СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ,ОГЭ по теме Биология как наука

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый блок «Биология как наука» проверяет знания:

      О научных методах, применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение),

       о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира.

       Чем занимается каждая из биологических наук: ботаника, зоология, экология, генетика, эволюционное учение и т.д. (напр. анатомия – это наука о строении организма).

       О признаках живых организмов

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ,ОГЭ по теме Биология как наука»

Биология как наука Учитель МБОУ Горицкая ООШ Моисеенко Зоя Александровна

Биология как наука

Учитель МБОУ Горицкая ООШ Моисеенко Зоя Александровна

Первый блок «Биология как наука» проверяет знания:  О научных методах , применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение),  о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира.  Чем занимается каждая из биологических наук: ботаника, зоология, экология, генетика, эволюционное учение и т.д. (напр. анатомия – это наука о строении организма).  О признаках живых организмов

Первый блок «Биология как наука» проверяет знания:

О научных методах , применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение),

о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира.

Чем занимается каждая из биологических наук: ботаника, зоология, экология, генетика, эволюционное учение и т.д. (напр. анатомия – это наука о строении организма).

О признаках живых организмов

Биология – наука о жизни.   1779г. – Т.Руз впервые употребил термин «биология». 1802г. – Ж.Б. Ламарк ввёл термин биология для обозначения науки о жизни.

Биология – наука о жизни.

  • 1779г. – Т.Руз впервые употребил термин «биология».
  • 1802г. – Ж.Б. Ламарк ввёл термин биология для обозначения науки о жизни.
Значение биологии для человека  1. В медицине – создание  лекарств, витаминов, лечение и  диагностика болезней

Значение биологии для человека 1. В медицине – создание лекарств, витаминов, лечение и диагностика болезней

 Создание новых пород  животных и сортов растений

Создание новых пород животных и сортов растений

Производство продуктов  питания, новых источников энергии

Производство продуктов питания, новых источников энергии

Производство продуктов  питания, новых источников энергии

Производство продуктов питания, новых источников энергии

Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды

Моделирование Имитируются многие процессы недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения. ( Построение пищевой цепи)

Моделирование

  • Имитируются многие процессы недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения.
  • ( Построение пищевой цепи)
Организмы бывают: Одноклеточные  Многоклеточные Водоросли Бактерии Грибы животные Растения Животные Грибы Человек

Организмы бывают:

  • Одноклеточные
  • Многоклеточные
  • Водоросли
  • Бактерии
  • Грибы
  • животные
  • Растения
  • Животные
  • Грибы
  • Человек
Единство химического состава и высокоупорядоченное строение

Единство химического состава и высокоупорядоченное строение

1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ   Почти все химические элементы периодической системы Менделеева входят в состав живых организмов.  На 98 % состоят из углерода, кислорода, азота и водорода  Только в живых организмах можно выделить органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  • 1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ

  • Почти все химические элементы периодической системы Менделеева входят в состав живых организмов.

  • На 98 % состоят из углерода, кислорода, азота и водорода

  • Только в живых организмах можно выделить органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

 Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления, преобразования и удаления веществ и энергии, происходящих в живых организмах.    Способность к самовоспроизведению – всё живое способно к размножению. Жизнь любого организма ограничена, но за счёт размножения живая материя бессмертна.

Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления, преобразования и удаления веществ и энергии, происходящих в живых организмах.

Способность к самовоспроизведению – всё живое способно к размножению. Жизнь любого организма ограничена, но за счёт размножения живая материя бессмертна.

Дискретность Любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно взаимодействующих структур, образующих единое целое. Каждый организм также дискретен, т.к. состоит из совокупности органов, тканей, клеток. Каждая клетка состоит из органелл, но в то же время образует единое целое.

Дискретность

  • Любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно взаимодействующих структур, образующих единое целое.
  • Каждый организм также дискретен, т.к. состоит из совокупности органов, тканей, клеток.
  • Каждая клетка состоит из органелл, но в то же время образует единое целое.
Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.
  • Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
  • В основе – изменение ДНК.
Рост и развитие Рост всегда сопровождается развитием. Развитие Онтогенез Филогенез Индивидуальное Историческое развитие Развитие

Рост и развитие

  • Рост всегда сопровождается развитием.
  • Развитие
  • Онтогенез Филогенез
  • Индивидуальное Историческое развитие
  • Развитие
Раздражимость- способность организмов реагировать на изменения окружающей среды. тропизмы настии Изменение характера роста Движение отдельных частей растительного организма таксисы У растений: рефлекс Изменение характера движения Геотропизм,  гелиотропизм Движение листьев к свету Ответная реакция организма на раздражение , осуществляемая и контролируемая нервной системой. У простейших: хемотаксис, У многоклеточных животных, человека. фототаксис

Раздражимость- способность организмов реагировать на изменения окружающей среды.

