СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка педагогов-дефектологов к использованию информационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья. Прокопенко Н.И. Подготовка педагогов-дефектологов к использованию информационных технологий в специальном образовании. В сб. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 57. – Ч V. – С. 278–284.

В статье рассмотрены преимущества компьютера как инструмента специального обучения детей с нарушениями развития, основные способы использования информационно-коммуникационных технологий педагогом специального образования, приведён опыт по подготовке будущих специалистов к разработке собственных педагогических программных средств с помощью программы MS Power Point.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка педагогов-дефектологов к использованию информационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании»

Педагогика

УДК: 378:376:004

кандидат педагогических наук, доцент

Прокопенко Надежда Ивановна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского


подготовка педагогов-дефектологов к использованию Информационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании


Аннотация.

В статье рассмотрены преимущества компьютера как инструмента специального обучения детей с нарушениями развития, основные способы использования информационно-коммуникационных технологий педагогом специального образования, приведён опыт по подготовке будущих специалистов к разработке собственных педагогических программных средств с помощью программы MS Power Point.

Ключевые слова: подготовка, педагог-дефектолог, профессиональное образование, педагогические программные средства.

Annоtation.

The article examines the advantages of a computer as a tool for special education of children with developmental disabilities, the main ways of using information and communication technologies by a teacher of special education, the experience in training future specialists for the development of their own pedagogical software with the help of the MS PowerPoint program is given.

Keywords: training, a teacher-defectologist, professional education, pedagogical tools.

Введение.

Использование информационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании расширяет круг средств педагога, помогая ему создавать те условия коррекционно-развивающего обучения, которые не могут быть обеспечены традиционно применяемыми средствами.

Эффективность введения новых методов обучения детей зависит, в частности, от умения педагога разрабатывать качественные педагогические программные средства, грамотно их использовать в образовательном процессе.

Формулировка цели статьи.

Статья имеют своей целью познакомить педагогов-дефектологов с возможностями редактора презентаций PowerPoint для разработки педагогических программных средств, способствующих повышению эффективности учебных занятий с детьми, имеющими нарушения развития.

Изложение основного материала статьи.

Преимущества компьютера как инструмента специального обучения детей с нарушениями развития подробно представлены в работе [3]. Это: мотивация детей к трудным для них видам учебной деятельности; моделирование сложных объектов познания в различных знаковых формах; моделирование продуктивных видов деятельности, требующих умений классификации, конструирования, экспериментирования, прогнозирования; создание визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени; расширение возможностей качественной индивидуализации специального обучения.

Основные умения педагога специального образования в области информационно-коммуникационных технологий:

  • подбор информационного и иллюстративного материала для проведения занятий с детьми и их родителями, для оформления стендов, родительских уголков, группы, буклетов:

    • поиск информации в сети Интернет;

    • использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры для создания фильмов;

    • сканирование;

    • распечатка на принтере;

  • хранение мультимедийного материала: текстового, графического, аудио и видео файлов, презентаций, специализированных программ;

  • создание и ведение медиатек, записных книжек, баз данных;

  • обработка электронного материала с использованием:

    • приложений Microsoft Office (MS Word, MS PowerPoint, MS Access);

    • программ компьютерной вёрстки (MS Publisher);

    • программ для создания иллюстраций (векторный графический редактор CorelDraw);

    • программм редактирования цифровой фотографии (растровый графический редактор Photoshop);

    • программ для работы со звуком (Widows Звукозапись);

    • программ для компьютерного видеомонтажа (Widows Movie Maker);

    • применение специализированных компьютерных программ, по различным направлениям коррекционной работы;

  • использование ресурсов Интернета:

    • обмен опытом с коллегами, обсуждение педагогических тем, знакомство с наработками других педагогов;

    • консультации со специалистами;

    • создание электронной почты;

    • ведение блога и сайта;

  • разработка собственных педагогических программных средств для развития детей и сопровождения образовательного процесса.

В подготовке педагога-дефектолога, по нашему мнению, основным из перечисленных умений является разработка собственных педагогических программных средств, остальные умения – обеспечивающие, без владения ими невозможно обеспечить качество разрабатываемого программного продукта.

В силу ряда причин (например, таких как недостаточное владение педагогами-дефектологами программированием или недостаточность аппаратных, программных, учебно-методических и организационных средств учебного заведения) в нашем опыте мы ограничиваем данный этап подготовки разработкой программных продуктов в общедоступной среде – MS PowerPoint.

Такие возможности MS PowerPoint, как управляющие кнопки, триггеры, макросы, позволяют сделать разработку многоуровневой и интерактивной. Непрофессионалы в области программирования легко и быстро обучаются умению создавать развивающие мультимедийные игры-презентации с алгоритмом, позволяющим управлять процессом игры, обеспечивать обратную связь с ребёнком. Отличием таких игр от специализированных компьютерных программ является то, что они предназначены для оперативного решения локальных педагогических задач, адекватных возникшей ситуации.

Создание дидактической мультимедийной игры требует разработки необходимых технологических приёмов на основе триггеров и макросов, определения цели и правил игры, разработки сценария занятия.

