СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. Подготовка к написанию эссе «Согласны ли вы с тем, что научно - технический прогресс оказывает влияние на людей?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Научить писать разные виды вступлений к эссе, формулировать тезис и   аргументы   для решения   проблемы;
  2. Способствовать совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного навыка языком;

3.      Воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Готовое сочинение»

Сочинение – размышление

Научно – технический прогресс – «за» и «против».

Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума.

(А.Д. Сахаров Нобелевская лекция) 1975г.)

Выполнил ученик 10 класса

Грешняев Юрий

Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны и грандиозны, что превосходят самые смелые проекты писателей – фантастов. Но, несмотря на это, человечество в лице представителей науки и широких масс вступило в третье тысячелетие с большой тревогой и озабоченностью. «Научное изучение всех взаимосвязей в природе и последствий нашего вмешательства явно отстаёт от темпов происходящих изменений. Промышленное и гидротехническое строительство. Лесозаготовки, распашка целинных земель. Применение ядохимикатов – это всё неконтролируемым, стихийным образом меняет облик земли. В воздух и в воду выбрасывается огромное количество вредных отходов промышленности и транспорта, в том числе и канцерогенных. Углекислота от сжигания угля меняет теплоотражательные свойства атмосферы. Рано или поздно это примет опасные масштабы. Но мы не знаем – когда».1. (А.Д. Сахаров «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании…» К сожалению, наверное, уже знаем… Мир стал опасен для жизни человека, локальные войны, террористические акты, самые изощрённые формы убийств, снижающих ценность человеческой жизни,- вот что предстаёт перед нами сегодня, вызывая чувство страха за наше будущее и будущее наших детей.

Как могло такое случиться? Почему пытливая человеческая мысль, достигнув таких высот и на земле, и в океанских глубинах, и в космических сферах, не увидела этих опасных тенденций? Ведь ещё в 19 веке многие известные философы, писатели предостерегали от увлечения чистой наукой: вот что записал в своём дневнике 25 апреля 1895года Лев Толстой: «… стали говорить про то, какой будет скоро матерьяльный прогресс, как – электричество и т. п. И мне их жалко стало, и я им стал говорить, что жду и мечтаю, и не только мечтаю, но и стараюсь о другом единственно важном прогрессе – не электричества и летанья по воздуху, а о прогрессе братства, единения и любви».

Конечно, на это всегда указывали человечеств все великие умы ,говоря, что общественный прогресс определяется нес только степенью господства человека над силами природы, сколько умением использовать их в интересах человечества. А что это значит – «использовать их в интересах человечества»?

По-моему, очень точно ответил на мой вопрос В.А. Легасов: «Почему … в 30-е, 40-е, 50-е годы наши технические достижения славились качеством? Та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полётом Гагарина, была создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского. Люди, создававшие технику, были воспитаны на величайших гуманных идеях. А техника была для них лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них»2. (Из интервью академика В.А. Легасова Ю. Шевчуку в повести «Чернобыль»). Одним словом, наука без опоры на нравственность чудовищна, опасна для человечества. Вспомним стихотворение Ю. Кузнецова «Атомная сказка»: Положил он лягушку в платок,

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке дрожали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Практика второй половины 20-го и первых десятилетий 21-го веков показала, что уровень знаний человека сам по себе еще не гарантирует высокого нравственного сознания. Важна мировоззренческая и нравственная ориентация знаний. « Моральные качества выдающейся личности имеют, вероятно, большее значение для молодого поколения и исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения». ( А. Эйнштейн).И такой личностью, с удивительной гармонией сочетающей в себе интеллектуальный гений, кристальную честность и исключительное чувство ответственности и сопричастности ко всему, что его окружало, был Андрей Дмитриевич Сахаров.

Учёный не марионетка, а человек с ясным умом и твердой памятью, поэтому он не может не осознавать собственный вклад в изготовление тех или иных предметов и систем, опасных для людей. Ядерная бомба, нейтронная бомба, химическое и биологическое оружие не могут появиться без многолетних исследований, и вряд ли можно подумать, что учёные, участвующие в подобных разработках, не понимают, что они делают.

