Открытие нового знания. | Повторение особенностей, структуры эссе Анализ эпиграфов. Определение возможности и целесообразности испо- льзования высказываний в качестве эпиграфа или для написания вступления «Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие». Герберт Уэллс «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов». Альберт Эйнштейн «Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя». Станислав Ежи Лец «Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно мыслить и работать,— в основе их жизни должна лежать идея прогресса». Кастелар-и-Риполь Э. (испанский политический деятель, оратор, писатель) «Прогресс, без устали вертя колес сцепленье, То движет что-нибудь, то давит под собой». В. Гюго «Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации». «Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума». А.Д. Сахаров (Нобелевская лекция. 1975г.)
Анализ материала о видах вступления в эссе. Работа в парах. Пишем вступление Если вы пишете художественное сочинение, старайтесь завладеть вниманием читателя. Художественные тексты наполнены эмоциями гораздо больше, чем все другие тексты. В таких сочинениях уместно начать с метафор. Если вы постараетесь написать что-то увлекательное или запоминающееся в первых нескольких фразах, вы сможете заинтересовать читателя в своей работе. Например, если вы пишете захватывающий рассказ о девушке, которая скрывается от преследования властей, можете начать с яркого образа: "Звук сирен ворвался в прокуренные номера дешевого отеля. Красные и синие огни вспыхивали, как камеры фоторепортеров. Пот смешался с ржавой водой на рукоятке ее пистолета". Вот это вступление! Важно отметить, что первые несколько предложений могут быть интересными даже в том случае, если в них не будет много действия. "Хоббит" Толкиена начинается так: "В норе в земле жил хоббит. Дыра не была страшной, грязной, мокрой, наполненной червями и неприятным запахом, но она не была и сухой, голой и песчаной, где было бы не на что сесть и нечего съесть. Это была нора хоббита, а это значит, что в ней было уютно". Это вызывает сразу несколько вопросов. Кто такой хоббит? Почему он живет в норе? Читатель будет читать дальше, чтобы все разузнать. Вступление может: -вводить в тему текста; - сообщать об основной проблеме текста; - быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать; -определять круг проблем, затронутых автором; -содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. Форма вступления: - лирическое размышление; - ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста) - рассуждение о заглавии, которое ты бы дал этому тексту; - ряд назывных предложений, создающих образную картину (по ассоциации с проблематикой) - цитата, пословица, поговорка, содержащая основную мысль текста (может быть выходом на проблему) - ключевое слово (с комментарием) - иллюстрация фактом основной мысли; - диалог с воображаемым собеседником о теме, идее или проблеме текста. Примеры вступлений к сочинению: 1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён … 2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся. 3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье 4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. 5. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы). 6. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду. 7. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия. 8.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером. 9.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … 10.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории). 11.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об …ограничиваются самыми общими представлениями: … 12.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что… Советы учителя. Если не получается написать вступление Попробуйте писать введение в конце всей работы. Когда приходит время начинать работу над эссе, многие авторы забывают, что нет правила, которое требовало бы сначала писать вступление. Можно начать с любой части сочинения, включая середину и концовку, при условии, что вам удастся объединить все в законченный текст. Если вы не уверены, с чего следует начать или не знаете, о чем будет ваше эссе, попробуйте пропустить введение и перейти к другим частям. Вам все равно придется написать его, но после того, как вы завершите работу над основной частью, вам будет проще набросать вступление. Подумайте над идеями. Временами даже у лучших авторов заканчивают ся мысли. Если вам сложно написать вступление, попробуйте записать все возможные идеи, которые у вас есть, в быстром темпе. Они необязательно будут хорошими, однако они могут натолкнуть вас на очень хорошую мысль. Попробуйте писать все подряд. Это упражнение предполагает фиксацию совершенно любых мыслей и слов. Пишите предложения как поток сознания, чтобы расшевелить себя. Конечный результат может оказаться полной бессмыслицей, но если это упражнение даст вам хотя бы немного вдохновения, можете считать, что оно оказалось вам полезным. Чтение вступлений. Выбор наиболее удачного. Дискуссия «+» и «-» научно – технического прогресса. Работа в парах. Класс условно делится на две группы, первая составляет тезисы и аргументы «за» НТП, вторая – «против». Знакомство с готовыми работами, определение достоинств и недостатков Написание черновика эссе (или составление рабочих материалов) | Ученики рассказывают все, что известно им об особенностях и структуре эссе, отмечают, что это произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства. В ходе обсуждения выясняют, как цитата должна согласовываться с содержанием эссе. Работают в парах с РМ, изучив материал, сочиняют один из видов вступления класс делает записи в тетрадях, заполняя таблицу Вступление | | Проблема | | Аргументы «ЗА» | | Аргументы«ПРОТИВ» | | Вывод | | |