Подготовка студентов ведётся в компьютерном классе в несколько этапов.

  1. Этап ознакомления с возможностями MS PowerPoint для реализации поставленной цели.

  1. Создание простых (линейных) презентаций. Создание управляющих кнопок.

  2. Создание триггеров. Разработка технологических приёмов на основе триггеров.

Пояснение. Триггер в MS PowerPoint — интерактивное средство анимации – визуальный объект на слайде, играющий роль кнопки запуска анимации. Во время показа презентации триггер срабатывает по щелчку мыши на заданном объекте, обычные же анимации запускаются поочередно, согласно списку их создания по щелчку мыши в любом месте слайда.

Студентам предлагается разработать следующие задания для детей:

  • «Живая шляпа», «Загадки» – анимация и триггер назначаются одному объекту; при щелчке на шляпе раздаётся звуковой сигнал, шляпа покачивается и перемещается по слайду; при щелчке на картинке (соответствующей загадке) она удаляется со слайда в случае, если ответ неверный;

  • «Волшебная ёлка» – анимация назначается одному объекту (ёлке), триггер – другому (Деду Морозу). По щелчку на Деде Морозе появляется и вспыхивает огнями ёлка.

  1. Использование макросов-презентаций: MoveShap (Двигать объект), DragAndDrop, MoveEx, TestKit. Разработка технологических приёмов на основе макросов-презентаций.

Пояснение. Макрос – программный объект, который позволяет запомнить ту или иную последовательность рутинных операций, записанных пользователем, а затем, при необходимости, выполнить её как одну макрокоманду.

Указанные макросы не требуют знания языка программирования – они предлагаются в виде отдельных презентаций. Эти макросы можно бесплатно скачать в Интернете, например, на сайте ДИДАКТОР.

Макросы MoveShap, DragAndDrop, и MoveEx в режиме показа презентации позволяют перемещать любой объект слайда. Макрос DragAndDrop помимо этого имеет ещё и другие полезные возможности: вращать объект, изменять его размер, устанавливать начальное и конечное положение на слайде.

Макрос TestKit позволяет легко создавать качественные красочные тесты. Для детей младшего возраста можно скрыть (например, картинкой) слайд с автоматически выводимыми итогами тестирования.

Студентам предлагается разработать, например, такие задания для детей:

  • разложить корм животным, собрать картинку из её фрагментов – макросы для перемещения объектов;

  • выбрать овощи (сценарии: выбор одного из многих и многих из многих), вставить пропущенные буквы или слова (сценарий: ввод ответа), установить правильную последовательность действий (сценарий: соответствие) – макрос TestKit.

  1. Звук и видео. Разработка технологических приёмов.

Пояснение. В презентациях и играх детям очень интересно слышать необычные звуки, фразы из мультфильмов. С помощью Интернета можно подобрать любые звуки и сделать их нарезку самостоятельно. Нажимая на те или иные объекты в игре, ребенок слышит эти звуки и фразы, создается иллюзия игры с любимыми героями. Можно «оживить» героев презентации с помощью анимации и триггеров.

Студентам предлагается разработать следующие задания для детей:

  • знакомство со звучаниями голосов животных;

  • озвучивание сказки в картинках;

  • разбор жизненной ситуации (монтаж готового видео).

  1. Мультфильмы. Разработка технологических приёмов.

Пояснение. Дети очень любят смотреть мультфильмы. На основе подготовленных иллюстраций, педагог может разработать тематический мультфильм, направленный на решение определённой проблемы в развитии ребёнка. Компьютерный мультфильм даёт возможность остановить показ на любом слайде с целью детального разбора представленной ситуации. На определённом уровне разработки презентации взрослым к созданию мультфильма можно привлечь и детей.

Студентам предлагается разработать следующие задания для детей:

  • разбор сказки по картинкам про ворону «Ну, разве я не умница, разве не красавица!»;

  • доработка мультфильма «Новый год в лесу» вместе с детьми.

  1. Макросы VBA: Число, Буква, Слово.

Пояснение. Записывать макросы можно в среде любого приложения Microsoft Office, в том числе и в MS PowerPoint, с помощью встроенного языка программирования – Visual Basic for Application (VBA). Готовые макросы можно подгружать во время работы презентации, что позволяет реализовать всякие интересные дополнительные возможности, недоступные в обычной презентации.

Разработать компьютерную программу, если мы не программисты – дело сложное. Однако для человека, прошедшего курс программирования по школьной программе, как правило, не составляет большого труда адаптировать готовую программу под требования своей задачи.

Задания для студентов:

  • найти в Интернете макрос VBA, позволяющий генерировать случайные числа от 0 до 10; сохранить как презентацию – макрос Число 0-10;

  • отредактировать найденный макрос, так, чтобы получать случайные числа от 1 до 6 (во многих настольных детских играх для определения порядка или хода игры требуется подбрасывать шестигранный кубик с изображением точек – от 1 до 6); сохранить как презентацию – макрос Число 1-6;

  • отредактировать макрос так, чтобы получать в случайном порядке буквы «Г», «Ж», «Л»; сохранить как презентацию – макрос Буква;

  • отредактировать макрос так, чтобы получать в случайном порядке десять слов; сохранить как презентацию – макрос Слово.