К работе по созданию термоядерного оружия А.Д. Сахаров был привлечён постановлением Совета Министров СССР в июле 1948 года против своего желания. Но позднее, войдя в работу, он пришел к мнению, что этой проблемой нужно было заниматься, так как в США уже вовсю велись аналогичные исследования. Он считал, что нельзя допускать положения, при котором США стали бы монопольным обладателем термоядерного оружия. В этом случае стабильность мира была бы поставлена под угрозу. В. Астафьев даже обвинил Сахарова в лицемерии: « Создав оружие, которое сожжёт планету, так и не покаялся. Такая маленькая хитрость- умереть героем, совершив преступление». А. Адамович считал, что его общественная деятельность и была его покаянием. Но в « Воспоминаниях» А.Д.

Сахарова нет никакого покаяния. До конца своих дней Сахаров считал, что ситуация, при которой сверхоружие сосредоточено в одних руках, чревата огромной

опасностью и … рассматривал свою работу над водородной бомбой как средство предотвращения глобальной катастрофы. Тем не менее, он осознал и великую опасность, которая угрожает человечеству и всему живому на Земле в случае, если это оружие будет пущено в ход. Опасность для человечества представляли даже испытательные взрывы ядерного оружия, которые тогда проводились в атмосфере, на земли и в воде, поэтому он начал вести активную борьбу за разоружение, борьбу против испытаний ядерного оружия. А. Д. Сахаров, единственный из участников проекта по созданию термоядерного оружия, так же решительно вёл борьбу с его распространением, как в своё время работал над его созданием. Он защищал страну силой создаваемого им термоядерного оружия и силой разума, своего обострённого нравственного чувства. Он был носителем мышления, основанного на разуме. Его называют «основателем новой нравственности». Я считаю, что это обыкновенная человеческая нравственность, только очень последовательная, основанная на разуме и ответственности учёного за свои изобретения.. Кажется непостижимым, что в одном человеке неразделимо слились мощь теоретика, размышления о глубинах космоса и атомного ядра, о том, что несут они человечеству. Нелёгкая судьба А. Д. Сахарова учит нас многому. Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума. Мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно, за справедливость обретённой истины, что и движет вперёд человека и человечество.

Проанализировав проблему ответственности и нравственности учёных, я сделал вывод: в большинстве техногенных катастроф повинен человеческий фактор. Сегодня нужно технику защищать от человека, в руках которого сосредоточены потрясающие мощности. Нельзя перекладывать всю ответственность на учёных, необходимо понимать, что развитие науки и техники - это неотъемлемая часть развития общества и не только в научной деятельности. Научно – технический прогресс не должен опережать прогресс духовный, нравственный. Только в единстве науки и нравственности залог счастливого и гармоничного будущего человечества. Нужно помнить об этом всем нам и подтверждать это делом.


Просмотр содержимого документа
«Готовые сочинения»

Влияние научно-технического прогресса на людей

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В. Солоухин.

По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны и самолеты? Кроме того, мы, люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.

Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение М. Ю. Лермонтова "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса. Мцыри начинает схватку со зверем и, благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена М. Ю. Ломоносова.

Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным и приспособленным к жизни становится человек…Уже давно промчался ураганом по земле научно-технический прогресс, и с каждым днем в мире появляются все новые и новые изобретения, способные облегчить жизнь человечеству. Но так ли это хорошо? Попробуем посмотреть на это с нескольких сторон…



Человек и наука. Научно-технический прогресс.

Во многих проблемах поставленных автором статьи я с ним согласна. Но, как мне кажется, научный прогресс не всегда благо. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом.… Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся?

Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, осознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Примером этому может служить произведение М. Булгакова «Собачье сердце». Ученым движет жажда познания, стремления изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями. Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей.

Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза.…Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на земле. Примеры этому можно отыскать даже в древней мифологии. Есть легенда о ящике Пандоры. В нем говорится о том, как одно необдуманное действие, человеческое любопытство может привести к гибельному финалу.

Задуматься над проблемой, поднятой автором, - значит не только открыть для себя что-то, и ясно понять, что человек за все в ответе на этой земле.

