СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ задание №8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ задание №8»

ЕГЭ. Русский язык. Задание №8.
Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление
(причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли
грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.
Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.

1. Несогласованное приложение
Несогласованное приложение – это название книги, журнала,
фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.
В предложении изменяется по падежам родовое слово, а
несогласованное приложение стоит в начальной форме и не
изменяется: в романе «Война и мир»; картину Левитана
«Золотая осень», на станции метро «Тверская».
Если родового слова в предложении нет, изменяется по
падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на
«Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской».

Грамматическая ошибка: В основе произведения
«Повести о настоящем человеке» лежат реальные
события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Правильный вариант: В основе произведения
«Повесть о настоящем человеке» лежат реальные
события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

2. Предложение с косвенной речью представляет собой
сложноподчиненное предложение. Сравните:
Проводник сказал: «Я принесу вам чай» — Проводник сказал,
что он принесет нам чай.

Грамматическая ошибка: Базаров говорит Аркадию,
что твой отец — человек отставной.
Правильный вариант: Базаров говорит Аркадию, что
его отец — человек отставной. (Личное местоимение
должно измениться.)
Грамматическая ошибка: Пассажир спросил, что
может ли он открыть окно
Правильный вариант: Пассажир спросил, может ли
он открыть окно. (В предложении есть ЛИ в роли
союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)

3. Причастный оборот
1. Внутрь причастного оборота не может попасть
определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после
него.
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с
главным словом, которое определяется по смыслу и по
вопросу. Обратите внимание: одно из событий, случившееся
прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь
идет об одном событии). Вспоминается ряд событий,
случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ
«каких?»).
3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий
правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но
нет будущего времени (ученик, запомнящий правило
грамматическая ошибка).
4. Недопустимо употреблять в предложении причастный
оборот после имени существительного, которое не является
определяемым словом для этого причастного оборота.

1. Грамматическая ошибка: Пришедшие
зрители на встречу с режиссером прошли в зал.
Правильный вариант: Пришедшие на встречу с
режиссером зрители прошли в зал. или Зрители,
пришедшие на встречу с режиссером, прошли в зал.
2. Грамматическая ошибка: Жители гор,
напуганных ураганом, спустились в долину.
Правильный вариант: Жители гор, напуганные
ураганом, спустились в долину.
3. Грамматическая ошибка. Это рассказ о
человеке, возвращённом после войны в родной город.
Правильный вариант: Это рассказ о человеке,
возвратившемся после войны в родной город.
Грамматическая ошибка: Лес тянется с севера на юг,
состоящий в основном из хвойных деревьев.
Правильный вариант: Лес, состоящий в основном из
хвойных деревьев, тянется с севера на юг. или
Состоящий в основном из хвойных деревьев лес
тянется с севера на юг.

4. Деепричастный оборот
Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а
глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол
сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!
В определенно-личном предложении легко восстановить
подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение,
учитывайте (вы) грамматическое значение слова.
Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет.
Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом в
безличном предложении: Составляя предложение, надо
учитывать грамматическое значение слова.

Грамматическая ошибка: Идя на первый бал, у
Наташи Ростовой возникло естественное волнение.
Правильный вариант: Рассуждаем: волнение возникло
Наташа Ростова шла – разные действующие лица.
Находим в предложении подлежащее и проверяем,
выполняет ли оно действие, названное деепричастием
Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала
естественное волнение.
Грамматическая ошибка: Прочитав предложение,
мне кажется, что ошибки нет.
Правильный вариант: Рассуждаем: МНЕ не может
быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме.
Прочитав предложение, я решил, что ошибки нет.