Результат выполнения заданий представлен в таблице:

макрос Число 0-10

макрос Число 1-6

Private Sub CommandButton1 Click()

a = Int(Rnd() * 10)

TextBox1.Text = a

End Sub

Private Sub CommandButton1 Click()

a = Int(Rnd() * 6 + 1)

TextBox1.Text = a

End Sub

макрос Буква

макрос Слово1

Private Sub CommandButton1_Click()

Dim Letter(1 To 3) As String

a = Int(Rnd() * 3 + 1)

Letter(1) = "Г"

Letter(2) = "Л"

Letter(3) = "Ж"

TextBox1.Text = Letter(a)

End Sub

Private Sub CommandButton1_Click()

Dim Word(1 To 10) As String

a = Int(Rnd() * 10 + 1)

Word(1) = "Папа"

Word(2) = "Волк"

Word(3) = "Мама"

TextBox1.Text = Word(a)

End Sub


  1. Этап разработки дидактических мультимедийных игр на основе триггеров и макросов.

Студентам предлагается разработать следующие игры2 для детей:

  1. «Гонки к пруду с лилиями» с использованием презентации-макроса MoveEx и презентации-макроса Буква.

Встреча с незнакомыми словами всегда создаёт проблему, особенно если они вырваны из контекста. Известно, что произнесение первой буквы слова может стать эффективным ключом к его значению, и эта игра позволит ребёнку усвоить это. Игроки по очереди нажимают кнопку, генерирующую ту или иную букву. Если выпадет буква «Г», дети произносят её, ход делает гусеница, если буква «Л» – лягушка и т.д. Выигрывает тот, кто первым доберётся до пруда с лилиями.

  1. «Простые предложения» с использованием презентации-макроса Слово

Эта игра – забавный способ помочь ребёнку запоминать целые предложения. Это ненамного труднее, чем читать отдельные буквы и слова, особенно если вы используете ещё при этом картинки и звук. Ребёнок щёлкает на кнопках и пытается прочесть смешные предложения, сгенерированные из разных слов.

  1. Самостоятельная работа.

Знакомство с возможностями использования информационных технологий применительно к специальному образованию детей с различными отклонениями развития; разработка компьютерных заданий, способствующих решению следующих проблем.

Проблема 1. Использование информационных технологий применительно к образованию детей с различными отклонениями в развитии речи (формирование и коррекция произносительной стороны речи).

Проблема 2. Использование информационных технологий применительно к формированию самостоятельной письменной речи у детей с различными нарушениями слуха, чье речевое развитие не было нормализовано на ранних этапах онтогенеза.

Проблема 3. Использование информационных технологий применительно к области специального образования, связанной с развитием у детей представлений о мире.

Проблема 4. Использование информационных технологий применительно к развитию представлений о внутреннем мире человека у детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития.

Выводы.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов-дефектологов (ОПК-5: способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии) требует знания специализированных программных продуктов и их назначения, методических подходов к использованию компьютерных средств в специальном образовании; умения выбирать и оценивать компьютерное программное обеспечение различных видов; владения навыками использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Указанные требования к подготовке педагогов-дефектологов могут быть успешно реализованы в процессе их обучения разработке педагогических программных средств с использованием мультимедийных презентационных технологий.

Литература:

  1. Алещенко С. В., Воронкова И. А., Потапова М. А. Использование средств ИКТ для дистанционного образования с ОВЗ. – Томск, 2010. – 62 с. http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/MR-dlya-pedagogov-po-ispolzovaniyu-sredstv-IKT-dlya-DO-detey-s-OVZ.pdf

  2. Борисова Т.В., Гришмановская М.В. Формирование представлений об окружающем мире у младших дошкольников посредством применения ИКТ http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-ob-ok-ruzhayuschem-mire-u-mladshih-doshkolnikov-posredstvom-primeneniya-ikt.

  3. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80/Downloads/Kukushkina%20aftoreferat%20doktorskoi%20Ispolzovanie%20IT.pdf

  4. Кукушкина О. И. Текстовый редактор MSWord и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. Методическое пособие. М.: ДРОФА, 2013. – 176 с.

  5. Неживязова З.Г. Компьютерные технологии в развитии самостоятельной письменной речи у детей с нарушением слуха http://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-tehnologii-v-razvitii-samostoyatelnoy-pismennoy-rechi-u-detey-s-narusheniem-sluha.

  6. Устинова Л. Информационные технологии в дефектологии https://sites.google.com/site/ustinovalubasha/individualnaa-tema/t

  7. Прокопенко Н.И. Информационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании. Методические рекомендации. https://multiurok.ru/files/informatsionnyie-tiekhnologhii-v-spietsial-nom-die.html

  8. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 75-78. http://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4610/

1 Предполагается добавление операторов Word(n) = "…" до десяти.

2 Сценарий игр заимствован из пособия Гибсон Рей, Тайлер Дженни. Делай и играй. Веселые игры. – М.: Росмэн, 1997. – 128 с.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!