Просмотр содержимого документа
«Научно-технический прогресс плюсы и минусы»

Научно-технический прогресс: плюсы и минусы

Под научно-техническим прогрессом обычно подразумевают массовое внедрение во все сферы жизни человечества достижений научной и инженерной мысли и совершенствование окружающей человека предметной среды. Казалось бы, этому явлению следует радоваться и всячески его поощрять. Но во всех странах не переводятся сожаления о «добрых старых временах», когда без новомодных приборчиков и машинок жилось проще и лучше.

Кроме подобных индивидуальных жалоб есть и объективные тревожные сигналы: человечество поражают новые болезни, о которых 100 лет назад слыхом не слыхивали; в самых благополучных странах растет число психических заболеваний и проявлений агрессии;  разрушительные природные и техногенные катастрофы становятся почти привычным делом.

В общем, наука и техника обеспечили человека множеством знаний и дополнительных возможностей, но не сделали его счастливым. Почему?

В пещеру все-таки неохота

Самый рьяный противник прогресса почему-то возмущается, если ему из-за неполадок на транспорте приходится пройти километр пешком или у него в квартире вдруг отключают электричество или воду. Техника и автоматика сделала жизнь человека легче и удобней. Теперь можно почти мгновенно получить доступ к нужной информации, быстро и в комфортных условиях попасть в нужное место (в том числе и очень отдаленное), приобщиться к культурным ценностям.

Машины взяли на себя самую тяжелую и неприятную работу. Необходимые для жизни предметы стали дешевле и доступнее. Представления о «нормальных условиях существования» также изменились в сторону большего комфорта и обеспеченности.

Наука взяла человека под защиту. Нашему современнику уже трудно даже представить, что еще 100 лет назад, скажем, воспаление легких считалось смертельно опасным заболеванием (ведь теперь его вылечивают несколько уколов антибиотика!). В государствах победившего прогресса человек редко мерзнет и мокнет, а голодает исключительно в лечебных целях.

Прогресс предоставляет человеку множество возможностей познавать себя и мир. Современная техника позволяет регистрировать активность мозга, видеть атомы и управлять элементарными частицами. Горизонты познания значительно расширились. Кроме того, освобождение от тяжелого, малоэффективного физического труда высвободило время и силы для интеллектуальных занятий.

Человек и сам изменился под воздействием созданной техническим прогрессом среды. Сегодня он выше ростом, сильнее и здоровее даже ближайших своих предков, причем изменения эти произошли очень быстро (для сравнения: средняя продолжительность жизни охотника на мамонтов составляла 22 года; фабричного рабочего начала ХХ века – 31 год; ныне средняя продолжительность жизни значительно превысила 50 лет, а в развитых странах – 70 лет).

Заложники прогресса

Но как же быть с новыми болезнями, психическими расстройствами и ностальгией по «патриархальным» временам? Для всего этого есть основания, но они не в самом прогрессе, а в неразумном им пользовании.

Развитие техники породило экологические проблемы. Выбросы в атмосферу, техногенные катастрофы, изменение облика планеты, неконтролируемая добыча сырья – это факторы, влияющие на здоровье человечества и перспективы его выживания. Человек позволяет им существовать ради прогресса, не понимая хорошенько, какие могут быть у этих явлений отдаленные последствия.

Человек стал зависим от техники. Минимальный сбой в ее функционировании уже грозит ему серьезными неприятностями. Люди впадают в панику из-за разрядившегося не вовремя мобильного телефона (и им не приходит в голову пройти к стационарному!). Когда в Нью-Йорке на несколько часов отключили электричество (из-за аварии), в городе начались массовые беспорядки.

Человек стал применять технику не только там, где она действительно нужна, но и в случаях, когда без нее можно было бы прекрасно обойтись. В результате люди начали страдать гиподинамией (им лень пройти квартал до магазина, они туда едут) и утрачивать навыки живого общения (учителя бьют тревогу: одноклассники, сидя за соседними партами, общаются исключительно через «Одноклассников»!).

