Религия, её роль в обществе Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы Тема 8. Гуманизм Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Элементы содержания, проверяемые заданиями ГИА:

Раздел «Сфера духовной культуры» включает темы:

Тема 1. Понятие « культура»

Тема 2. Духовная жизнь общества

Тема 3. Образование, самообразование

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Тема 5. Наука в современном обществе

Тема 6. Религия, её роль в обществе

Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы

Тема 8. Гуманизм

Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Духовная сфера – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческим чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и созидание новых.

Духовная сфера – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческим чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и созидание новых.

Тема 1.  Понятие «культура» Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.

Тема 1. Понятие «культура»

Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.

Что такое культура?

Что такое культура?

Тема 1.  Понятие «культура» Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом: КУЛЬТУРА В широком смысле – это совокупность всех форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в жизни общества и передаваемых из поколения в поколение В узком смысле - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, Распределяются и потребляются духовные ценности

Тема 1. Понятие «культура»

Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом:

КУЛЬТУРА

В широком смысле – это

совокупность всех форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в жизни общества и передаваемых из поколения в поколение

В узком смысле - это

процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются,

Распределяются и потребляются духовные ценности

Тема 1.  Понятие «культура» Различают материальную и духовную культуру Формы КУЛЬТУРЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

Тема 1. Понятие «культура»

Различают материальную и

духовную культуру

Формы КУЛЬТУРЫ

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право.

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

Материальная культура

Материальная культура

Духовная культура

Духовная культура

Функции культуры Зачем нужна культура? Приспособиться к окружающей среде; Для накопления, хранения и передачи ценностей; Чтобы регулировать жизнь общества и деятельность человека (!) дети-маугли. Познавательная; Оценочная; Регулятивная (нормативная); Информативная; Коммуникативная; Социализации.

Функции культуры

Зачем нужна культура?

  • Приспособиться к окружающей среде;
  • Для накопления, хранения и передачи ценностей;
  • Чтобы регулировать жизнь общества и деятельность человека
  • (!) дети-маугли.
  • Познавательная;
  • Оценочная;
  • Регулятивная (нормативная);
  • Информативная;
  • Коммуникативная;
  • Социализации.
Тема 1.  Понятие «культура» ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТАРНАЯ создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами (документальное кино, классика, фильмы Тарковского, Феллини) МАССОВАЯ (поп-культура) культура, сложившаяся с развитием средств  массовой информации (телешоу, детективы, попмузыка, мультфильмы) НАРОДНАЯ сказки, песни, фольклор, анекдоты. мифы, традиции, обычаи

Тема 1. Понятие «культура»

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

ЭЛИТАРНАЯ

создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами

(документальное кино, классика, фильмы Тарковского, Феллини)

МАССОВАЯ

(поп-культура)

культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации (телешоу, детективы, попмузыка, мультфильмы)

НАРОДНАЯ

сказки, песни, фольклор, анекдоты. мифы, традиции, обычаи

Типы культур Национальная Светская Восточная Традиционная Сельская Мировая Религиозная Западная Индустриальная Городская

Типы культур

  • Национальная
  • Светская
  • Восточная
  • Традиционная
  • Сельская
  • Мировая
  • Религиозная
  • Западная
  • Индустриальная
  • Городская
Тема 1.  Понятие «культура» Задание А4 ( 1-2 мин) Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются): 1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать 2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории 3) уровень воспитанности человека 4) производство и применение орудий труда

Тема 1. Понятие «культура»

Задание А4 ( 1-2 мин)

Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются):

1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать

2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории

3) уровень воспитанности человека

4) производство и применение орудий труда

Тема 2.  Духовная жизнь общества Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей СТРУКТУРА Духовные потребности Духовная деятельность Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей Духовные блага МОРАЛЬ ВИДЫ НАУКА ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ

Тема 2. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей

СТРУКТУРА

Духовные потребности

Духовная деятельность

Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей

Духовные блага

МОРАЛЬ

ВИДЫ

НАУКА

ИСКУССТВО

РЕЛИГИЯ

Тема 2.  Духовная жизнь общества Задание А6 ( 2-4 мин.) Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества? А. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по производству духовных ценностей Б. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по передаче духовных ценностей 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тема 2. Духовная жизнь общества

Задание А6 ( 2-4 мин.)

Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества?

А. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по производству духовных ценностей

Б. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по передаче духовных ценностей

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема 3.  Образование, самообразование Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жиз ни. Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно

Тема 3. Образование, самообразование

Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жиз ни.

Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения

Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно

Тема 3.  Образование, самообразование СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОБЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Начальное, Основное Среднее Ясли Детские сады Начальное  Среднее Высшее  Дома творчества, кружки, секции ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тема 3. Образование, самообразование

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ОБЩЕЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Начальное,
  • Основное
  • Среднее
  • Ясли
  • Детские сады
  • Начальное
  • Среднее
  • Высшее

Дома творчества, кружки, секции

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тема 3.  Образование, самообразование Задание А 5 ( 1-2 мин.) Десятиклассник Олег после окончания уроков посещает в Доме творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к 1 )начальному профессиональному образованию 2) основному общему образованию 3) дополнительному образованию 4) среднему профессиональному образованию

Тема 3. Образование, самообразование

Задание А 5 ( 1-2 мин.)

Десятиклассник Олег после окончания уроков посещает в Доме творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к

1 )начальному профессиональному образованию

2) основному общему образованию

3) дополнительному образованию

4) среднему профессиональному образованию

Тема 4.   Искусство, его виды, место в жизни человека   Искусство – это вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Искусство – это вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах

Тема 4.  Искусство, его виды, место в жизни человека   Различают виды искусства: АРХИТЕКТУРА (ЗОДЧЕСТВО) МУЗЫКА КИНО ЖИВОПИСЬ ТЕАТР ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО СКУЛЬПТУРА ЦИРК ФОТОИСКУССТВО БАЛЕТ ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДА ЛИТЕРАТУРА ГРАФИКА

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Различают виды искусства:

АРХИТЕКТУРА

(ЗОДЧЕСТВО)

МУЗЫКА

КИНО

ЖИВОПИСЬ

ТЕАТР

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО

СКУЛЬПТУРА

ЦИРК

ФОТОИСКУССТВО

БАЛЕТ

ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ЭСТРАДА

ЛИТЕРАТУРА

ГРАФИКА

Тема 4.  Искусство, его виды, место в жизни человека Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях. Искусство Украшает мир Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни Осмысливает и преобразовывает жизнь Восстанавливает в сфере духа гармонию

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях.

Искусство

Украшает мир

Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни

Осмысливает и преобразовывает жизнь

Восстанавливает в сфере духа гармонию

Тема 4.  Наука в современном обществе   Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека Система наук Естественные  науки Технические науки Общественные науки

Тема 4. Наука в современном обществе

Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека

Система наук

Естественные науки

Технические науки

Общественные науки

Тема 5.  Наука в современном обществе   Задание B3 ( 5-7 мин.) Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ А) биология 1) естественные науки Б) история 2) общественные науки В) политология Г) химия Д) правоведение Е) физика  Запишите в таблицу  выбранные цифры А Б В Г Д Е Ответ: 122121

Тема 5. Наука в современном обществе

Задание B3 ( 5-7 мин.)

Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ

А) биология 1) естественные науки

Б) история 2) общественные науки

В) политология

Г) химия

Д) правоведение

Е) физика

Запишите в таблицу

выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ: 122121

Тема 6.  Религия, её роль в обществе   Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения Типология религий Иудаизм, индуизм, синтоизм , даосизм Родоплеменные примитивные верования Национальные государственные Мировые религии Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия Буддизм, христианство, ислам

Тема 6. Религия, её роль в обществе

Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения

Типология религий

Иудаизм, индуизм, синтоизм , даосизм

Родоплеменные примитивные верования

Национальные государственные

Мировые религии

Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия

Буддизм, христианство, ислам

Тема 7.  Мораль, основные ценности и нормы   Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли ДОЛГ Высшее проявление добра ДОБРО СОВЕСТЬ ЛЮБОВЬ МИР

Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы

Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру

Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли

ДОЛГ

Высшее проявление добра

ДОБРО

СОВЕСТЬ

ЛЮБОВЬ

МИР

 Тема 8.  Гуманизм   Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье

Тема 8. Гуманизм

Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье

Тема 8.  Гуманизм Включает в себя благожелательность уважение сочувствие и доверие скромность самопожертвование  искренность честность великодушие

Тема 8. Гуманизм

Включает в себя

благожелательность

уважение

сочувствие и доверие

скромность

самопожертвование

искренность

честность

великодушие

Тема 9.  Патриотизм, гражданственность   Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры

Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!