тропизмы

настии

Изменение характера роста

Движение отдельных частей растительного организма

таксисы

У растений:

рефлекс

Изменение характера движения

Геотропизм, гелиотропизм

Движение листьев к свету

Ответная реакция организма на раздражение , осуществляемая и контролируемая нервной системой.

У простейших:

хемотаксис,

У многоклеточных животных, человека.

фототаксис

Энергозависимость: Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.    Саморегуляция : способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды,  поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов - гомеостаз
  • Энергозависимость:
  • Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.

  • Саморегуляция : способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды,

поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов - гомеостаз

Э волюция — Необратимый процесс исторического развития живых организмов. Результаты эволюции: приспособленность к среде обитания, усложнение.
  • Э волюция — Необратимый процесс исторического развития живых организмов.
  • Результаты эволюции: приспособленность к среде обитания, усложнение.
В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.

В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.

Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?

Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.  Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт ?

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт ?

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Уровневая организация живой природы  Биологические системы различаются по степени сложности своей организации. Друг относительно друга биосистемы выстраиваются по уровням сложности и при этом включены одна в другую, по принципу « матрёшки». В то же время биосистема любого уровня достаточно обособлена и целостна.  Биосистемы разной степени сложности – представляют собой структурные уровни организации жизни, среди которых выделяют следующие:

Уровневая организация живой природы

Биологические системы различаются по степени сложности своей организации. Друг относительно друга биосистемы выстраиваются по уровням сложности и при этом включены одна в другую, по принципу « матрёшки». В то же время биосистема любого уровня достаточно обособлена и целостна.

Биосистемы разной степени сложности – представляют собой структурные уровни организации жизни, среди которых выделяют следующие:

Молекулярный. Молекулы веществ — органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и т.д.)
  • Молекулярный.

Молекулы веществ — органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и т.д.)

2. Клеточный Клетка — структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле.

2. Клеточный

Клетка — структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле.

3. Тканевый Ткань — совокупность сходных по строению клеток, объединенных выполнением общей функции.

3. Тканевый

Ткань — совокупность сходных по строению клеток, объединенных выполнением общей функции.

4. Органный Органы — структурно-функциональные объединения нескольких видов тканей.

4. Органный

Органы — структурно-функциональные объединения нескольких видов тканей.

5. Организменный Многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов, специализированных для выполнения различных функций.

5. Организменный

Многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов, специализированных для выполнения различных функций.

6. Популяционно-видовой Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания. Создает популяцию как систему надорганизменного порядка, в которой осуществляются простейшие эволюционные преобразования.

6. Популяционно-видовой

Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания. Создает популяцию как систему надорганизменного порядка, в которой осуществляются простейшие эволюционные преобразования.

7. Биогеоценотический Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания.

7. Биогеоценотический

Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания.

8. Биосферный Биосфера — система высшего порядка, охватывает все явления жизни, совокупность всех биоценозов. На этом уровне происходят круговорот вещества и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

8. Биосферный

Биосфера — система высшего порядка, охватывает все явления жизни, совокупность всех биоценозов.

На этом уровне происходят круговорот вещества и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

А1 Лабораторным методом исследования является Наблюдение Описание Сравнение Моделирование А4 Основной структурной единицей организмов является Молекула Клетка Ткань Орган В1 Выберите все верные ответы Организмы состоят из иных химических элементов по сравнению с неживыми телами Среды жизни значительно различаются по условиям обитания Существенным признаком системы является наличие связей между ее частями Живые организмы не являются системами Биосфера включает в себя часть гидросферы Биосфера включает в себя всю гидросферу