Отсюда – прямая дорога к психическим проблемам и новым заболеваниям. Нашего компьютеризованного современника косят «синдромы смс», «мышиные синдромы», «синдромы переизбытка информации». Недостаток нормального общения вызывает психические расстройства. Увлечение технической реальностью заставляет забывать реальность человеческую. Люди оказались слабоваты против собственных изобретений.

Наконец, и истреблять людей прогресс помогает успешно. Атомная бомба много эффективнее трехлинейной винтовки и, тем более, меча и копья. Любой современный конфликт оказывается разрушительнее, чем мог бы быть 100 лет назад.

Все в наших руках

Но, раз проблема не в прогрессе, а в способах его использования, значит, человечество может избавиться от всех его недостатков! И всего-то надо для этого

  • Изучать возможные последствия воздействия на природу до того, как это воздействие будет осуществлено.

  • Иногда сознательно отказываться от техники (больше общаться без телефона, преодолевать небольшие расстояния пешком, читать книги вместо просмотра телепередач).

  • Постоянно напоминать себе, что техника должна зависеть от человека, а не он от нее.

  • Стараться разрешать все конфликтные ситуации путем переговоров, без применения силы.

  • И просто не терять некоторых «патриархальных» навыков (например, готовить без мультиварки и стирать вручную).

Научно-технический прогресс принесет человечеству сплошную пользу, если будет существовать ради человечества, а не ради самого себя!



Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию эссе Согласны ли вы с тем, что научно - технический прогресс оказывает влияние на людей»

6


Курс по выбору «Практикум по русскому языку» 11 класс

Урок 16.

Подготовка к написанию эссе «Согласны ли вы с тем, что научно - технический прогресс оказывает влияние на людей?»

Цели:

  1. Научить писать разные виды вступлений к эссе, формулировать тезис и аргументы для решения проблемы;

  2. Способствовать совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного навыка языком;

  3. Воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают композицию эссе, виды и формы вступлений.

  2. Понимают назначение каждого элемента композиции эссе, могут подобрать аргументы для подтверждения собственной точки зрения.

  3. Могут увидеть и оценить результаты своих действий, умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

Рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Приветствие учащихся



  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Прием «Использование фото»

Для стимуляции дискуссии можно использовать фотографии.

  • Покажите ряд изображений и /или набросков по определенной теме и по

просите учеников дать немедленную реакцию на рисунки/ изображения. Что фотограф / художник пытается сказать о теме изображения? Согласны ли с ним ученики? Какие чувства вызывают у учеников эти фото / изображения?

  • Ученики могут выбрать фото и объяснить, почему они выбрали именно это

фото.

- Подумайте, какое слово на фотографиях является ключевым?

  1. Совместная постановка цели урока

Определяют тему изображений, формулируют мысли авторов фотографий, высказывают свои чувства от увиденного на предложенных иллюстрациях..






Определяют цели урока

  1. Открытие нового

знания.








  1. Повторение особенностей, структуры эссе




  1. Анализ эпиграфов. Определение возможности и целесообразности испо-

льзования высказываний в качестве эпиграфа или для написания вступления

«Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие». Герберт Уэллс

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов». Альберт Эйнштейн

«Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя». Станислав Ежи Лец

«Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно мыслить и работать,— в основе их жизни должна лежать идея прогресса». Кастелар-и-Риполь Э. (испанский политический деятель, оратор, писатель)

«Прогресс, без устали вертя колес сцепленье, То движет что-нибудь, то давит под собой». В. Гюго

«Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации».

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума». А.Д. Сахаров (Нобелевская лекция. 1975г.)



  1. Анализ материала о видах вступления в эссе. Работа в парах.

Пишем вступление

Если вы пишете художественное сочинение, старайтесь завладеть вниманием читателя. 

Художественные тексты наполнены эмоциями гораздо больше, чем все другие тексты. В таких сочинениях уместно начать с метафор. Если вы постараетесь написать что-то увлекательное или запоминающееся в первых нескольких фразах, вы сможете заинтересовать читателя в своей работе.

  • Например, если вы пишете захватывающий рассказ о девушке, которая скрывается от преследования властей, можете начать с яркого образа: "Звук сирен ворвался в прокуренные номера дешевого отеля. Красные и синие огни вспыхивали, как камеры фоторепортеров. Пот смешался с ржавой водой на рукоятке ее пистолета". Вот это вступление!

