Подготовка детей с нарушением зрения к государственной итоговой аттестации, как результат успешной социализации и интеграции в общество
Учитель – дефектолог
ГКОУ УР «Якшур – Бодьинская школа – интернат»
Татьяна Юрьевна Шишкина
Для того чтобы получить аттестат школьникам необходимо сдать экзамены, то есть пройти государственною итоговую аттестацию (ГИА).
ГИА имеет три формы:
Основной государственный экзамен (ОГЭ)
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ)
Большинство ребят нашей школы после 10 класса выбирают для сдачи экзаменовформу ГВЭ, но часть ребят выбирает и форму ОГЭ (для того чтобы проверить себя, оценить свои возможности)
После 12 класса ребята, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения сдают ГВЭ, а ребята, которые планируют поступать в вузы выбирают для сдачи экзамена форму ЕГЭ.
Результаты ГИА становятся основным источником объективной и независимой информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников, о тенденциях развития общего образования в школе.
Анализ показывает стабильно высокие результаты итоговой аттестации выпускников нашей школы.
Перед вами на слайде представлены итоги ГИА -9 в форме ГВЭ в сравнении с результатами нашего Якшур – Бодьинского района и Удмуртской Республики.
Сравнивая результаты за 3 года, хочется отметить, что наблюдается положительная динамика и по русскому языку, и по математике, причем средний балл по русскому языку в 2018-2019, а также в 2020-2021 году выше чем в районе и республике, а по математике средний балл также повышается и в 2020-21 учебном году становится выше чем в районе и республике.
На следующем слайде представлены результаты ОГЭ за 3 года. Результаты ОГЭ тоже нас радуют. По русскому языку средние баллы высокие и выше баллов по району и Удмуртии. В 2021 году по русскому языку не писали ОГЭ, выбрали математику и показали хорошие результаты.
И наконец, результаты ГИА – 11. Форму ГВЭ выбирала только 1 ученица. Она сдавала русский язык в прошлом году и сдала его на «4».
Перед вами представлена таблица итогов ЕГЭ за 3 года. Обратите внимание в красных кружках отмечены наиболее высокие результаты наших ребят.
В 2018 -19 учебном году наша незрячая ученица медалистка Главацких Анна сдавала экзамен по выбору по литературе и получила максимальный балл (100 баллов)
В прошлом году Настя Вайс сдавала экзамен по английскому языку и получила 93 балла (это самый высокий балл по республике)
И Николаев Алексей (слепой с рождения) в прошлом году сдавал экзамен по информатике и ИКТ (впервые этот экзамен был на компьютере) и получил он 98 баллов.
Организация работы по подготовке к итоговой аттестации – это комплексная, многогранная работа.
Я хочу представитьвам модель подготовки к итоговой аттестации нашего образовательного учреждения.
Система работы по подготовке к выпускным экзаменам представлена большим количеством субъектов.Их взаимосвязь переплетается как паутина (в хорошем смысле этого слова), для того, чтобы добиться наилучшего результата.
Руководит процессом подготовки ГИА зам. директора по УВР. На ее плечи ложится вся организационная работа.
Одну из главных ролей играет учитель – предметник. Именно он является наставником ребенка.
Помощниками учителей предметников в подготовке к экзаменам являются воспитатели.
Психологическую подготовку оказывает педагог – психолог
Тифлотехническую и коррекционную помощь оказывает тифлопедагог
Родители – партнеры педагогов. Их роль очень важна в оказании поддержки детей.
Связующим звеном всех субъектов является классный руководитель. Он координирует работу по подготовке к ГИА
Подготовка к ГИА слепых и слабовидящих детей имеет свою специфику.Заключается в учете специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
В школе осуществляется индивидуальный подход, согласно которому оказывается педагогическое воздействие на каждого ребенка.
Формы организации подготовки к ГИА разнообразны. Подготовка к ГИА осуществляется педагогами на уроках, факультативах, предметных кружках, коррекционных занятиях, элективных курсах, индивидуальных, групповых консультациях, и большую роль играет самоподготовка.
При обучении слепых и слабовидящих детей применяются такие же методы как и при обучении нормально видящих детей: словесный, наглядный, практический. Отличием является применение специальных приёмов.
Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации
Специальные приемы организации обучения по предмету
Логические приёмы переработки учебной информации
5)Для слепых обучающихся в школе имеется специальная литература и наглядные пособия, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, художественная литература, а также большое количество учебных пособий, сочетающих рельефную и цветную печать.
6)Следующей особенностью является применение специальных тифлотехнических средств для детей с нарушением зрения. Учебная тифлотехника обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует процесс подготовки к экзаменам.
Набор устройств,которым пользуется конкретный ребёнок, индивидуален и зависит от многих факторов: от его зрительных возможностей, умственного развития, потребностей.
Для Слабовидящих:
Карманные лупы
Электронные лупы
Для Незрячих:
Приборы и грифели для письма
чертежные инструменты:
прибор для рисования ичерчения "Школьник"
более усовершенствованный "Универсальный цифровой планшет", предназначен в качестве средства обучения на уроках математики, в набор которого входят чертежные инструменты
приборы Ориентир", «Графика» (Необходимы для создания схем, построения геометрических фигур)
Геоборды)
Приборы с координатной плоскостью
компьютерный класс нашего образовательного учреждения оснащен программой экранного доступаNVDA,с помощью которой незрячие и имеют представление обо всем, что у них отображается на экране монитора посредством озвученных инструкций (Таким образом слепые могут выполнять тренировочные работы онлайн на сайтах Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ также, как и зрячие)
брайлевский дисплей. также используется незрячими детьми для самостоятельной работы за компьютером.
читающие машины с синтезом речи для чтения плоскопечатных листов.
Большую помощь в разработке материалов для слепых детей для подготовки к экзаменам оказывает брайлевскийпринтер.
для создания рельефных дидактических пособий – термопечь.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке обучающихся к экзаменам способствует повышению эффективности и качества результатов экзаменов.
Сдавать выпускные экзамены трудно всем школьникам, а детям с ограниченными возможностями здоровья - еще сложнее. Но не смотря на сложности, все преграды, которые стоят перед ними наши ребята успешно справляются, поступают в средние профессиональные учебные заведения, а также многие поступают в высшие учебные заведения. Например, в этом году наш золотой медалист Алеша Николаев поступил в Институт естественных наук и математики Уральского федерального университета г. Екатеринбурга по направлению Фундаментальная информатика и информационные технологии. Настя Вайс стала студенткой Казанского федерального университета по направлению – лингвистика, профиль переводоведение. Наш спортсмен победитель первенства России по лыжным гонкам Максимов Александр поступил в Чайковскую государственную академию физической культуры и спорта, профиль – адаптивное физическое воспитание.
Экзамен в переводе с латинского - испытание. Необходимо помнить, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации. И мы уверены, что наши ребята смогут успешно социализироваться и интегрироваться в обществе, будут иметь активную жизненную позицию и найдут себя в жизни.