А1 Лабораторным методом исследования является

  • Наблюдение
  • Описание
  • Сравнение
  • Моделирование

А4 Основной структурной единицей организмов является

  • Молекула
  • Клетка
  • Ткань
  • Орган

В1 Выберите все верные ответы

  • Организмы состоят из иных химических элементов по сравнению с неживыми телами
  • Среды жизни значительно различаются по условиям обитания
  • Существенным признаком системы является наличие связей между ее частями
  • Живые организмы не являются системами
  • Биосфера включает в себя часть гидросферы
  • Биосфера включает в себя всю гидросферу
Биологический диктант. Раздел биологии, изучающий животных, называется…. Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название …. Анатомия изучает (строение) организма. Взаимосвязь живого организма с окружающей средой изучает ….. Живые организмы состоят из тех же (химических элементов), что и…… Любая система состоит из отдельных частей, т.е. (дискретна). Постоянство внутренней среды – это (гомеостаз). Хранит и передает генетическую информацию (молекула ДНК). Свойство организмов приобретать новые признаки и свойства называется ( изменчивость).  Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству ( раздражимости).  Молекулярная биология и биохимия изучает живое на (молекулярном) уровне.  Строение и функции тканей изучают на (тканевом) уровне.  Совокупность всех биогеоценозов называется ( биосфера).  Необратимое изменение объекта живой природы в процессе роста называется (развитием).  Ф. Энгельс: «Жизнь – есть способ существования (белковых тел)».

Биологический диктант.

Раздел биологии, изучающий животных, называется….

  • Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название ….
  • Анатомия изучает (строение) организма.
  • Взаимосвязь живого организма с окружающей средой изучает …..
  • Живые организмы состоят из тех же (химических элементов), что и……
  • Любая система состоит из отдельных частей, т.е. (дискретна).
  • Постоянство внутренней среды – это (гомеостаз).
  • Хранит и передает генетическую информацию (молекула ДНК).
  • Свойство организмов приобретать новые признаки и свойства называется ( изменчивость).
  • Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству ( раздражимости).
  • Молекулярная биология и биохимия изучает живое на (молекулярном) уровне.
  • Строение и функции тканей изучают на (тканевом) уровне.
  • Совокупность всех биогеоценозов называется ( биосфера).
  • Необратимое изменение объекта живой природы в процессе роста называется (развитием).
  • Ф. Энгельс: «Жизнь – есть способ существования (белковых тел)».

9 класс. Биология как наука. Методы биологии (245). 1-я часть.

1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

2. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

3. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) описание 3) измерение 4) моделирование

4. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

1) создать теорию 2) построить модель

3) провести эксперимент 4) собрать научные факты

5. Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистемы 2) нуклеиновые кислоты 3) миграции птиц 4) животные ткани

6. Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молекулярный 2) клеточный 3)организменный

4) популяционно-видовой 5) органо-тканевый 6) биогеоценотический

7. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр 2) тонометр 3) электрокардиограф 4) динамометр

8. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

9. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?   1) анатомия  2) зоология  3) селекция  4) иммунология 10. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?   1) его проводят квалифицированные учёные   2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты   3) изучается не сам объект, а его копия   4) он более продолжителен по времени 11. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был   1) изолировать мясо от комнатных мух   2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом   3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок   4) держать мясо в тепле 12. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?   1) наблюдение  2) эксперимент  3) измерение  4) анализ 13. Основоположником науки систематики является   1) К. Линней  2) Ж. Б. Ламарк  3) Ч. Дарвин  4) Аристотель 14. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом   1) наблюдения  2) моделирования  3) описания  4) эксперимента

9. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия 2) зоология 3) селекция 4) иммунология

10. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

11. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом

3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок

4) держать мясо в тепле

12. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) эксперимент 3) измерение 4) анализ

13. Основоположником науки систематики является

1) К. Линней 2) Ж. Б. Ламарк 3) Ч. Дарвин 4) Аристотель

14. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом

1) наблюдения 2) моделирования 3) описания 4) эксперимента

24. Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, –

1) отоларинголог 2) гастроэнтеролог 3) офтальмолог 4) эндокринолог

25. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) моделирования 2) эксперимента 3) сравнения 4) наблюдения

26. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) описание 3) измерение 4) обобщение

27. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях

на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  • на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая

белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

28. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения 2) измерения 3) эксперимента 4) моделирования

29. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) экспериментальный 3) измерение 4) обобщение

30. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика 2) палеонтология 3) генетика 4) эмбриология

31. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анатомия 4) молекулярная биология

2) биоценология 5) психология

3) физиология 6) эволюционное учение

32. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения 2) наблюдения 3) экспериментальных 4) моделирования

33. Сформулировать гипотезу – значит

1) подтвердить объективность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) собрать имеющиеся факты

34. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария 2) анатомия 3) гигиена 4) антропология

35. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

36. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика 2) экология 3) антропология 4) молекулярная биология

37. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) измерение кровяного давления у пациента

38. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это

1) гипотеза 2) эксперимент 3) теория 4) факт


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!