СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка заданий по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю ряд заданий к разделам русского языка, направленных на формирование языковой функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий по русскому языку»

Обестянский филиал

МБОУ «Локотская средняя общеобразовательная школа»











«Составление заданий

к разделам русского языка,

направленных на формирование языковой

функциональной грамотности»

















Выполнила:

учитель начальных классов

Копылова Светлана Дмитриевна












Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Я хочу представить вашему вниманию задания, которые способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

1. «Кто быстрее?»

Прим ..рение кр..сота

К..тание л..сник

Гол..довка с..сна

З..рно тр..ва

2. «Угадай слово»

К-р-нд-ш, л-ст-п-д, -д-жд-, д-ж-рн-й.

3. «Пиши –не спеши» (Измените слова так, чтобы было сочетание жи – ши)

Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж.

4. «Одна буква» (Замените одну согласную в словах)

Лёд, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село.

5. «Спрячь Ь в середину слова»

День-деньки; пень-пеньки.

Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

6. «Подбери буквы»

Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

7. «Найди лишнее слово»

Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Дети называют «лишние» слова:

* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

8. «Вычисли чужака»

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный и песок.

Объясните свой ответ. К лишним словам подберите и запишите однокоренные слова.

9. Образуй новое слово по образцу

Тигр –тигренок;

Мышь –_______________________;

Кот –__________________________;

Аист –_________________________.


10. Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в родительном падеже.

Он был похож на лётчика или моряка.

История этого моряка поучительна.

Все принимали его за моряка.

Отважного моряка встретила сама королева.

11. Прочитай текст. Выпиши и письменно объясни значение выделенных слов.

Мы пробрались с самую в чащу леса. Всё чаще стали встречаться валежники и вековые сосны.

12. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения слова пароход. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что оно означает. Письменно изложи свое объяснение.

13. «Почему их так зовут?»

На доске записаны слова. Ученики подбирают однокоренные слова и объясняют, почему эти предметы так называются.

Подберезовик, волнушка, малиновка, моряк, булочная, подснежник.

14. Игра «Кто чей родственник?»

Нужно найти пары родственных слов и соединить их линиями разных цветов.

Вода Левый

Тигр Водительский

Лев Маленький

Левша Львенок

Водитель Водный

Малина Тигренок

Малыш Малиновый

15. Упражнения-наблюдения

В каждом из данных предложений, кроме одного, есть речевая ошибка. Кроме какого?

Бабушка купила пару валенков.

Брат привез с моря ракушки.

Мама положила мне в чемодан три пары носок.

За ужином ребята съели килограмм яблоков.

16. Упражнения – сочинения

Ты узнал, что скоро в твоем городе пройдет сельскохозяйственная ярмарка. Об этом тебе захотелось как можно быстрее рассказать маме, но её телефон был все время занят. Подумай, каким способом можно сообщить маме о ярмарке?

Расскажи маме о разнообразии овощей и фруктов, которые будут продаваться на ярмарке. Слова: помидор, апельсин, груша, яблоко, абрикос, лимон, слива, баклажан используй во множественном числе, родительном падеже.

17. Восстановите строки из стихотворения.

1. В детской сказке Колобок по траве катиться мог    

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

                                 2.  Через сотни (километры),

                                      Не страшась (метели), (ветры),

                                      Мчатся с юга к нам вагоны.

                                      В них везут ребятам тонны

                                     (Апельсины), (мандарины),

                                     (Помидоры) и (лимоны).

18. Укажи галочкой номер строчки, где все слова записаны верно:

  1. берега, шофера, якори, докторы, леса;

  2. инженеры, директора, профессора, кондукторы, катера;

  3. куполы, колокола, паспорты, торты, сорты.


19. Прием «Проблемная ситуация»

Миша затрудняется в написании существительных с шипящим на конце слова. Помоги ему правильно записать словосочетания с этими словами.

Яркий луч…, выглянуло из-за туч…, пять тысяч…, огромный лещ…, красивая брош…, без интересных зрелищ…, мимо берёзовых рощ…, майская ноч…, громкий плач…,нужная вещ…, много чудовищ…, около новых дач…, у зелёных пастбищ….

20. Прием ассоциации используется при работе над словарным словом.

Например: мороз – холод, береза – белая, морковь – сочная, ребята – дети, петух – Петя, рябина – ягода, ученик – учение.

21. Приём «Напиши по памяти». Выделите окончания прилагательных.

- По дороге зимн.., скучн..

Тройка борз.. бежит.

Колокольчик однозвучн..

Утомительно гремит.

22. Приём «Лови ошибку».

В этом тексте  21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.  

23. Прием «Найди ошибку»

Спишите, исправив ошибки.

Мы жывём в москве. Москва- столица россии. Москва стоит на реке москве.

24. Расставь порядок действий (укажи цифрами) для правильного написания данных слов:

-определить склонение им сущ.;

-выделить окончание;

-правильно записать сущ. с шипящим на конце;

-определить род им. сущ.;

-определить число и падеж им. сущ.

25. Спишите, выбирая нужную букву. Подчеркните орфограмму.

Корова (Н,н)очка даёт много молока.

Первой в космос полетела собака (Л,л)айка. У кошки (Д,дымки) котята.

Котёнок (П,п)ушок поймал (П,п)ушок.

Жеребёнок (В,в)етер мчался, как (В,в)етер.

26. Приём «Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!