  • Важно отметить, что первые несколько предложений могут быть интересными даже в том случае, если в них не будет много действия. "Хоббит" Толкиена начинается так: "В норе в земле жил хоббит. Дыра не была страшной, грязной, мокрой, наполненной червями и неприятным запахом, но она не была и сухой, голой и песчаной, где было бы не на что сесть и нечего съесть. Это была нора хоббита, а это значит, что в ней было уютно". Это вызывает сразу несколько вопросов. Кто такой хоббит? Почему он живет в норе? Читатель будет читать дальше, чтобы все разузнать.

Вступление может:

         -вводить в тему текста;

         - сообщать об основной проблеме текста;

         - быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать;

         -определять круг проблем, затронутых автором;

         -содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

Форма вступления:                                              

-   лирическое размышление;                               

-   ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)                  

-   рассуждение о заглавии, которое ты бы  дал этому тексту;                                        

-   ряд назывных предложений, создающих  образную картину (по ассоциации с

проблематикой)                                                           

-   цитата, пословица, поговорка, содержащая основную мысль текста (может быть  выходом на проблему)                                        

-   ключевое слово (с комментарием)                   

-   иллюстрация фактом основной мысли;               

-   диалог с воображаемым собеседником   о теме, идее или проблеме текста.      

Примеры вступлений к сочинению:

1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье 

4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

5. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

6. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

7. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
8.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
9.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
10.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
11.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об …ограничиваются самыми общими представлениями: …
12.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


Советы учителя. Если не получается написать вступление

  1. Попробуйте писать введение в конце всей работы. Когда приходит

время начинать работу над эссе, многие авторы забывают, что нет правила, которое требовало бы сначала писать вступление. Можно начать с любой части сочинения, включая середину и концовку, при условии, что вам удастся объединить все в законченный текст. Если вы не уверены, с чего следует начать или не знаете, о чем будет ваше эссе, попробуйте пропустить введение и перейти к другим частям. Вам все равно придется написать его, но после того, как вы завершите работу над основной частью, вам будет проще набросать вступление.

  1. Подумайте над идеями. Временами даже у лучших авторов заканчивают

ся мысли. Если вам сложно написать вступление, попробуйте записать все возможные идеи, которые у вас есть, в быстром темпе. Они необязательно будут хорошими, однако они могут натолкнуть вас на очень хорошую мысль.

Попробуйте писать все подряд. Это упражнение предполагает фиксацию совершенно любых мыслей и слов. Пишите предложения как поток сознания, чтобы расшевелить себя. Конечный результат может оказаться полной бессмыслицей, но если это упражнение даст вам хотя бы немного вдохновения, можете считать, что оно оказалось вам полезным.

  1. Чтение вступлений. Выбор наиболее удачного.

  2. Дискуссия «+» и «-» научно – технического прогресса. Работа в парах.

Класс условно делится на две группы, первая составляет тезисы и аргументы «за» НТП, вторая – «против».

  1. Знакомство с готовыми работами, определение достоинств и недостатков

  2. Написание черновика эссе (или составление рабочих материалов)

  • Ученики рассказывают все, что известно им об особенностях и структуре эссе, отмечают, что это

  • произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

В ходе обсуждения выясняют, как цитата должна согласовываться с содержанием эссе.



Работают в парах с РМ, изучив материал, сочиняют один из видов вступления



























































































класс делает записи в тетрадях, заполняя таблицу

Вступление


Проблема


Аргументы «ЗА»


Аргументы«ПРОТИВ»


Вывод



  1. Подведение

итогов.

Рефлексия. Стратегия «ХИМС»


Ученики заполняют таблицу по методу «ХИМС»

Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой.

Домашнее задание.


Отредактировать эссе, переписать в тетрадь






Просмотр содержимого документа
«РМ.Пишем вступление»

Пишем вступление

Задание: Изучите предложенный материал. Напишите вступление к эссе из нескольких предложений.

Если вы пишете художественное сочинение, старайтесь завладеть вниманием читателя. 