5. Грамматическая связь между подлежащим и
сказуемым.
1. Ошибка может скрываться в сложноподчиненных
предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…»,

Грамматическая ошибка: Никто из тех, кто побывал
там летом, не были разочарованы.
Правильный вариант: Анализируем предложение.
НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО

«КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ,
КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ,
КТО…». В каждом простом предложении в составе
сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить,
согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ,
НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном
числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми
во множественном числе.
2. Если подлежащим является несклоняемое
сложносокращённое слово, то сказуемое согласуется с
основным словом, входящим в наименование, т.е. так, как оно
согласовалось бы при полном названии: МГУ праздновал свой
юбилей (Московский государственный университет). Если
сложносокращённое слово склоняется, то согласование
происходит по общим правилам: Вуз начал приёмные
экзамены. Неприятельский дот был разрушен (слова вуз и дот
относятся к существительным 2-го склонения мужского рода).
3. При несклоняемом географическом названии форма
сказуемого определяется грамматическим родом того
нарицательного существительного, которое выступает в роли
родового понятия по отношению к индивидуальному
названию. Например, Баку – существительное мужского рода,
так как город – мужского рода.

ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Никто из тех, кто побывал
там летом, не был разочарован.
Грамматическая ошибка: МГУ выпустило новый
альманах.
Правильный вариант: МГУ выпустил новый
альманах.
Грамматическая ошибка: Ориноко вышло из берегов.
Правильный вариант: Рассуждаем. Ориноко – река.
Ориноко вышла из берегов.

неправильное употребление времени глагола ведет к путанице
в последовательности действий.

Грамматическая ошибка: Я работаю невнимательно,
с остановками, а в результате сделал много нелепых
ошибок.
Правильный вариант: Я работаю невнимательно, с
остановками, а в результате делаю много нелепых
ошибок. ( Оба глагола несовершенного вида стоят в
настоящем времени.) Я работал невнимательно, с
остановками, а в результате сделал много нелепых
ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени,
первый глагол — несовершенного вида – указывает на
процесс, второй – совершенного вида – указывает на
результат.)

7. Однородные члены предложения
Использование союза и.
1. Союз И не может связывать один из членов
предложения с целым предложением.
2. Союз И не может связывать однородные члены,
выраженные полной и краткой формой прилагательных и
причастий.
3. Союз И не может связывать инфинитив и
существительное:
4. Трудно распознать ошибку в такой синтаксической
конструкции: Декабристы любили и восхищались русским
народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ
относится к обоим сказуемым, но грамматически связано
только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ.
От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно
задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к

1. Грамматическая ошибка: Я не люблю болеть
и когда получаю двойку. Москва – город, который был
родиной Пушкина и подробно описанный им. Когда
Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он
не узнал её. Слушали лекцию о значении спорта и
почему им нужно заниматься.
Правильный вариант: Я не люблю болеть и получать
двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина
и был описан им. Когда Онегин вернулся в Петербург и
встретил Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о
том, какое значение имеет спорт и почему им нужно
заниматься.
2. Грамматическая ошибка: Он высок и
худощавый. Она умная и красива.
Правильный вариант: Он высок и худощав. Он
высокий и худощавый. Она умна и красива. Она умная и
красивая.
3. Грамматическая ошибка: Я люблю стирать,
готовить и чтение книг.
Правильный вариант: Я люблю стирать, готовить и
читать книги.
4. Грамматическая ошибка: Автор в этой
статье исследует и рассуждает о природе света.
Правильный вариант: Автор в этой статье
исследует природу света и рассуждает о ней.

дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и
любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и
пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном.
Исправление такой ошибки требует введения разных
дополнений, каждое будет согласовываться со своим
глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им.
Использование составных союзов.
5. Учитесь распознавать в предложении следующие союзы:
«НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ
СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать
отдельные слова или заменять их другими.
6. Части двойного союза должны находиться непосредственно
перед каждым из однородных членов. Неправильный порядок
слов ведет к грамматической ошибке
Обобщающие слова при однородных членах
7. Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены
стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами
спорта: (чем?) лыжами и плаваньем.
Предлоги при однородных членах
8. Предлоги перед однородными членами можно
опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы.