Художественные тексты наполнены эмоциями гораздо больше, чем все другие тексты. В таких сочинениях уместно начать с метафор. Если вы постараетесь написать что-то увлекательное или запоминающееся в первых нескольких фразах, вы сможете заинтересовать читателя в своей работе.

  • Например, если вы пишете захватывающий рассказ о девушке, которая скрывается от преследования властей, можете начать с яркого образа: "Звук сирен ворвался в прокуренные номера дешевого отеля. Красные и синие огни вспыхивали, как камеры фоторепортеров. Пот смешался с ржавой водой на рукоятке ее пистолета". Вот это вступление!

  • Важно отметить, что первые несколько предложений могут быть интересными даже в том случае, если в них не будет много действия. "Хоббит" Толкиена начинается так: "В норе в земле жил хоббит. Дыра не была страшной, грязной, мокрой, наполненной червями и неприятным запахом, но она не была и сухой, голой и песчаной, где было бы не на что сесть и нечего съесть. Это была нора хоббита, а это значит, что в ней было уютно". Это вызывает сразу несколько вопросов. Кто такой хоббит? Почему он живет в норе? Читатель будет читать дальше, чтобы все разузнать.

Вступление может:

 -вводить в тему текста;

- сообщать об основной проблеме текста;

- быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать;

-определять круг проблем, затронутых автором;

-содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

Форма вступления:                                              

-   лирическое размышление;                               

-   ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)                  

-   рассуждение о заглавии, которое ты бы  дал этому тексту;                                        

-   ряд назывных предложений, создающих  образную картину (по ассоциации с проблематикой)

-   цитата, пословица, поговорка, содержащая основную мысль текста (может быть  выходом на проблему)          

-   ключевое слово (с комментарием)                   

-   диалог с воображаемым собеседником   о теме, идее или проблеме текста.      

Примеры вступлений к сочинению:

1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество.

4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

5. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

6. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

7. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
8.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
9.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
10.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
11.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об …ограничиваются самыми общими представлениями: …
12.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Просмотр содержимого документа
«Согласны ли вы с тем что научно технический прогресс »

Согласны ли вы с тем, что научно- технический прогресс оказывает влияние на людей?


Вступление

«Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие». Герберт Уэллс

Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов. Альберт Эйнштейн

Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя. Станислав Ежи Лец

Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно мыслить и работать,— в основе их жизни должна лежать идея прогресса. Кастелар-и-Риполь Э. (испанский политический деятель, оратор, писатель)

Прогресс, без устали вертя колес сцепленье, То движет что-нибудь, то давит под собой. В. Гюго

Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума. А.Д. Сахаров (Нобелевская лекция. 1975г.)



Под научно-техническим прогрессом обычно подразумевают массовое внедрение во все сферы жизни человечества достижений научной и инженерной мысли и совершенствование окружающей человека предметной среды. Казалось бы, этому явлению следует радоваться и всячески его поощрять. Но во всех странах не переводятся сожаления о «добрых старых временах», когда без новомодных приборчиков и машинок жилось проще и лучше.

Прошедший век оказался для людей веком большого научного и технического прогресса. Ведь представьте: сто с небольшим лет тому назад человечество только-только открыло для себя телефонную связь и кино. Совсем недавно все еще были привычны к тому, что телефонный аппарат недвижим, стоит на столике и соединен кабелем с общей городской сетью. Перережь кабель – и соседние города не смогут услышать друг друга. А теперь межконтинентальный разговор по мобильному телефону стал возможен безо всякого шнура и провода.

Таким образом, открытия науки вмешиваются в быт людей, улучшая его, стараясь сделать удобнее. Вопросы решаются на расстоянии, а эти самые расстояния преодолеваются за несколько часов там, где средневековому всаднику пришлось бы скакать месяцами.

Постепенно открытия науки доходят до всех членов людского общества и объединяют их.


Люди издавна старались облегчить свою жизнь при помощи различных приспособлений. Многочисленные войны, междоусобицы тормозили развитие науки. Кроме того, вспомните средние века и инквизиторов, которые, дабы религия не потеряла своей власти над умами и душами людей, вовсю старались предотвратить развитие техники.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!