5. Грамматическая ошибка: Не только мы, но
наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в
комедии создают не только действующие лица, а
также внесценические персонажи. Как и днем, так и
ночью кипит работа.
Правильный вариант: Не только мы, но и наши
гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии
создают не только действующие лица, но и
внесценические персонажи. Как днем, так и ночью
кипит работа.
6. Грамматическая ошибка: Мы осмотрели не
только древнюю часть города, но и побывали в новых
районах. В сочинении надо как о главных героях, так и
рассказать о художественных особенностях.
Правильный вариант: Мы не только осмотрели
древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
В сочинении надо рассказать как о главных героях, так
и о художественных особенностях.
7. Грамматическая ошибка: Автор наделяет
полководца Кутузова редкими душевными качествами:
справедливость, благородство, простота.
Правильный вариант: Автор наделяет полководца
Кутузова редкими душевными качествами:
справедливостью, благородством, простотой
8. Грамматическая ошибка: Он побывал в
Греции, Испании, Италии, Кипре.
Правильный вариант: Он побывал в Греции, Испании,
Италии, на Кипре.

8. Сложноподчиненное предложение
Очень распространены ошибки, связанные с неправильным
использованием союзов, союзных слов, указательных слов.
Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые
из них.
1. Лишний союз.
2. Смешение сочинительных и подчинительных союзов.
3. Лишняя частица БЫ.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается,
что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
4. Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого
слова

1. Грамматическая ошибки: Меня мучил вопрос,
что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что
насколько я был далек от истины.
Правильный вариант: Меня мучил вопрос, надо ли всё
рассказать отцу. Я не подумал, насколько я был далек
от истины.
2. Грамматическая ошибки: Когда Мурке
надоедало возиться с котятами, и она уходила куда
нибудь поспать.
Правильный вариант: Когда Мурке надоедало
возиться с котятами, она уходила куда-нибудь
поспать.
3. Грамматические ошибки: Надо, чтобы он
зашел бы ко мне.
Правильный вариант: Надо, чтобы он зашел ко мне.
Грамматическая ошибка: Теплый дождик смочил
землю, в котором так нуждались растения.
Правильный вариант: Теплый дождик, в котором
нуждались растения, смочил землю.

9. Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,

Грамматическая ошибка: Согласно сложившихся на

НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в
ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно
расписанию, вопреки правилам.
Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом
БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь
идёт о причинах, вызвавших положительный результат.
Поэтому неудачными следует считать обороты с этим
предлогом в сочетании с чем-то отрицательным.
2. Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В
этом случае существительное стоит в предложном падеже и
имеет окончание И: по окончании школы (после окончания), по
приезде в город (после приезда), по истечении срока (после
истечения срока).
Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по
истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.
3. Запоминаем особенности управления в следующих
словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Избегать (чего?) опасности
Отчитаться (в чём?) в расходах
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас
Уделять внимание (чему?) мелочам
Указывать (на что?) на недостатки
Упрекать (в чём?) в жадности
Запоминаем пары:
Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына
Верить в победу – уверенность в победе
Вопрос о строительстве – проблемы со строительством
Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды
Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой
Обидеться на недоверие – обидеть недоверием
Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью
Озабоченность делами – тревога о делах
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение
Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу
Плата за услугу – оплата услуги
Превосходство над ним – преимущество перед ним
Предостеречь от опасности – предупредить об опасности
Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов
Удивляться терпению – удивлен терпением
Характерно для него – присуще ему

флоте традиций, переход через экватор считался
знаменательным событием.
Правильный вариант: Согласно сложившимся на
флоте традициям, переход через экватор считался
знаменательным событием.
Грамматическая ошибка: Благодаря крушению поезда
пострадали люди.
Правильный вариант: Из-за крушения поезда
пострадали люди.
2. Грамматическая ошибка: По прибытию в
Москву он почувствовал себя плохо. По прилёту в
Москву следует посетить Красную площадь.
Правильный вариант: По прибытии в Москву он
почувствовал себя плохо. По прилёте в Москву следует
посетить Красную площад




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!